Решение по делу № 2-738/2019 от 24.07.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 сентября 2019 года                               г.Алексин Тульской области

             Алексинский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Левенковой Е.Е.,

при секретаре Гончаровой Н.В.,

с участием:

истца Кузнецова В.А.,

представителя ответчика Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда РФ в городе Алексин Тульской области (межрайонное), действующей на основании доверенности Филатовой Е.Н.,

          рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 738/2019 по иску Кузнецова В.А. к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда РФ в городе Алексин Тульской области (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости незаконными, возложении обязанности засчитать в страховой стаж определенные периоды работы, назначить досрочную пенсию по старости, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов,

у с т а н о в и л:

          Кузнецов В.А. обратился в суд с иском Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда РФ в городе Алексин Тульской области (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости незаконными, возложении обязанности засчитать в страховой стаж определенные периоды работы, назначить досрочную пенсию по старости, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов.

         В обоснование заявленных требований указал, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил военную службу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях <данные изъяты> войсковой части , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> войсковой части .

          Исполнение обязанности по указанным должностям связано с источником ионизирующих излучение, что подтверждается справками из Министерства обороны Российской Федерации.

          Данные работы проводятся с ядерными боеприпасами специально подготовленным личным составом, в специальных сооружениях, только в период прохождения военной службы.

          Полагал, что выполняемые им работы во время прохождения военной службы полностью соответствуют понятию «полного рабочего дня».

           Ссылаясь на решение Верховного суда РФ от 20.10.2010 № 10-1054, считал, что участие в этих работах дает право на льготную пенсию по старости.

           Также указал, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ его стаж для назначения льготной пенсии составил <данные изъяты> месяцев.

          ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Государственное учреждение – Управления пенсионного фонда РФ в городе Алексин Тульской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, в связи с достижением пенсионного возраста и наличием необходимого специального стажа.

          Решением Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда РФ в городе Алексин Тульской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в досрочном назначении страховой пенсии.

         Считал, что данное решение противоречит нормам действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, в связи с чем, ему причинены нравственные страдания, выразившиеся в глубоких психоэмоциональных переживаниях.

        Ссылаясь на нормы права, просил:

          - признать решение Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда РФ в городе Алексин Тульской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости незаконны и необоснованным;

         - обязать Государственное учреждение – Управления пенсионного фонда РФ в городе Алексин Тульской области (межрайонное) включить в его специальный трудовой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должностях <данные изъяты> войсковой части ;

         - обязать Государственное учреждение – Управления пенсионного фонда РФ в городе Алексин Тульской области (межрайонное) включить в его специальный трудовой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> войсковой части ;

         - назначить ему досрочную страховую пенсию по старости, в связи с наличием льготного стажа;

         - взыскать с Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда РФ в городе Алексин Тульской области (межрайонное) в его пользу компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.; и судебные расходы, выразившиеся в оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.

        В судебном заседании:

         истец Кузнецов В.А. исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

        Представитель ответчика Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда РФ в городе Алексин Тульской области (межрайонное), действующая на основании доверенности Филатова Е.Н., возражала против удовлетворения заявленных исковых требований. Также указала, что имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда Подольского городского суда Московской области от 30.03.2017, в связи с чем, просила производство по делу прекратить.

         Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

         Согласно Конституции РФ в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7, ч. 3 ст. 37, ч. 1 ст. 39).

          Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность.

          При этом должен быть соблюден принцип равенства, который в сфере пенсионного обеспечения должен гарантировать защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.

          Принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу ст. ст. 1, 2, ч.2 ст. 6, ч.4 ст. 15, ч.1 ст.17, ст. ст. 18, 19 и ч.1 ст.55 Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной и правоприменительной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

           Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Подольского городского суда Московской области от 30.03.2017, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Московского областного суда от 09.10.2017, в удовлетворении исковых требований ФИО1. о включении в специальный стаж периодов службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначении досрочной пенсии по старости, отказано.

           Дополнительным решением Подольского городского суда Московской области от 03.08.2017 в удовлетворении исковых требований ФИО1. об установлении дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, отказано.

           Несмотря на то, что имеется вступившее в законную силу вышеуказанное решение суда, доводы представителя ответчика о необходимости прекращения производства по делу, суд считает несостоятельными, поскольку основания обращения Кузнецова В.А. с иском в рамках настоящего дела иные в отличие от дела рассмотренного Подольским городским судом Московской области 30.03.2017.

