Решение по делу № 33-3342/2024 от 12.01.2024

Судья: Неграмотнов А.А.                    Дело <данные изъяты>

50RS0<данные изъяты>-96

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

<данные изъяты>,

<данные изъяты>                                                 22 января 2024 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

    председательствующий судья: Конатыгина Ю.А.,

судьи: Терехова Л.Н., Шмелев А.Л.,

ведение протокола - помощник судьи Аристова Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело <данные изъяты> по исковому заявлению Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры <данные изъяты> к Лесниковой В. Ф., Лесникову А. М. об изъятии объекта недвижимости для государственных нужд,

по апелляционной жалобе Лесниковой В. Ф., Лесникова А. М. на решение Люберецкого городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>, заслушав доклад судьи Шмелева А.Л., объяснения представителя Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры <данные изъяты>Болиевой В.З., представителя Лесниковой В.Ф. и Лесникова А.М.,

УСТАНОВИЛА:

Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры <данные изъяты> предъявлен иск к Лесниковой В. Ф., Лесникову А. М. об изъятии для государственных нужд <данные изъяты> земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: садоводство, кадастровый <данные изъяты>, расположенный по адресу: обл. Московская, р-н Люберецкий, д. Марусино, СНТГ «Долгий Луг», уч-к 173, установлении размера возмещения с учетом величины убытков 3 283 66 рублей, в том числе: Лесниковой В. Ф. 1 094 555,40 рублей, в том числе: рыночная стоимость земельного участка, доля в праве 1/3, составляет: 935 386,70 рублей; величина убытков, причиненных правообладателю изъятием объекта недвижимого имущества, составляет: 159 168,70 рублей, Лесникову А. М. 2 189 110,60 рублей, в том числе: рыночная стоимость земельного участка, доля в праве 2/3, составляет: 1 870 773, 30 рублей; величина убытков, причиненных правообладателю изъятием объекта недвижимого имущества, составляет: 318 337,30 рублей

Протокольным определением суда от <данные изъяты> требования об установлении размера возмещения с учетом величины убытков в связи с изъятием земельного участка выделены в отдельное производство в связи с назначением по указанным требованиям судебной оценочной экспертизы.

Представитель ответчиков возражал против удовлетворения иска в формулировке, изложенной истцом, поскольку не согласен размером возмещения затрат, а также указал, что земельный участок ответчиков имеет площадь согласно сведениям ЕГРН 606 кв.м., а не 560 кв.м., какую просит истец изъять у ответчиков.

Представитель третьего лица Министерства имущественных отношений <данные изъяты> не обеспечило явку представителя, позицию по делу не представило, извещен, уважительных причин неявки суду не представил.

Решением Люберецкого городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> постановлено: исковые требования Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры <данные изъяты> (ИНН 5024105481) к Лесниковой В. Ф., Лесникову А. М. (паспорт 45 13 <данные изъяты>), Лесниковой В. Ф. (паспорт 45 10 <данные изъяты>) удовлетворить. Изъять у Лесниковой В. Ф., Лесникова А. М., земельный участок общей площадью 606 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: садоводство, кадастровый <данные изъяты>, адрес расположения: <данные изъяты>, д. Марусино, СНТГ «Долгий Луг», уч-к 173 для государственных нужд <данные изъяты>.

Ответчики в апелляционной жалобе просит отменить решение, как незаконное и необоснованное.

В соответствии с ч. 1 п. 1, п. 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 12 ГПК РФ определено, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Согласно ч. 1 ст. 55 и ч. 1 ст. 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В силу положений ст. ст. 56, 59, 67 ГПК РФ суд, самостоятельно определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

В соответствии со ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством (п.1). В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: 1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок; 2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности; 3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком (п. 2).

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (п. 3).

Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством (п. 5).

Согласно ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с: 1) выполнением международных договоров Российской Федерации; 2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; 3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

Из подпункта 3.2 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) следует, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, в том числе отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласно пункту 3 статьи 239.2 ГК РФ отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Согласно статье 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Из пункта 6 статьи 279 ГК РФ следует, что сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

В соответствии со ст. ст. 281, 282 ГК РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, при этом его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельного участка и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода.

Согласно пункту 2 статьи 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения.

Статьей 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации установлены особенности определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

В силу пункта 1 данной статьи размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются всоответствии с Федеральным законом от <данные изъяты> N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации, при определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.

Согласно п. 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта» утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <данные изъяты> при рассмотрении судом дела о выкупе земельного участка выкупная цена определяется исходя из рыночной стоимости земельного участка на момент рассмотрения спора.

По делу установлено, что Лесникову А.М. и Лесниковой В.Ф. принадлежит на праве собственности земельный участок общей площадью согласно сведениям из ЕГРН 606 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: садоводство, кадастровый <данные изъяты>, адрес расположения: <данные изъяты>, д. Марусино, СНТГ «Долгий Луг», уч-к 173 в размере 2/3 доли и 1/3 доли в праве собственности соответственно.

В соответствии с ГК РФ, Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от <данные изъяты> № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральным законом от <данные изъяты> № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от <данные изъяты> № 254-ФЗ «Обособенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-ОЗ «О регулировании земельных отношений в <данные изъяты>», постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> «О досрочном прекращении реализации государственной программы <данные изъяты> «Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса» на 2017-2026 годы и утверждении государственной программы <данные изъяты> «Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса» на 2023-2027 годы», постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> «Об утверждении документации по планировке территории для создания и эксплуатации сети автомобильных дорог общего пользования регионального значения <данные изъяты> «Солнцево - Бутово - Видное - <данные изъяты> - Молоково – Лыткарино-Томилино - Красково - Железнодорожный» на платной основе. Элемент 3. Участок автомобильной дороги от примыкания к автодороге Москва - Жуковский до примыкания к автодороге <данные изъяты>», постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> «Об утверждении изменений в документацию по планировке территории для создания и эксплуатации сети автомобильных дорог общего пользования регионального значения <данные изъяты> «Солнцево - Бутово - Видное - <данные изъяты> - Молоково – Лыткарино-Томилино - Красково - Железнодорожный» на платной основе. Элемент 3. Участок автомобильной дороги от примыкания к автодороге Москва - Жуковский до примыкания к автодороге <данные изъяты>», постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> «О внесении изменений в документацию по планировке территории для создания и эксплуатации сети автомобильных дорог общего пользования регионального значения <данные изъяты> «Солнцево - Бутово - Видное - <данные изъяты> - Молоково – Лыткарино-Томилино - Красково - Железнодорожный» на платной основе. Элемент 3. Участок автомобильной дороги от примыкания к автодороге Москва - Жуковский до примыкания к автодороге <данные изъяты>», решением Градостроительного совета <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры <данные изъяты> принято распоряжение от <данные изъяты> <данные изъяты>-Р «Об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужд <данные изъяты>», согласно которому подлежит изъятию вышеуказанный земельный участок.

На основании пункта 9 статьи 4 Федерального закона от <данные изъяты> № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимости подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции линейных объектов инфраструктуры иесли по истечении сорока пяти дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости в соответствии с земельным законодательством проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладатель изымаемой недвижимости не представил подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости.

В соответствии с части 2 статьи 10 Федерального закона от <данные изъяты> № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в адрес ответчиков 06.06.2023направлен проект соглашения об изъятии объектов недвижимого имущества для государственных нужд <данные изъяты> с приложением заключения об отчете (трек номер почтового отправления 80081985130827, 80081985130674).

В соответствии с п. 4 ст. 10 указанного Федерального закона в случае, если в течение трех месяцев со дня направления проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества указанное соглашение не заключено, орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, вправе обратиться в суд с заявлением о принудительном изъятии такого имущества.

В соответствии со ст. 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ч. 1 ст. 282 ГК РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно исходил из того, что поскольку срок подписания соглашения истек, а подписанный проект соглашения от ответчика в адрес истца не поступил, истец имеет право на обращение в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции правильно исходил из того, что площадь изымаемого земельного участка согласно сведениям ЕГРН составляет 606 кв.м., а не как в решении об его изъятии 560 кв.м., что установлено вступившим в законную силу решением Люберецкого городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>.

Раздельное рассмотрение спора об определении стоимости изымаемого у ответчиков земельного участка, не препятствует получению ответчиками справедливой компенсации.

Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем, не влияют на правильность принятого судом решения и не могут служить основанием к отмене решения суда.

Судом первой инстанции исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам.

Выводы суда подробно, со ссылками на нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведены в мотивировочной части решения и судебная коллегия с ними соглашается, не усматривая оснований для их переоценки. Нормы материального права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Люберецкого городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Лесниковой В. Ф., Лесникова А. М. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-3342/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области
Ответчики
Лесников Александр Максимович
Лесникова Валентина Федоровна
Другие
Начкебия Алина Олеговна
Министерство имущественных отношений Московской области
Суд
Московский областной суд
Судья
Шмелев Антон Люсьенович
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
22.01.2024Судебное заседание
07.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.02.2024Передано в экспедицию
22.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее