УИД 47RS0005-01-2023-005842-63
Гражданское дело № 2-1373/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Выборг 28 февраля 2024 года
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Киселевой С.Н.
при ведении протокола помощником Родионовой Т.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Выборгского городского прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов Никифорова Александра Николаевича, к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об обязании обеспечить средствами реабилитации и взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в суд с исковым заявлением об обязании обеспечить средствами реабилитации и взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований истец указал, что Выборгской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о социальной поддержке инвалидов при предоставлении Никифорову А.Н. технических средств реабилитации.
Надзорными мероприятиями установлено, что Никифорову А.Н., бессрочно установлена 3 группа инвалидности вследствие общего заболевания.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида Никифорову А.Н. установлена нуждаемость в обеспечении техническими средствами реабилитации (далее TCP), в качестве рекомендуемого TCP указаны: <данные изъяты>
Заявление на выдачу указанных технических средств подано Никифоровым А.Н. 10 апреля 2023 года. Никифоров А.Н. до настоящего времени не обеспечен указанными TCP.
Поскольку законные права Никифорова А.Н., инвалида 3 группы, в настоящее время нарушены, гражданин в течение длительного времени не обеспечен ТСР, необходимыми в ежедневном использовании, ему причинены нравственные и физические страдания, которые он оценивает в 20 000 руб..
Истец просит обязать отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обеспечить Никифорова А.Н. следующими техническими средствами реабилитации: <данные изъяты> и взыскать денежную компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб..
Из возражений ответчика следует, что в соответствии с ИПРА № 332.15.47/2023 от 30 марта 2023 года на основании заявления от 10 апреля 2023 года Никифоров А.Н. стоит на учете по обеспечению TCP.
16-01-03 сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией: 26 декабря 2023 года между Отделением и ООО «Медпроф» был заключен государственный контракт № Ф.2023/1993 на поставку сигнализаторов звука цифровых в 2024 году. Во исполнение контракта было сформировано направление от 11 января 2024 года № 26487691 сроком действия до 06 июня 2024 года, которое будет направлено в адрес Никифорова А.Н. после проверки пунктов выдачи TCP.
19-01-01-2 телефонное устройство с функцией видеосвязи, навигации и с текстовым выходом: TCP получено Никифоровым А.Н. 18 декабря 2023 года по акту приема-передачи товара № 234 от 13 декабря 2023 года.
18-01-01-2 телевизор с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами с диагональю не менее 80 см: TCP получено Никифоровым А.Н. 15 декабря 2023 года по акту приема- передачи товара № 7268 от 15 декабря 2023 года.
17-01-16 вкладыш ушной индивидуального изготовления (для слухового аппарата): во исполнение государственного контракта № Ф.2023/1393 от 20 октября 2023 года на выполнение работ по изготовлению вкладышей ушных индивидуального изготовления (для слуховых аппаратов) в 2023 году, заключенного между Отделением и ООО «Торгово-промышленная компания «Ритм», 24 ноября 2023 года в адрес Никифорова А.Н. было выслано направление от 20 ноября 2023 года № 25921174 сроком действия до 11 декабря 2023 года. Направление Никифоровым А.Н. получено не было. На основании соглашения о расторжении № 1924 от 25 декабря 2023 года государственный контракт был расторгнут в связи с истечением срока.
17-01-05 слуховой аппарат цифровой заушный сверхмощный: во исполнение государственного контракта № Ф.2023/697 от 02 мая 2023 года на поставку слуховых аппаратов цифровых заушных для инвалидов в 2023 году, заключенного между Отделением и ООО «Смилта», 10 августа 2023 года в адрес Никифорова А.Н. было выслано направление от 08 августа 2023 года № 24017858 сроком действия до 19 сентября 2023 года. Направление Никифоровым А.Н. получено не было. Государственный контракт исполнен.
С заявлением на компенсацию за самостоятельное приобретение TCP или оформление электронного сертификата на приобретение TCP Никифоров А.Н. не обращался.
Требования истца о компенсации морального вреда фактически направлены не на защиту каких-либо неимущественных прав, а основаны на обстоятельствах получения технического средства реабилитации, то есть иск вытекает из имущественных отношений. Законодательством, регулирующим социальное обеспечение инвалидов, также не предусмотрена возможность компенсации морального вреда при нарушении имущественных прав инвалидов.
Доказательства вины Отделения в причинении физических и нравственных страданий Никифорову А.Н. и наличия причинной связи между действиями ответчика и физическими страданиями Никифорова А.Н. отсутствует.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не просили. Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно ст.ст. 7, 43 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.
Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В соответствии со ст.11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе: изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Никифорову А.Н. бессрочно установлена 3 группа инвалидности вследствие общего заболевания.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида Никифорову А.Н. установлена нуждаемость в обеспечении техническими средствами реабилитации (далее TCP), в качестве рекомендуемого TCP указаны: сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией (код 16-01-03), вкладыш ушной индивидуального изготовления (для слухового аппарата) (код 17-01-16), слуховой аппарат цифровой заушный сверхмощный (код 17-01-05). В остальной части требования инвалида удовлетворены.
Заявление на выдачу указанных технических средств подано Никифоровым А.Н. 10 апреля 2023 года. Никифоров А.Н. до настоящего времени не обеспечен TCP: сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией (код 16-01-03), телефонное устройство с функцией видеосвязи, навигации и с текстовым выходом (код 19-01-01-2), телевизор с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами с диагональю не менее 80 см (код 18-01-01-2), вкладыш ушной индивидуального изготовления (для слухового аппарата) (код 17-01-16), слуховой аппарат цифровой заушный сверхмощный (код 17-01-05)
Суд, учитывая, что требование действующего законодательства отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области до настоящего времени не исполнено, считает доводы ответчика подлежащими отклонению.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение уполномоченными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
В соответствии со статьей 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 ГК РФ).
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ).
При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание обстоятельства, при которых был причинен вред, возраст истца, инвалидность истца, степень вины ответчика, не исполнившего возложенную законом обязанность, что повлекло нарушение прав истца как инвалида, гарантированных Конституцией Российской Федерации, а также принципы разумности и справедливости.
Суд считает требование о взыскании в пользу Никифорова А.Н. компенсации морального вреда подлежащим удовлетворению в размере 10 000 руб..
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Выборгского городского прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов Никифорова Александра Николаевича, к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об обязании обеспечить средствами реабилитации и взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Обязать отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обеспечить Никифорова Александра Николаевича, Дата, техническими средствами реабилитации: <данные изъяты>
Взыскать с отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в пользу Никифорова Александра Николаевича денежную компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб..
В удовлетворении требований Выборгского городского прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов Никифорова Александра Николаевича, к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об обязании обеспечить средствами реабилитации: <данные изъяты> отказать.
В удовлетворении требований Выборгского городского прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов Никифорова Александра Николаевича, к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о взыскании компенсации морального вреда в остальной части отказать.
На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд Ленинградской области.
Председательствующий подпись
Мотивированное решение изготовлено 06 марта 2024 года.
Председательствующий подпись
Копия верна
Судья Выборгского городского суда С.Н. Киселева
Помощник Т.С. Родионова
Подлинный документ находится в гражданском деле № 2-1373 за 2024 год в Выборгском городском суде Ленинградской области.