           Также судом установлено, что решением Заокского районного суда Тульской области от 15.11.2018 в удовлетворении исковых требований ФИО1. об установлении факта соответствия работ, в которых он был занят, списку Постановления Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списков производств, цехов, профессий, должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и льготных размерах» и списку Постановления Кабинета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное обеспечения, было отказано.

           Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное решение отменено.            Заявление ФИО1. об установлении факта соответствия работ, в которых он был занят, списку Постановления Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списков производств, цехов, профессий, должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и льготных размерах» и списку Постановления Кабинета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное обеспечения, оставлено без рассмотрения.

           ФИО1 разъяснено право разрешить свой спор в порядке искового производства.

           При разрешении данного спора суд учитывает положения ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

           Суд не вправе производить ревизию вступившего в законную силу решения суда под видом рассмотрения другого спора с иной интерпретацией исковых требований, которым по существу уже давалась оценка при рассмотрении аналогичного дела.

           Признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.

          После регистрации брака с ФИО2., ФИО1. была присвоена фамилия жены - Кузнецов, что подтверждается свидетельством о регистрации брака выданным сектором ЗАГС администрации муниципального образования <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

            ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов В.А. обратился в Государственное учреждение – Управления пенсионного фонда РФ в городе Алексин Тульской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

             Решением Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда РФ в городе Алексин Тульской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ Кузнецову В.А. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии, так как военная служба не подлежит включение в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также из-за отсутствия требуемого специального стажа.

          В решении указано, что период прохождения воинской службы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях <данные изъяты>: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> не подлежит зачету в специальный стаж работы, так как Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, не предусмотрен зачет в стаж на соответствующих видах работ периодов службы.

           По сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица служба истца в вооруженных силах включена в общий стаж для назначения страховой пенсии по старости.

            В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года Кузнецов (до брака ФИО1) В.А. обучался в <адрес> высшем военном командно-инженерном училище ракетных войск имени Ленинского комсомола, о чем свидетельствует диплом от ДД.ММ.ГГГГ.

            Из справок от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ выданных Министерством обороны РФ следует, что Кузнецов (до брака ФИО1) В.А. проходил военную службу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях <данные изъяты> войсковой части , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> войсковой части .

           Исполнение обязанностей по указанным должностям соответствует виду деятельности, указанному в п. 3 перечня видов деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000 № 1563, а именно «Хранение, техническое обслуживание, транспортировка, подготовка к применению ядерных боеприпасов и их составных частей, содержащих излучений, предупреждение и ликвидация аварий с ядерными зарядами и организации указанных работ, контролю за ними и обеспечению безопасности при их проведении».

          Исполнение обязанности по указанным должностям связано с источником ионизирующих излучение.

          ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов В.А. (до брака ФИО1) уволен в запас и направлен в ОВК <адрес>, что подтверждается сведениями архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ выданного ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации».

           Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», Законом СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Законом Российской Федерации от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

         С 01.01.2015 введен в действие Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

        Страховая пенсия по старости в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 30 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 указанного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6, мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

          Вышеназванным федеральным законом, устанавливающим основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии, в ч. 2 ст. 30 закреплено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

          В случае, если отработано в данных условиях не менее половины установленного срока и имеется требуемая продолжительность страхового стажа, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 вышеназванного закона, на один год за каждый полный год такой работы мужчинам.

          Статьей 30 этого же федерального закона предусмотрено сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии определенным категориям граждан. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. При этом такие периоды работы (деятельности) могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч.ч. 3, 4 ст. 30)

           В силу ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ) « Страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

            По смыслу приведенных законоположений, федеральным законодателем в целях недопущения ухудшения условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, закреплена возможность исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.

           В соответствии с п. 3 Постановления правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

          Согласно Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

           В силу ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 настоящего Федерального закона, засчитываются: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

           Положения ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», предусматривают, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

            Статья 4 названного закона к лицам, имеющим право на страховую пенсию, относит граждан Российской Федерации, застрахованных в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

           Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются следующие периоды, указанные в ст. 11 Федерального закона №173-ФЗ: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

           Таким образом, нормами приведенного действующего законодательства предусмотрено включение периодов службы в вооруженных силах в общий страховой стаж. Кузнецову А.А. спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включен в общий страховой стаж для назначения пенсии.

          Оценивая требования истца о включении данного периода в специальный стаж, суд исходит из следующего.

           В силу п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.

          Определение перечня воинских должностей, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, включение в который предоставляет право военнослужащим на зачет периода военной службы в этих должностях в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации. При этом федеральный законодатель предоставляет право Правительству Российской Федерации как принимать отдельные нормативные правовые акты (списки, перечни), так и вносить изменения в утвержденные списки или перечни, на основании которых время прохождения военной службы на соответствующих должностях или выполнения работ на соответствующих производствах, по соответствующей профессии, специальности, должности будет засчитываться в специальный трудовой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.

          В случае отсутствия такого нормативного правового акта (перечня) или внесенных необходимых изменений в действующие списки, как это следует из положений п. 3 ст. 10 вышеназванного закона, время прохождения военной службы на соответствующих должностях в стаж на соответствующих видах работ (специальный трудовой стаж) не засчитывается.

          Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан РФ, уволенных с военной службы, и членов их семей и не регулирует отношения, связанные с назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда - по спискам.

         Согласно абз. 1 п. 3 ст. 10 указанного закона, время нахождения граждан на военной службы по призыву засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы.

          Указания на то, что данный период засчитывается в специальный стаж для назначения пенсии, в законе не содержится.

           Согласно абз. 2 п. 3 ст. 10 Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», время прохождения военной службы на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством РФ.

            Таким образом, абз. 2 данной статьи прямо указывает на включение военной службы в особых условиях в стаж для назначения пенсии в случае установления таких оснований законодательством.

          Нормы действующего законодательства предусматривают, что период службы в армии подлежит включению в специальный стаж в случае, если периоды работы во вредных условиях предшествовали прохождению службы в армии или были после ее окончания.

           Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 № 8-П и Определение от 05.11.2002 № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

          В период несения военной службы истцом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с учетом изложенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П, действовал Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» и «Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденное Постановлением Совета Министров СССР N 590 от 03.08.1972.

          В целях реализации ст. ст. 30 и 31 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», согласно пункту 3 которого при исчислении периодов работы, указанных в абз. 3 пп. «а», абз. 3 пп. «б» и абз. 3 пп. «в» п. 1 данного постановления, применяются соответствующие положения п.п. 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».

             Так, в соответствии с п. 109 названного Положения при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (пп. «а» и «б» п. 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, периоды, указанные в подпунктах «к» и «л» (в частности, служба в составе Вооруженных Сил СССР) приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

          В пп. «а», «б» п. 16 Положения указывалось о праве на пенсию по старости на льготных условиях рабочих и служащих на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, а также рабочих и служащих на других работах с тяжелыми условиями труда - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР.

          Данное положение не содержало норм, позволяющих исчислять службу в составе Вооруженных Сил СССР в льготном порядке, как и не содержало норм, позволяющих при исчислении пенсии на льготных условиях применять нормы других законов.

           Нормы ст. 94 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» предусматривали льготное исчисление общего трудового стажа, в том числе службы по призыву, но не специального, с учетом которого назначалась пенсия в связи с особыми условиями труда.

         Действовавшее до введения в действие Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» законодательство СССР в области пенсионного обеспечения предусматривало, что периоды обучения в училищах, школах и прохождения службы могли быть включены при определенных условиях в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

         Таким образом, период военной службы в составе вооруженных сил СССР подлежит включению в специальный стаж работы в календарном исчислении при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени обращения гражданина за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права, если периоду службы в армии предшествовала либо следовала за ним работа в тяжелых условиях труда.

         Как следует из материалов дела, Кузнецов В.А. проходил службу в Вооруженных Силах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. До прохождения службы сведений о его работе в материалы дела не представлено, следовательно в указанный период у истца отсутствует страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ. После службы согласно записям в трудовой книжке истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в АО «<адрес>» в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сотрудником охраны объектов АОЗТ Частное охранное бюро «<адрес>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в ООО Частное охранное предприятие «<адрес>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в ООО Частное предприятие «<адрес>», с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в ООО «<адрес>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в ООО «<адрес>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в ООО частное охранное предприятия «<адрес>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в ЗАО «<адрес>».

          Поскольку ни до прохождения военной службы, ни после увольнения из рядов Вооруженных сил Кузнецов В.А. не работал по специальности, дающей ему право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно, оснований для включения периода прохождения службы в специальный стаж (а также в льготном исчислении) не имеется.

          Как установлено судом, истец полагает возможным приравнять исполняемые им обязанности в период воинской службы по аналогии с работами, выполняемыми по спискам производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости.

            Пунктами 4 и 5 Правил № 516 установлено, что в специальный стаж засчитываются периоды работы, предусмотренной Списком №1 1991 года (Списком N1 1956 года), а также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

         Периоды прохождения военной службы в Правилах, равно как и в Списке N 1 не указаны.

          В соответствии с подпунктом «а» п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются: Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»; а также Список № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 №1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992.

         Согласно вышеприведенным нормам действующего законодательства периоды военной службы, в том числе службы в Вооруженных Силах СССР, засчитываются в общий трудовой стаж. Их включение в стаж работы для досрочного назначения трудовой пенсии не предусмотрено.

          Должности, которые истец занимал в период прохождения им действительной военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, равно как и его специальность Списком №1 1991 года (Списком N1 1956 года) не предусмотрены.

           Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30         «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

          Оценивая фактические обстоятельства дела, приведенное законодательство, суд приходит к выводу о невозможности установления тождественности службы истца в вооруженных силах выполнению работ, профессий и должностей в соответствии со списками на льготное пенсионное обеспечение. Подобная возможность нормами действующего законодательства не установлена, а прямо исключена.

           Как неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ (например, Определения от 17.10.2006 № 380-О, от 24.06.2008 № 437-О-О, от 23.09.2010 № 1152-О-О), законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста лишь с такой работой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях. Определение же того, какого рода профессиональная деятельность должна давать право на соответствующие льготы, связано с установлением объективных критериев оценки условий и характера труда, зависит от вида и профиля деятельности соответствующей организации и относится к компетенции органов исполнительной власти.

         Решение законодателя не включать в специальный стаж периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку оно связано с тем, что страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за период прохождения гражданами военной и приравненной к ней службы не должны уплачиваться, и, следовательно, такие граждане не относятся к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования.

          Из анализа приведенных правовых норм следует, что период прохождения службы не подлежит зачету в специальный стаж работы, так как Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, не предусмотрен зачет в стаж на соответствующих видах работ периодов службы.

              Доводы истца со ссылкой на Указ Президента РФ от 23.08.2000 №1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» не могут быть приняты во внимание для удовлетворения требований, поскольку указанным нормативным актом установлен ряд мер социального характера, тогда как истец обратился в пенсионный орган за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации», на спорные правоотношения положения названного Указа не распространяются.

         Приказом Министра обороны Российской Федерации от 31.07.1996 № 284 «О льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии отдельным категориям военнослужащих» утверждена Инструкция о льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим, проходившим военную службу на должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственной эксплуатацией боеприпасов и работой в специальных сооружениях с источниками ионизирующих излучений.

          Вместе с тем, при рассмотрении настоящего гражданского дела положения вышеуказанного Приказа и иных актов Министерства обороны РФ на спорные правоотношения не распространяются, поскольку Кузнецовым В.А. заявлены требования к Государственному учреждению – Управления пенсионного фонда РФ в городе Алексин Тульской области (межрайонное) о досрочном назначении пенсии по старости.

           Судом установлено и подтверждается материалами дела, что льготного исчисления стажа истцу в период его службы не производилось.

           В судебном заседании Кузнецовым В.А. также было отмечено, что права на пенсию от Министерства обороны РФ он не имеет, в связи с отсутствием выслуги лет, в связи с чем, с требованиями к данному Министерству о назначении пенсии истец не обращался.

          При таких обстоятельствах решение Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда РФ в городе Алексин Тульской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным, оснований для признания его незаконным, и как следствие возложение обязанности по включению спорного периода в специальный стаж, назначении пенсии не имеется.

          Поскольку истцу отказано в удовлетворении основного требования, то в силу ст. 207 ГК РФ, следует отказать и в удовлетворении остальных производных требований, сопутствующих основному.

          Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства по правилам ст.ст. 59 - 60, 67 ГПК РФ, с учётом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Кузнецова В.А. к Государственному учреждению – Управления пенсионного фонда РФ в городе Алексин Тульской области (межрайонное) в полном объеме.

           Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

           ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

          ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

        ░░░░░

        ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13.09.2019.

        ░░░░░

2-738/2019

Категория:
Гражданские
Другие
Кузнецов В.А.
Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алексин Тульской области (межрайонное)
Суд
Алексинский городской суд Тульской области
Дело на сайте суда
aleksinsky.tula.sudrf.ru
17.09.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.09.2019Передача материалов судье
17.09.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.09.2019Подготовка дела (собеседование)
17.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.09.2019Судебное заседание
17.09.2019Судебное заседание
17.09.2019Судебное заседание
27.09.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.09.2019Передача материалов судье
27.09.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.09.2019Подготовка дела (собеседование)
27.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.09.2019Судебное заседание
27.09.2019Судебное заседание
27.09.2019Судебное заседание
27.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее