Решение по делу № 33-2189/2021 от 28.01.2021

УИД 52RS0006-02-2020-003106-41

судья Тараканова В.И.         Дело №33-2189/2020

дело № 2-3411/2020

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 02 марта 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Кавелькиной М.Н.,

судей Леваневской Е.А., Елагиной А.А.,

при секретаре Кузьминой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе администрации города Нижнего Новгорода на решение Сормовского районного суда г.Н.Новгорода Нижегородской области от 01 декабря 2020 года гражданское дело по исковому заявлению Касаткиной Марии Александровны к администрации города Нижнего Новгорода, администрации Сормовского района г.Н.Новгорода, Правительству Нижегородской области в лице Министерства социальной политики Нижегородской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,

заслушав доклад судьи Леваневской Е.А.,

УСТАНОВИЛА:

Касаткина М.А. обратилась в суд с иском о предоставлении благоустроенного жилого помещения, специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в Сормовском районе г. Н.Новгорода, отвечающего санитарным, техническим и противопожарным требованиям и общей площадью не менее 30 кв.м.

В обоснование заявленных требований указано на то, что в соответствии с распоряжениями администрации города и района Касаткина М.А. включена в районный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, однако, до настоящего времени администрация не предоставила ей жилье, чем нарушено ее право на жилище.

Решением Сормовского районного суда г. Н. Новгород от 01 декабря 2020 года суд обязал администрацию города Нижнего Новгорода предоставить Касаткиной Марии Александровне в черте города Нижний Новгород жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не менее 30 кв. м, благоустроенное применительно к условиям г. Нижнего Новгорода.

В остальной части требований отказано.

В апелляционной жалобе администрация г. Н. Новгорода просит об отмене постановленного по делу судебного решения как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, судом не учтено, что в связи с действующими положениями закона органы местного самоуправления наделены отдельными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, за исключением приобретения жилых помещений. Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями возможно только после передачи жилых помещений правительством Нижегородской области в муниципальную собственность.

В судебном заседании апелляционной инстанции Касаткина М.А. просила решение суда оставить без изменения.

На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции остальные лица не явились, о месте и времени рассмотрения извещены судебной коллегией в соответствии с положениями главы 10 ГПК РФ. Из почтовых уведомлений, возвратившихся в областной суд, следует, что они извещены о времени и месте рассмотрения дела. Кроме того, информация о движении дела размещена на официальном интернет-сайте Нижегородского областного суда - www.oblsudnn.ru.

На основании положений ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч. 1). В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (ч. 2).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением главы г.Серова № 1066 от 16.07.2001 Касаткина МА, [дата] года рождения, была определена в МУ «Серовский дом ребенка» на полное государственное обеспечение сроком на 1 год (л.д.26).

Постановлением главы г.Серова от 06.02.2002 № 115 Левчук Н.В. была назначена опекуном малолетней Касаткиной М.А., выдано удостоверение № 8-02 (л.д.11).

Распоряжением заместителя главы администрации г.Н.Новгорода № 781-р от 12.07.2012 истица была передана на воспитание в приемную семью Левчук Н.В. (л.д.12).

Приказом начальника Управления социальной политики по г.Серову и Серовскому району № 575-о от 23.05.2019 Касаткина М.А. была снята с учета и исключена из списка детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящей на учете для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области по Серовскому городскому округу (л.д.13-14).

В настоящее время истец состоит на регистрационном учете по адресу: [адрес] (л.д.16). Данная квартира принадлежит на праве собственности бывшему опекуну. Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРН (л.д.18-19).

Собственного жилья, как по договору социального найма, так и на праве собственности, истец не имеет, что подтверждается уведомлением Управления Росреестра (л.д.17). Фактически в настоящее время она проживает по договору аренды от 22.08.2020 по адресу: [адрес]10 (л.д.23).

Распоряжением главы администрации Сормовского района г.Н.Новгорода № 302-р от 29.03.2019 истец включена в районный список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории г.Н.Новгорода (л.д.15). До настоящего времени она жильем не обеспечена.

Касаткина М.А. в настоящее время истица является студенткой 3 курса очной формы обучения факультета гуманитарных наук ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный университет имени Козьмы Минина» (л.д.22).

Таким образом, у Касаткиной М.А., как лица нуждающегося в жилом помещении, возникло право на предоставление жилого помещения в порядке, установленном законом, и, как имеющий право на получение жилого помещения, она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Однако полагающееся по закону жилое помещение Головой О.В. до настоящего времени не предоставлено.

Указанные обстоятельства не оспаривались ответчиком по делу.

Разрешая спор по существу и принимая решение об удовлетворении заявленных по делу требований, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности предоставить истцу жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, и, отклоняя доводы апелляционной жалобы, указывает следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Так, согласно ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом п. 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на территории Нижегородской области регулируются законами Нижегородской области от 10.12.2004 № 147-З «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области», от 07.09.2007 № 23-З «О жилищной политике в Нижегородской области», содержащими аналогичные вышеприведенным положения.

Кроме того, постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 № 315 утверждено Положение о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, которое предусматривает, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области, осуществляющими государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, однократно по месту жительства, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства в Нижегородской области - по месту выявления и первичного устройства детей-сирот за счет средств областного бюджета и федерального бюджета путем строительства жилых помещений для детей-сирот на территории муниципальных образований Нижегородской области, приобретения жилых помещений для детей-сирот на рынке жилья на территории муниципальных образований Нижегородской области либо предоставления жилых помещений из состава имеющегося муниципального жилищного фонда.

Формирование названного списка и включение в него конкретных лиц означает констатацию наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации их права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Положения приведенных выше норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения. Именно поэтому с момента включения истца в список на получение жилья у ответчика возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения, тогда как необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц. При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

В этой связи судебная коллегия отмечает, что осуществление конституционных прав граждан на обеспечение жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от условий финансирования уполномоченного органа. По мнению судебной коллегии, отсутствие материальных ресурсов не должно влиять на гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.

Доводы представителя ответчика о том, что поскольку полномочий по приобретению указанных помещений у администрации не имеется, принятое судом решение будет неисполнимо, судебная коллегия отклоняет ввиду следующего.

На основании п. 6 ч. 1 ст. 2 Закона Нижегородской области от 30.09.2008 № 116-З «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений» (в редакции Закона Нижегородской области от 06.12.2017 № 158-З) органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений (далее - государственные полномочия): 6) по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, за исключением приобретения жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород.

Решением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 18.09.2013 № 116 утверждено положение о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в муниципальном образовании город Нижний Новгород (далее - Положение), которое регулирует вопросы обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда города Нижнего Новгорода для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно пункту 1.3 Положения специализированные жилые помещения по договору найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования город Нижний Новгород, формируемый в соответствии с правовыми актами администрации города Нижнего Новгорода.

Таким образом, обязанность по предоставлению жилых помещений указанной выше категории граждан является обязанностью органов местного самоуправления, в данном случае администрации г. Н. Новгорода.

Вопреки доводам ответчика, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.

Отсутствие у администрации города полномочий на приобретение жилых помещений, не является препятствием для выполнения обязанности по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан, поскольку имеется разработанный механизм получения администрацией города данных помещений для последующего предоставления. В случае нарушения обязательств по передаче жилья в муниципальную собственность для отнесения к специализированному жилищному фонду и предоставления детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений, администрация вправе обратиться в установленном законом порядке для разрешения возникшего правового конфликта.

Действующее законодательство не ставит предоставление жилья в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий.

Более того, денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Анализ федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяет федеральный законодатель. Вместе с тем, федеральный законодатель не установил, что предоставление указанным лицам специализированного жилья должно зависеть от какой-либо очередности, такое предоставление законодатель связал только с возрастом и окончанием срока пребывания в образовательной организации и иных учреждениях.

Таким образом, установив, что истец, включенный в список и достигший совершеннолетия, до настоящего времени жильем не обеспечен, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, основаны на неверном толковании норм материального права, а потому не являются основанием для отмены решения суда.

Судом первой инстанции с достаточной полнотой исследованы все обстоятельства дела, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ всем представленным доказательствам дана оценка.

Поскольку нормы материального и процессуального права применены судом правильно, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сормовского районного суда г.Н.Новгорода Нижегородской области от 01 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

33-2189/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Касаткина Мария Александровна
Ответчики
Администрация г.Н.Новгорода
Правительство Нижегородской области в лице Министерства социальной политики Нижегородской области
Администрация Сормовского района
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Леваневская Елена Алексеевна
Дело на странице суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
01.02.2021Передача дела судье
02.03.2021Судебное заседание
11.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.03.2021Передано в экспедицию
02.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее