11RS0002-01-2019-002299-47
Именем
Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Воркута Республики Коми 8 октября 2019г. Воркутинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Гюлумян А.Г.,
при секретаре судебного заседания Роевой М.А.,
с участием истца Соловьева Р.Ю., его представителя Сидоровой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1392/2019 по иску Соловьева Романа Юрьевича к администрации МО ГО «Воркута» о признании членом семьи умершего, признании права (сохранении) на получение социальных выплат для приобретения жилья, обязании восстановить в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей,
установил:
Соловьев Р.Ю. обратился в суд с иском к ответчику, заявив требования о признании членом семьи умершей С. для включения в состав семьи на получение государственного жилищного сертификата; признании права за Соловьевым Р.Ю. на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркуты в связи со смертью С., состоявшей на учете в качестве имеющей право на получение социальных выплат с датой постановки на учёт с 12 июня 2000 г. по категории «инвалиды», обязани и восстановить в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркуты с датой постановки на учёт 13 июня 2000 г. умершей С. её очередности по категории «инвалиды».
В обоснование исковых требований указал, что является внуком С., умершей 21 августа 2005 г., состоявшей при жизни на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера с датой постановки на учёт 13 июня 2000г. по категории «инвалиды» с составом семьи включая истца. На момент смерти бабушки он проживал с ней, вел с ней совместное хозяйство, то есть являлся членом её семьи. Считает, что как член семьи гражданина, состоящего на учёте в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, но умершего, он не может быть лишен права на получение жилищной субсидии, только потому, что смерть его бабушки имела место до 1 января 2012 г.
Ответчик иск не признал, в письменных возражениях указал, что действующим до 1 января 2012 г. законодательством сохранение очереди (даты постановки на учет, категории) умершего гражданина за членами его семьи не предусматривалось, следовательно, за членами семьи С. не может быть сохранено право на получение социальной выплаты после её смерти. Кроме того, в администрации МО ГО «Воркута» отсутствуют документы, подтверждающие, что истец признан членом семьи умершей С.
Третье лицо Минстрой Республики Коми с иском не согласился, выразил позицию аналогичную позиции ответчика.
Истец и его представитель в судебном заседании просили иск удовлетворить в полном объеме по доводам иска.
Ответчик администрация МО ГО «Воркута» и третье лицо Минстрой Республики Коми, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не участвовали, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в при имеющейся явке.
Выслушав истца, представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Порядок предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета регламентируется Федеральным законом от 25 октября 2002 г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее по тексту Федеральный закона от 25 октября 2002 № 125-ФЗ) и правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. №153.
Статьями 3, 8, 10 Федерального закона от 25 октября 2002 № 125-ФЗ определено, что постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным Законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.
Законом Республики Коми от 01 декабря 2015 г. №115 РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями» установлено, что прием и проверка документов, предусмотренных законодательством, от граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, выделяемых за счет средств федерального бюджета или республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год, в том числе в виде государственных жилищных сертификатов; постановка на учет граждан, имеющих в соответствии с законодательством право на получение субсидии (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, выделяемых за счет средств федерального бюджета или республиканского бюджета Республики Коми, в том числе в виде государственных жилищных сертификатов, осуществляется в Республике Коми органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
На территории МО ГО «Воркута» указанные полномочия осуществляет администрация МО ГО «Воркута».
Как следует из материалов учетного дела, С. состояла на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты с датой постановки на учёт 13 июня 2000г. по категории «инвалиды».
Согласно свидетельству о смерти ... ... С. умерла 21 августа 2005г., место смерти - г. Воркута Республика Коми (л.д.11).
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» (протокол от 13 марта 2009 г., утверждённый постановлением и.о. руководителя администрации МО ГО «Воркута» от 13 марта 2009 г. №223) Старцева А.И. снята с учета в связи со смертью (л.д.49, 50-51).
23 июля 2019 г. Соловьёв Р.Ю. обратился в администрацию МО ГО «Воркута» с заявлением о сохранении за ним права на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных местностей умершей бабушки С. (л.д.53).
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» (протокол от 26 июля 2019г. №31, утверждённый постановлением руководителя администрации МО ГО «Воркута» от 29 июля 2019 г. №1153) Соловьёву Р.Ю. отказано в сохранении права на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркуты с учетом даты постановки на учет 13 июня 2000 г.. очередности по категории «инвалиды» умершей бабушки С. на основании ст.1,5 Федерального закона от 25 октября 2002 г. №125- ФЗ, ст.4 ГК РФ и в связи со вступлением в силу Федерального закона от 17 июля 2011 г. №212 (л.д.99,100-103).
Проверив обоснованность отказа истцу в сохранении права на получение социальных выплат с датой постановки на учет 13 июня 2000 г. по категории «инвалиды» умершей бабушки, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На момент постановки С. на учет в очередь –13 июня 2000г. действовал Федеральный закон от 25.07.1998 N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и Постановление Правительства РФ от 03 августа 1996 года №937 «О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья» в ред. Постановления Правительства РФ от 4 декабря 1998 г. №1431.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладали граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации. При этом общая продолжительность стажа работы и времени проживания пенсионеров или граждан, зарегистрированных в качестве безработных, в указанных районах и местностях определялась частью второй статьи 6 настоящего Федерального закона (статья 1). Согласно ч. 2 ст. 6 указанного закона, при исчислении общей продолжительности стажа работы и времени проживания пенсионеров или граждан, зарегистрированных более одного календарного года в качестве безработных, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях стаж работы в этих районах и местностях суммировался соответственно с половиной времени их нахождения на пенсии или проживания в качестве зарегистрированных безработных в этих районах и местностях.
Из пенсионного удостоверения ... (021680) следует, что С. была назначена пенсия по возрасту с 15 ноября 1982 г.
Согласно трудовой книжке С., справке УПФ РФ по г. Воркуте от 26 сентября 2019 г. следует, что на момент её постановки на учет – 13 июня 2000г. Старцева А.И. имела стаж работы в РКС 12 лет 06 месяцев и 17 дней, данный стаж учтен с 9 июля 1970 г. по 31 марта 1983 г. с учетом перерывов в работе.
Из поквартирной карточки на квартиру, расположенную по адресу г. Воркута, <адрес>, следует, что С. с 30 января 1987 г. по день смерти была зарегистрирована по указанному адресу.
Данных о наличии у С. в собственности жилого помещения в иных регионах не имеется.
Из копии справки МСЭ ... следует, что С.,1927 года рождения, 5 июля 2002 г. установлена 2 группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно.
Распоряжением Главы МО «Город Воркута» от 8 октября 2004г. №1533 утвержден протокол заседания общественной жилищной комиссии администрации МО «Город Воркута» от 8 октября 2004 г. ..., которым С., проживающая по адресу: г. Воркута, <адрес>, переведена в категорию «инвалиды» с учетом даты подачи заявления 13 июня 2000 г.
Из справки ООО «УК Город» следует, что С. проживала по адресу: г. Воркута, <адрес> на день смерти, вместе с ней совместно был зарегистрирован Соловьев Р.Ю. (л.д.13).
Как указано выше в ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 № 125-ФЗ определены категории граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений.
В соответствии со ст. 4 названного Закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Федеральным законом от 17 июля 2011 № 212-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» статья 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ изложена в новой редакции.
В соответствии с абзацем 4 ст.1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в редакции Федерального закона от 17.07.2011 N 212-ФЗ, действующей с 1 января 2012 г. в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
В соответствии с ч.2 ст.19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
По смыслу подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, члены семей граждан, состоявших на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера, но умерших до введения в действие Федерального закона от 17 июля 2011г. № 212-ФЗ, то есть до 1 января 2012, также как и члены семей граждан, состоявших на учете на получение жилищных субсидий, но умерших после 1 января 2012, сохраняют право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Иное толкование указанных нормативных положений привело бы к неоправданным различиям в объеме прав граждан, относящихся к одной и той же категории (член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии), в зависимости от даты смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии
По изложенным основаниям не могут быть приняты во внимание доводы Минстроя Республики Коми и администрации МО ГО «Воркута» о том, что действие Федерального закона от 25 октября 2002 г. №125-ФЗ в редакции Федерального закона от 17 июля 2011г. N 212-ФЗ распространяется только на отношения, возникшие после его введения, то есть после 1 января 2012 г.
В силу ст. 5 Федерального закона от 25.10.2002 года N 125-ФЗ для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
В соответствии с подп. "в" п. 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153), членами семьи гражданина - участника основного мероприятия в отношении граждан, указанных в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и граждан, указанных в подпункте "и" пункта 5 настоящих Правил признаются следующие граждане: постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены данным гражданином в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство; в исключительных случаях иные лица, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Из свидетельства о рождении Соловьева Р.Ю. следует, что матерью является С.Е.К. (л.д.16).
Из свидетельства о рождении С.Е.К. следует, что матерью является С. (л.д.15).
Согласно справке о заключении брака А-4134 в органе записи актов гражданского состояния имеется запись акта о заключении брака между ФИО9 и С.Е.К., после заключения брака жене присвоена фамилия «ФИО13».
Указанные доказательства подтверждают факт родственных отношений между С. и Соловьевым Р.Ю., из которых следует, что истец является внуком С.
Как установлено выше, согласно поквартирной карточке С. на дату смерти была зарегистрирована по адресу: г. Воркута, <адрес> (л.д.12). Вместе с ней в указанной квартире и по настоящее время зарегистрирован внук Соловьев Р.Ю.
Соловьевым Р.Ю. <дата> зарегистрирован брак с Свидетель №2, о чем имеется отметка в паспорте.
Свидетель Свидетель №2 в судебном заседании показала, что знает истца с начала 2005 года, на тот период он проживал с бабушкой в г. Воркуте по <адрес>, а с 2008 г. сложились личные отношения, в июне 2019 г. заключили брак.
Свидетель Свидетель №1 показал, что знаком с истцом с 1994-95 г.г., учились и работали вместе, истец проживал с матерью и сестрой на <адрес>, а затем стал проживать с бабушкой вдвоем по <адрес>, куда он приходил в гости к истцу.
Оценивая показания свидетелей в совокупности с другими доказательствами по делу, суд приходит к выводу, что показания свидетелей последовательны, непротиворечивы, согласуются с пояснениями истца, в связи с чем, у суда не имеется оснований не доверять данным показаниям.
Анализируя в совокупности исследованные судом доказательства, суд приходит к выводу, что на дату смерти С. – Соловьев Р.Ю. проживал совместно с умершей, вел с ней совместное хозяйство.
Установленные судом обстоятельства, с учетом положений статей 56, 67 ГПК РФ, а также требований п.17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, дают суду основания полагать, что истец являлся членом семьи умершей С. при её жизни.
Из данных Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Соловьев Р.Ю., его супруга Свидетель №2 жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера не имели и не имеют, сведения о наличии в собственности такого жилья у С. при жизни также отсутствуют (л.д.95-98).
Таким образом, истец как член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, но умершего до получения жилищной субсидии и до вступления в силу изменений в Федеральный закон от 25 октября 2002 г. №125-ФЗ, не может быть лишен права на получение жилищной субсидии, исходя из факта смерти С. до 01.01.2012, при этом право истца на получение жилищной субсидии должно быть обеспечено с учетом даты постановки на учет С. –13 июня 2000г. и очередности предоставления жилищной субсидии по категории «инвалиды», на которую имела бы право С.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение администрации об отказе истцу в сохранении за ним право на получение жилищной субсидии после смерти С. является незаконным, в связи с чем требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст.194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Соловьева Романа Юрьевича удовлетворить.
Признать Соловьева Романа Юрьевича членом семьи умершей С. для включения в состав семьи на получение государственного жилищного сертификата.
Признать (сохранить) за Соловьевым Романом Юрьевичем право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей умершей бабушки С. с даты постановки на учёт с 13 июня 2000 г. по категории «инвалиды», восстановив (включив) Соловьева Романа Юрьевича в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с датой постановки на учет 13 июня 2000 г. по категории «инвалиды».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения (14 октября 2019 г.)
Председательствующий