Дело № 2-1159/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 сентября 2015 года <адрес>
Моргаушский районный суд Чувашской Республики
под председательством судьи Алексеевой А.В.,
при секретаре Степановой Е.Д.,
с участием представителя Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО6,
представителя ответчика- сельскохозяйственного производственного кооператива ФИО10 <адрес>, в лице председателя кооператива ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации к СХПК ФИО11 <адрес> Чувашской Республики о возложении обязанности разработать и направить в уполномоченные органы государственной власти документацию, необходимую для утверждения права пользования участками недр, содержащими подземные воды,
установил:
Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации с исковым заявлением к сельскохозяйственному производственному кооперативу ФИО12 (далее- СХПК ФИО13) <адрес> с последующим уточнением об обязании в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить в Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, предусмотренные постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики № 192 от 10 июня 2009 года, документы, необходимые для получения права пользования участками недр в целях добычи подземных вод из скважин: №, глубиной <данные изъяты>, пробуренной и введенной в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, расположенной на юго-западной окраине <адрес>; №, глубиной <данные изъяты>, пробуренной и введенной в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, расположенной на восточной окраине <адрес>; скважины №, глубиной <данные изъяты>, пробуренной и введенной в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, расположенной на южной окраине <адрес>; скважины №, глубиной <данные изъяты>, пробуренной и введенной в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, расположенной на северо-западной окраине <адрес>; скважины №, глубиной <данные изъяты>, пробуренной и введенной в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, расположенной на западной окраине <адрес>. Требования мотивированы тем, что Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения СХПК ФИО14 <адрес> требований природоохранного законодательства при подаче населению питьевой воды. Проверкой установлено, что водоснабжение населенных пунктов осуществляется указанными выше восемью артезианскими скважинами, эксплуатируемыми СХПК ФИО15.
СХПК ФИО16 получено санитарно-эпидемиологическое заключение от ДД.ММ.ГГГГ № о соответствии санитарным правилам деятельности по использованию водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, санитарно- эпидемиологическое заключение от ДД.ММ.ГГГГ № о соответствии санитарным правилам проекта зоны санитарной охраны водозаборных скважин.
Согласно данным федерального статистического наблюдения по форме 2-ТП (водхоз) в ДД.ММ.ГГГГ СХПК ФИО17 из подземных источников забрано <данные изъяты> воды, из них использовано на питьевые и хозяйственно-бытовые нужды <данные изъяты>, на нужды сельскохозяйственного водоснабжения- <данные изъяты>.
В нарушение требований ст.ст. 6, 10, 10.1, 11 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», порядка пользования участками недр местного значения на территории Чувашской Республики, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 июня 2009 года № 192, СХПК ФИО18 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет добычу подземных вод без лицензии на пользование недрами.
Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес председателя СХПК ФИО19 было внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства, однако выявленные нарушения не были устранены.
В ходе судебного разбирательства по данному делу СХПК ФИО20 направлены в Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики документы, необходимые для получения права пользования участком недр местного значения в целях добычи подземных вод из артезианских скважин: №, глубиной <данные изъяты>, пробуренной и введенной в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, расположенной на северной окраине <адрес>; №, глубиной <данные изъяты>, пробуренной и введенной в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, расположенной на восточной окраине <адрес>; №, глубиной <данные изъяты>, пробуренной и введенной в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, расположенной на восточной окраине <адрес>.
Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор, ссылаясь на нормы ст. 1.2 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», ст.ст. 22, 45 ГПК РФ, ст. 12 ГК РФ, ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит удовлетворить заявленные исковые требования.
В судебном заседании помощник Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора ФИО6 поддержала заявленные требования с учетом уточнений по изложенным в заявлении основаниям, вновь привела их суду, просила удовлетворить.
Представитель ответчика- СХПК ФИО21 <адрес> ФИО7 исковые требования не признал, просил в удовлетворении отказать. Суду пояснил, что в конце ДД.ММ.ГГГГ СХПК ФИО22 обратился в администрацию <адрес> с заявлением о принятии в муниципальную собственность водонапорных башен: с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>, находящейся по адресу: <адрес>; кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>, находящейся по адресу: <адрес>; кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>, находящейся по адресу: <адрес>; кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>, находящейся по адресу: <адрес>; кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>, находящейся по адресу: <адрес>, поскольку вода из указанных объектов используется населением сельского поселения. Согласно ответа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в настоящее время идет оформление документации для принятия указанных скважин в собственность Тораевского сельского поселения. Платежи за подаваемую населению воду кооперативом не взимаются. В связи с изложенным, оснований для предоставления СХПК ФИО23 в Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики документов, необходимых для получения права пользования участками недр, в целях добычи подземных вод из указанных скважин, не имеется.
Представитель третьего лица- Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В соответствии с представленным Минприроды Чувашии ДД.ММ.ГГГГ отзывом Минприроды Чувашии поддерживает исковое заявление. По данным журнала учета выдачи лицензий и приложений к лицензиям на право пользования недрами Минприроды Чувашии, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, СХПК ФИО24 лицензии на право пользования участками недр местного значения с целью добычи подземных вод не имеет. Факт безлицензионного недропользования в части добычи подземных вод и нарушения действующего законодательства установлен прокурорской проверкой.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, которых по мнению лиц, участвующих в деле, достаточно для принятия решения по делу и не требуется представления дополнительных доказательств, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться с учетом научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды, недопустимости хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
К подземным водным объектам, как предусмотрено п.п. 5, 6 ст. 5 Водного кодекса РФ от 03 июня 2006 года № 74-ФЗ, относятся бассейны подземных вод и водоносные горизонты. Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.
В соответствии со ст. 11 ФЗ «О недрах» от 21 февраля 1992 года № 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Предоставление участка недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Согласно ст. 10 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2396-1 «О недрах» для добычи подземных вод участки недр предоставляются в пользование на срок до 25 лет.
Пунктом 3 ст. 10.1 Закона РФ «О недрах» определено, что основаниями возникновения права пользования участками недр для добычи подземных вод для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, или для осуществления геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр.
Недра и подземные воды являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности (ст. 4 Закона об охране окружающей среды).
Статьей 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источником биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасности для здоровья населения использования водного объекта.
Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
В силу ст. 9 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Эксплуатация водозаборных скважин для добычи подземных вод без лицензии является недопустимой, поскольку без проведения мероприятий, предшествующих получению лицензии, забор воды осуществляется без учета вредного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, без оценки самой возможности добычи воды и ее использования для хозяйственно-питьевых нужд, что может привести к загрязнению, засорению подземного водного объекта, его истощению, а также иным негативным последствиям для окружающей среды и человека.
Согласно п. 1 ст. 23 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», основным требованием по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 года № 3314-1, определено, что предоставление лицензий осуществляется через государственную систему лицензирования.
Порядок пользования участками недр местного значения на территории Чувашской Республики утвержден постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 июня 2009 года № 192.
Согласно п. 1.4 Порядка пользования участками недр местного значения на территории Чувашской Республики оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр местного значения для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи (далее - участки недр) на территории Чувашской Республики возлагаются на Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.
Как установлено судом, и не оспаривалось сторонами, Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка исполнения на поднадзорной территории законодательства о недрах. В результате проверки было установлено, что СХПК ФИО25 ведет добычу подземных вод, эксплуатируя водозаборные скважины в нарушение положения Закона РФ «О недрах» без лицензий на право пользования недрами.
Действие лицензии на право пользования недрами сети ЧЕБ № с видом ВЭ, выданной СХПК ФИО26 с целевым назначением и видами работ: «добыча подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и технологического обеспечения водой сельскохозяйственных объектов», расположенных в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, истекло ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с данными федерального статистического наблюдения в ДД.ММ.ГГГГ СХПК ФИО27 из подземных источников добыло <данные изъяты> воды, из них использовано на питьевые и хозяйственно-бытовые нужды <данные изъяты>, на нужды сельскохозяйственного водоснабжения- <данные изъяты>.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ в отношении СХПК ФИО28 вынесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства.
В обоснование заявленных требований прокуратурой представлены: паспорта разведочно- эксплуатационных скважин 8 объектов, санитарно-эпидемиологические заключения № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно паспортов разведочно-эксплуатационных скважин, они расположены на территории: <адрес>, глубиной <данные изъяты>, бурение начато ДД.ММ.ГГГГ и окончено ДД.ММ.ГГГГ; <адрес>, глубиной <данные изъяты>, бурение начато и окончено в ДД.ММ.ГГГГ; <адрес>, глубиной <данные изъяты>, бурение начато ДД.ММ.ГГГГ и окончено ДД.ММ.ГГГГ; <адрес>, глубиной <данные изъяты>, бурение начато и окончено в ДД.ММ.ГГГГ; <адрес>, глубиной <данные изъяты>, бурение начато в ДД.ММ.ГГГГ и окончено в ДД.ММ.ГГГГ; <адрес>, глубиной <данные изъяты>, бурение начато ДД.ММ.ГГГГ и окончено ДД.ММ.ГГГГ; <адрес>, глубиной <данные изъяты>, бурение начато ДД.ММ.ГГГГ и окончено ДД.ММ.ГГГГ; <адрес>, глубиной <данные изъяты>, бурение начато и окончено в ДД.ММ.ГГГГ.
Из санитарно-эпидемиологических заключений № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии и использования водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения подземных источников, проекта зоны санитарной охраны (ЗСО) водозаборных скважин государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам следует, что объектами исследования являлись скважины: №, местонахождение: <адрес>; №, местонахождение: <адрес>; №, местонахождение: <адрес>; №, местонахождение: <адрес>); №, местонахождение: <адрес>; №, местонахождение: <адрес>; №, местонахождение: <адрес>; №, местонахождение: <адрес>.
Судом также установлено, что СХПК ФИО29 обратился к главе администрации <адрес> с письмом, содержащим просьбу принять в муниципальную собственность: водонапорную башню, расположенную на земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>, находящуюся по адресу: <адрес>; водонапорную башню на земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>, находящуюся по адресу: <адрес>; водонапорную башню на земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>, находящуюся по адресу: <адрес>; водонапорную башню на земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>, находящуюся по адресу: <адрес>; водонапорную башню на земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>, находящуюся по адресу: <адрес>, и письмом администрации Тораевского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о том, что указанные объекты приняты для оформления в собственность Тораевского сельского поселения <адрес>.
Из заявки СХПК ФИО30 на имя врио министра Минприроды Чувашии ФИО31 следует, что кооператив просит предоставить право пользования участком недр подземных вод, расположенных в <адрес>, для технологического обеспечения водой сельскохозяйственного объекта. Заявка принята Минприроды Чувашии ДД.ММ.ГГГГ (вх. №).
В соответствии с письмом врио министра ФИО32 СХПК ФИО33 для получения права пользования участком недр местного значения в целях добычи подземных вод из артезианских скважин, расположенных в <адрес> и пробуренных в ДД.ММ.ГГГГ глубиной <данные изъяты>, представил в Министерство заявку от ДД.ММ.ГГГГ без номера (вх. №).
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что доказательств, подтверждающих, что объекты, указанные в уточненном исковом заявлении прокурора, паспортах разведочно-эксплуатационных скважин, санитарно-эпидемиологических заключениях, являются одними и теми же объектами.
Не представлено доказательств и тому, что и водонапорные башни, указанные в письме СХПК ФИО34 на имя главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, являются теми же объектами.
Доводы помощника прокурора в судебном заседании о том, что данное обстоятельство не оспаривается и подтверждается представителем ответчика, суд не может принять во внимание, поскольку они не подтверждены иными доказательствами.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При изложенных обстоятельствах, требования Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора не подлежат удовлетворению.
Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании и принимает решение по заявленным заявителем требованиям (ст. ст. 195, 196 ГПК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации к СХПК ФИО35 <адрес> Чувашской Республики об обязании СХПК ФИО36 в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить в Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, предусмотренные постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики № 192 от 10 июня 2009 года, документы, необходимые для получения права пользования участками недр в целях добычи подземных вод из: скважины №, глубиной <данные изъяты>, пробуренной и введенной в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, расположенной на юго-западной окраине <адрес>; скважины №, глубиной <данные изъяты>, пробуренной и введенной в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, расположенной на восточной окраине <адрес>; скважины №, глубиной <данные изъяты>, пробуренной и введенной в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, расположенной на южной окраине <адрес>; скважины №, глубиной <данные изъяты>, пробуренной и введенной в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, расположенной на северо-западной окраине <адрес>; скважины №, глубиной <данные изъяты>, пробуренной и введенной в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, расположенной на западной окраине <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья А.В.Алексеева
Мотивированное решение составлено 07 сентября 2015 года.