Решение по делу № 3а-599/2020 от 29.01.2020

Дело № 3а-599/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 июня 2020 г.                             г. Пермь

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Симоновой Т.В.,

при секретаре Гатиной О.Ф.,

с участием прокурора прокуратуры Пермского края Масленниковой И.А.,

административного истца Корякиной С.А., представителя административного истца Ситникова А.В., действующего на основании ордера, представителя административного ответчика Правительства Пермского края и заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края Артемьевой К.С., действующей на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному исковому заявлению Корякиной Светланы Анатольевны о признании недействующим в части приложения к постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года № 944-п,

УСТАНОВИЛ:

Правительством Пермского края 25.11.2017 принято Постановление № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее Постановление Правительства Пермского края от 25.11.2017 № 944-п). Нормативный правовой акт опубликован 04.12.2017 в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», за № 48, а также размещен 30.11.2017 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Пунктом 1 названного Постановления Правительства Пермского края от 25.11.2017 № 944-п определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год согласно приложению к настоящему Постановлению (далее по тексту Перечень).

Под пунктом 4784 таблицы 1 приложения «Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» к Постановлению Правительства Пермского края № 944-п от 25.11.2017 включено здание с кадастровым номером **, площадью 243,3 кв.м., расположенное по адресу: ****.

Корякина С.А., являясь собственником данного нежилого здания обратилась в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующим со дня принятия приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 25.11.2017 № 944-п, в части включения в таблицу 1 Приложения под пунктом 4784 указанного выше здания. В обоснование заявленных требований административный истец указала на то, что принадлежащий ей объект недвижимости не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включение его в Перечень противоречит требованиям Закона Пермского края № 141-ПК, нарушает ее права и законные интересы, так как незаконно возлагает на нее обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в большем размере.

Административный истец, ее представитель в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивали, в своих пояснениях изложили позицию, указанную в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Правительства Пермского края и заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края (привлечено к участию в деле на основании определения суда, занесенного в протокол предварительного судебного заседания от 12.05.2020) просила отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования обоснованными, суд пришел к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

Проанализировав представленные административным ответчиком документы относительно процедуры принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, а также предписания подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статей 372, 378.2, 399 и 402 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 16 Закона Пермского края от 07.09.2007 № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», постановление Правительства Пермского края от 16.10.2015 № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его принятия и опубликования. По данному основанию участниками судебного разбирательства нормативный правовой акт не оспаривается.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса.

Статьей 402 поименованного кодекса субъектам Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 этого кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 приведенной статьи, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Как следует из пояснений представителя административного ответчика, объект недвижимости с кадастровым номером ** был включен в оспариваемый административным истцом Перечень по наименованию, содержащемуся в Едином государственном реестре недвижимости, а именно как «здание офиса и складских помещений». Данные обстоятельства, по мнению представителя административного ответчика позволяют сделать безусловный вывод, что спорный объект предназначен для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения.

Между тем, суд не может согласиться с данными доводами административного ответчика.

Устанавливая налог на имущество физических лиц в главе 32 Налогового кодекса Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел различные налоговые ставки, размер которых определяется, в том числе, видом объекта налогообложения. Для целей применения повышенной ставки налога на имущество физических лиц для отдельных нежилых объектов федеральный законодатель делает отсылку к нежилым объектам, определяемым в соответствии со статьей 378.2 главы 30 «Налог на имущество организаций».

При этом, согласно положениям части 1, 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Согласно пункту п. 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Абзацем третьим пункта 1 части ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) возложена обязанность установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Законом Пермского края от 10.11.2017 № 140-ПК «Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 01.01.2018.

Решением Совета депутатов Юсьвинского сельского поселения Юсьвинского муниципального района от 27.11.2017 № 30 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории Юсьвинского сельского поселения» установлен и введен в действие с 01.01.2018 налог на имущество физических лиц налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, ставка налога определяется с учетом того поименован ли объект в перечне, определяемом в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (утратило силу в связи с принятием Решения Совета депутатов Юсьвинского сельского поселения Юсьвинского муниципального района от 19.11.2018 № 39 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории Юсьвинского сельского поселения»).

Кроме того, на территории Пермского края в соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 2 Закона Пермского края от 13.11.2017 № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» (в редакции на момент утверждения оспариваемого истцом Перечня), налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении, в частности административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края.

По смыслу приведенных законоположений в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленных положениями статьи 378.2 НК РФ, при этом также следует учитывать ограничения по включению объектов в перечень объектов, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость, установленные законом самого субъекта Российской Федерации, в данном случае - Законом Пермского края от 13.11.2017 № 141-ПК (в редакции на момент утверждения оспариваемого Перечня).

Как установлено судом при рассмотрении административного дела, Корякина С.А. является собственником здания офиса и складских помещений, площадью 245,3 кв.м., кадастровый номер **, адрес объекта: ****, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

Из представленной Управлением Росреестра по Пермскому краю и филиала по Пермскому краю ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по запросу суда информации усматривается, что в сведениях о площади принадлежащего административному истцу объекта недвижимости в 2017 году была допущена техническая ошибка – изменена площадь с 245,3 кв.м. на 356,6 кв.м., которая в последующем 22.11.2019 была устранена по заявлению Корякиной С.А., в ЕГРН вновь внесены сведения о площади объекта в размере 245,3 кв.м.. Отсутствие изменений в общей площади здания с кадастровым номером ** подтверждаются также представленной технической документацией (кадастровым и техническим паспортами), составленными 03.07.2009.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что на момент принятия оспариваемого Перечня фактическая площадь здания с кадастровым номером ** составляла именно 245,3 кв.м.. Доказательств иного административным ответчиком не представлено.

На момент формирования оспариваемого административным истцом Перечня, действовал Закон Коми-Пермяцкого автономного округа от 19.11.2004 № 64 (ред. от 26.01.2017) «Об утверждении границ и о наделении статусом муниципальных образований Юсьвинского района Пермского края» (принят ЗС КПАО 16.11.2004), которым было образовано муниципальное образование Юсьвинский муниципальный район, в состав которого в свою очередь входили территории сельских поселений: Юсьвинское сельское поселение с административным центром в селе Юсьва; Майкорское сельское поселение с административным центром в поселке Майкор; Пожвинское сельское поселение с административным центром в поселке Пожва; Купросское сельское поселение с административным центром в селе Купрос; Архангельское сельское поселение с административным центром в селе Архангельское.

Закон Коми-Пермяцкого автономного округа от 19.11.2004 № 64 утратил силу со 02.07.2019 в связи с принятием Закона Пермского края от 20.06.2019 № 427-ПК «Об образовании нового муниципального образования Юсьвинский муниципальный округ Пермского края».

Соответственно, поскольку здание с кадастровым номером ** на период принятия спорного Перечня было расположено в пределах Юсьвинского муниципального района, имело общую площадь 245,3 кв.м., т.е. менее 300 кв.м., установленной Законом Пермского края от 13.11.2017 № 141-ПК для муниципальных районов, следовательно, условие о размере общей площади здания, установленное указанным Законом субъекта Российской Федерации, на момент принятия спорного Перечня соблюдено не было.

Также суд отмечает, что в материалы дела административным ответчиком не представлены сведения о безусловной связи здания с кадастровым номером 81:05:1420008:165 с каким-либо земельным участком.

Из пояснений административного ответчика следовало, что по виду разрешенного использования земельного участка спорный объект в Перечень не включался, в отсутствие документов, подтверждающих возможность отнесения здания с кадастровым номером ** к административно-деловым центрам или торговым центрам (комплексам) по вышеназванному признаку, данное здание могло быть включено в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества на основании его предназначения для использования или фактического использования в целях делового, административного или коммерческого назначения.

Между тем, и обследование здания и помещений в нем на предмет его фактического использования до определения Перечня объектов недвижимого имущества не проводилось, что не оспаривал представитель административного ответчика и заинтересованного лица в судебном заседании.

При этом, из представленных документов технического учета - технического паспорта нежилого здания по состоянию на 03.07.2009 данный объект недвижимости имеет назначение – здание офиса и складских помещений. Из экспликации к поэтажному плану следует, что помещения в здании имеют следующие наименования: складское помещение, кладовая, помещение.

Таким образом, назначение поименованных выше помещений не позволяет сделать вывод о том, что указанное выше здание используется в целях делового, административного и коммерческого назначения.

С учетом изложенного, проанализировав нормы приведенного федерального и регионального законодательства, оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции приходит к выводу, что спорное здание признакам, приведенным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и Законе Пермского края от 13.11.2017 № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае», не отвечает, поэтому включение данного объекта в Перечень является незаконным.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется ка их кадастровая стоимость.

Вместе с тем, суд приходит к выводу, что Правительством Пермского края относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного помещения условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения его в Перечень, не представлено.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим в части, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц и признание оспариваемой нормы с момента вынесения настоящего решения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым признать оспариваемый пункт Перечня недействующим со дня его принятия.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании.

Согласно пункту 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

В связи с тем, что заявленное административным истцом требование судом удовлетворено, расходы, понесенные истцом по уплате госпошлины в размере 300 рублей, подлежат взысканию в его пользу с административного ответчика.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Корякиной Светланы Анатольевны удовлетворить.

Признать не действующим пункт 4784 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 год», к Постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года № 944-п, со дня принятия.

Возложить на Правительство Пермского края обязанность опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании.

Взыскать с Правительства Пермского края в пользу Корякиной Светланы Анатольевны судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 16.06.2020.

Судья             подпись            

3а-599/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Пермского края Юмшанов А.А.
Корякина Светлана Анатольевна
Ответчики
Правительство Пермского края
Другие
Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Симонова Татьяна Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
29.01.2020Регистрация административного искового заявления
29.01.2020Передача материалов судье
03.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
19.02.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
19.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.02.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.03.2020Предварительное судебное заседание
12.05.2020Предварительное судебное заседание
10.06.2020Судебное заседание
16.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее