Судья Загидулина О.А. |
Дело № 33-717/2019 (33-23268/2018) |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург |
24 января 2019 г. |
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе
председательствующего |
Игнатьева В.П. |
судей |
Ольковой А.А. |
Киселевой С.Н. |
при секретаре Делягиной С.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирнова Виктора Петровича к органу местного самоуправления «Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа», Администрации Полевского городского округа о признании незаконным отказа, признании права на заключение соглашения о перераспределении земельных участков по апелляционной жалобе ответчика органа местного самоуправления «Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа» на решение Полевского городского суда Свердловской области от 25.09.2018.
Заслушав доклад судьи Ольковой А.А., объяснения представителей ответчика - Пермяковой В.Г., Сияловой Е.В., возражения представителя истца Круглова И.В., судебная коллегия
установила:
Смирнов В.А. является собственником жилого дома и земельного участка площадью 613 кв.м с кадастровым номером №:186, расположенных по .... Границы участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Намереваясь увеличить площадь принадлежащего участка, истец, подготовив схему расположения участка на кадастровом плане территории, обратился в Орган местного самоуправления «Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа» с заявлением о перераспределении земель.
Постановлением Главы Полевского городского округа № 792 об 18.05.2018 истцу отказано в утверждении схемы и заключении соглашения о перераспределении, со ссылкой на то, что образование испрашиваемого земельного участка происходит за счет земель общего пользования.
Полагая данный отказ необоснованным, истец обратился в суд с иском о признании незаконным отказа в перераспределении земель, утверждении схемы расположения участка на кадастровом плане территории.
Представитель ответчика Органа местного самоуправления «Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа» - Пермякова В.Г. иск не признала, указав, что часть образуемого участка согласно Правилам землепользования и застройки находится на землях общего пользования.
Представитель ответчика Администрации Полевского городского округа в судебное заседание не явился.
Решением суда от 25.09.2018 иск удовлетворен.
Не согласившись с указанным решением, представитель ответчика Органа местного самоуправления «Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа» - Пермякова В.Г. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение отменить. Полагает, что судом неверно применены нормы материального права.
В заседании суда апелляционной инстанции представители ответчика Пермякова В.Г., Сиялова Е.В. доводы жалобы поддержали, просили ее удовлетворить.
Представитель истца Круглов И.В. против удовлетворения жалобы возражал.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив в их пределах обжалуемое решение, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции согласиться не может.
В силу пунктов 2,3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Согласно подпункту 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы является ее разработка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В силу положений пункта 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Таким образом, сам по себе выход границ образуемого участка за границы одной территориальной зоны, противоречит закону.
Из имеющейся в материалах дела выкопировки из Правил землепользования и застройки Полевского городского округа, утвержденных Решением Думы Полевского городского округа от 16.12.2016 № 600, следует, что между территориальными зонами находятся земли общего пользования, занятые улицами и проездами, а границы испрашиваемого участка выходят за пределы территориальной зоны Ж-1 (Зона застройки индивидуальными жилыми домами и домами блокированного типа). Как следует из представленных фотографий, перераспределение предполагается осуществить за счет прилегающей к уличному проезду территории.
Удовлетворяя иск, суд указал на отсутствие доказательств установления границ земель общего пользования путем утверждения проекта планировки или проекта межевания территории.
Между тем, судом не учтено, что данные границы совпадают с границами территориальных зон.
В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальные зоны устанавливаются в составе Правил землепользования и застройки и согласно пункту 2 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации могут устанавливаться по:
1) линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений;
2) красным линиям;
3) границам земельных участков;
4) границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований;
5) границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
6) естественным границам природных объектов;
7) иным границам.
Таким образом, законом допускается установление границ территориальных зон не только по красным линиям, утверждаемым в составе проектов планировки и отделяющим земли общего пользования от иных территорий (статьи 1, 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации), но и иным способом.
Поскольку из материалов дела следует, что границы установленной Правилами землепользования и застройки территориальной зоны совпадают с границами участка истца, это обстоятельство является достаточным основанием для отказа в перераспределении.
Суд первой инстанции, разрешая возникший спор, указанные выше обстоятельства не учел, в связи с чем постановленное по делу решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 25.09.2018 ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░ ░.░.