Решение по делу № 33-887/2021 от 11.12.2020

Судья Цветков А.Я.                                                                                      дело № 33-887/2021

Ленинский районный

суд Республики Крым

гр. дело №2-900/2020

91RS0014-01-2020-001162-62

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь                                                                                02 февраля 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи: Авериной Е.Г.

судей: Синани А.М., Подлесной И.А.

при секретаре: Кульневе А.А.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым на решение Ленинского районного суда Республики Крым от 14 июля 2020 года по гражданскому делу по исковому заявлению заместителя прокурора Ленинского района Республики Крым в интересах Ларкиной Татьяны Александровны к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым о признании решения незаконным об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

заместитель прокурора Ленинского района Республики Крым в интересах Ларкиной Т. А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым, в котором просит признать незаконным решение от 27.02.2020 г. об отказе истцу в установлении страховой пенсии по старости и об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии в части, в связи с исключением из ее стаж работы периода обучения в Киевском инженерно-строительном институте с 01.09.1980 г. по 02.12.1985 г., поскольку печать заверяющая запись об отчислении из учебного заведения не проставлена в записи; периода работы с 05.01.1986 г. по 30.04.1987 г., так как имеются неоговоренные дописывания в дате приказа на прием в Украинскую территориальную научно-исследовательскую лабораторию, периода с 04.05.1987    г. по 01.11.1993 г., так как запись об увольнении истца 01.11.1993 г. из Проектно-конструкторского бюро заверена печатью, содержащей реквизиты УССР, а также периодов работы с 04.11.1993 г. по 12.10.1994 г., с 15.10.1994    г. по 12.11.1997 г., с 12.11.1997 г. по 28.02.1998 г., с 01.03.1998 г. по 11.09.1998 г., с 14.08.1998 г. по 30.05.1999 г., с 01.06.1999 г. по 17.01.2007 г., с 18.01.2007 г. по 02.10.2017 г., с 20.02.2018 г. по 01.11.2018 г., с 08.11.2018г. по 11.05.2018 г., так как отсутствует подтверждение указанных периодов трудового (страхового) стажа, приобретенного на территории Украины. Считает, что отказ Пенсионного фонда во включении спорного периода ее работы в стаж является незаконным.

Решением Ленинского районного суда Республики Крым от 14 июля 2020 года исковые требования удовлетворены частично. Судом признано незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым от 27.02.2020 г. об отказе в установлении страховой пенсии по старости и об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии в части не включения в стаж периодов работы Ларкиной Татьяны Александровны с 05.01.1986 г. по 30.04.1987 г., с 04.05.1987 г. по 01.11.1993 г., с 04.11.1993 г. по 12.10.1994 г., с 15.10.1994 г. по 12.11.1997 г., с 12.11.1997 г. по 28.02.1998 г., с 01.03.1998 г. по 11.09.1998 г., с 14.09.1998 г. по 30.05.1999 г., с 01.06.1999 г. по 17.01.2007 г., с 18.01.2007 г. по 02.10.2017 г., с 20.02.2018 г. по 01.11.2018 г., с 08.11.2018 г. по 11.05.2019 г.

Судом возложена обязанность на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым включить в страховой стаж, дающий право на назначение пенсии Ларкиной Татьяне Александровне с 05.01.1986 г. по 30.04.1987 г., с 04.05.1987 г. по 01.11.1993 г., с 04.11.1993 г. по 12.10.1994 г., с 15.10.1994 г. по 12.11.1997 г., с 12.11.1997г. по 28.02.1998 г., с 01.03.1998 г. по 11.09.1998 г., с 14.08.1998 г. по 30.05.1999 г., с 01.06.1999 г. по 17.01.2007 г., с 18.01.2007 г. по 02.10.2017 г., с 20.02.2018 г. по 01.11.2018 г., с 08.11.2018 г. по 11.05.2018 г., и назначить Ларкиной Татьяне Александровне страховую пенсию по старости, начиная с 20.11.2019г. В удовлетворении иных требований отказано.

Не согласившись с таким решением суда, Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, принять по делу новое решение, которым в исковых требованиях отказать.

На заседание судебной коллегии Ларкина Т.А и представитель Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.

Ларкина Т.А. просила слушание дела отложить, в связи с тем, что необходимые документы, запрашиваемые судом апелляционной инстанции, поступят в ее адрес из Украины во второй половине февраля.

Заслушав докладчика, помощника прокурора Крупнову А.И., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим частичной отмене в связи с нарушением норм материального права.

Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции следует, что Ларкина Татьяна Александровна, 21.03.1963 года рождения, 20.11.2019 г. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым с заявлением об установлении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии в соответствии со ст. 12.1. Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», приложив необходимые документы (л.д.10-17,42-70).

Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым от 27.02.2020 г. Ларкиной Т. А. отказано в установлении страховой пенсии по старости и об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии в части в связи с исключением из ее страхового стажа периода обучения в Киевском инженерно-строительном институте с 01.09.1980 г. по 02.12.1985 г., так как отсутствует печать, заверяющая запись об отчислении из учебного заведения; периода работы с 05.01.1986г. по 30.04.1987г., так как имеются неоговоренные дописывания в дате приказа на прием в Украинскую территориальную научно-исследовательскую лабораторию; периода с 04.05.1987 г. по 01.11.1993 г., так как запись об увольнении истца 01.11.1993 г. из Проектно-конструкторского бюро заверена печатью, содержащей реквизиты УССР. Кроме того, ответчиком исключены периоды работы с 04.11.1993г. по 12.10.1994 г., с 15.10.1994г. по 12.11.1997 г., с 12.11.1997 г. по 28.02.1998 г., с 01.03.1998 г. по 11.09.1998 г., с 14.08.1998 г. по 30.05.1999 г., с 01.06.1999 г. по 17.01.2007 г., с 18.01.2007 г. по 02.10.2017 г., с 20.02.2018г. по 01.11.2018 г., с 08.11.2018 г. по 11.05.2018 г., так как отсутствует подтверждение указанных периодов трудового (страхового) стажа, приобретенного на территории Украины, и ответы на запросы о подтверждении трудового стажа в Украине ответчику не поступали (л.д.18- 24,34-36).

Разрешая требования истца, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Соглашения от 13.03.1992 г. «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения», установив факт работы истца в спорные периоды, часть из которых учтена ответчиком при назначении истцу пенсии, пришел к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения исковых требований прокурора.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда в части возложения на ответчика обязанности включить в страховой стаж истца периоды ее работы по 31.12.2001 года включительно.

Доводы апелляционной жалобы в указанной части судебная коллегия находит несостоятельными по следующим основаниям.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

При этом, с учетом переходных положений, предусмотренных ст. 35 Закона N 400-ФЗ, продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет, и начиная с 01.01.2016 ежегодно увеличивается на один год до достижения 15 лет в 2024 году (ч. 2 ст. 35). Величина ИПК, требуемая для назначения страховой пенсии по старости в 2015 году, составляет не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины ИПК 30 (ч. 3 ст. 35).

Необходимая продолжительность страхового стажа и необходимая величина ИПК, исходя из части 2-3 статьи 35 Закона N 400-ФЗ, определяются на день достижения возраста, предусмотренного положениями ст. 8 Закона N 400-ФЗ.

Для лиц, достигших вышеуказанного возраста в 2019 году, обязательными условиями для назначения страховой пенсии по старости являются наличие не менее 10 лет страхового стажа и наличие минимальной величины ИПК в размере 16, 2.

Согласно части 2 статьи 11 закона N 400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

13.03.1992 между государствами - участниками СНГ (Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной) подписано Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее по тексту - Соглашение), статьей 1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу указанного Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В соответствии со ст. 10 Соглашения государства - участники Содружества взяли на себя обязательства принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР, или до 01.12.1991, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации (ст. 11 Соглашения от 13.03.1992).

Согласно письму Минтруда России от 29.01.2003 N 203-16, трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.

Таким образом, при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами РФ за пределами территории РФ (в данном случае в Украине) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства РФ.

При этом, периоды работы граждан, прибывших в РФ из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, и имевших место за пределами РФ до 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01.2002 стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в РФ из государств-участников Соглашения от 13.03.1992, за пределами РФ после 01.01.2002 могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Как подтверждается материалами дела, при обращении в пенсионный орган Ларкиной Т.А. представлены: паспорт гражданина РФ, выданный 20.11.2019 года, трудовая книжка; справка о стаже из Украинского института научно -технической информации, два свидетельства о рождении детей и свидетельство о браке.

В подтверждение периода работы в Украине с 05.01.1986г по 26.11.1990 истцом представлена трудовая книжка установленного законом образца, которая содержит сведения о периоде ее работы и справка о трудовой деятельности с 01.06.1999года по 17.01.2007 года в Украинского института научно-технической информации.

Иных доказательств осуществления трудовой деятельности на территории Украины истицей не представлено.

При указанных обстоятельствах, с учетом анализа правовых норм указанных выше, судебная коллегия суда апелляционной инстанции полагает правомерными выводы суда первой инстанции, о наличии правовых оснований для включения в страховой стаж Ларкиной Т.А., лишь периодов ее работы до 01.01.2002 года, поскольку отсутствие документов о проверке достоверности сведений, запрошенных в порядке ч.9 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400 «О страховых пенсиях» об указанном периоде работы, не является основанием для отказа установления продолжительности периода страхового стажа, с учетом данного периода.

Вместе с тем, судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы ответчика в части отсутствия сведений из персонифицированного учета того государства, на территории которого Ларкина Т.А. осуществляла свою деятельность заслуживающими внимание.

Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).

Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (подпункт «а» пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт «б» пункта 6 Перечня).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).

Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 «О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов» (пункт 52 Перечня).

Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила N 884н).

Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.

Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).

Из изложенного следует, что при назначении пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Украине) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В частности, согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 9 апреля 2008 г. N ЛЧ-25-25/3283, в Украине органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является              Пенсионный фонд Украины.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Между тем положения норм материального права, регулирующих порядок и условия назначения страховых пенсий, гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., то есть за пределами Российской Федерации, и прибывшим в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., в данном случае из Украины, судом первой инстанции не учтены.

Материалы дела не содержат сведений об отчислении страховых взносов в Пенсионный фонд Украины.

На неоднократные запросы судебной коллегией у Ларкиной Т.А. документов необходимых для установления юридически значимых обстоятельств при разрешении указанного спора, последней не представлено.

Более того, истцом направлено ходатайство о том, что указанные документы будут получены лишь во второй половине февраля, что указывает на то, что данные документы отсутствовали при обращении Ларкиной Т.А. в пенсионный орган за назначением пенсии, и подтверждают законность действий пенсионного органа в части исключения из страхового стажа Ларкиной Т.А. периода ее работы после 01.01.2002 года.

При указанных обстоятельствах выводы суда о наличии правовых оснований для включения Ларкиной Т.А. периодов ее работы на территории Украины с 01.01.2002 года по 2018 год, противоречат нормам материального права, а значит не могут быть признаны законными и подлежат отмене.

Поскольку периоды трудовой деятельности Ларкиной Т.А. обоснованно не зачтены пенсионным органов в подсчет страхового стажа, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда относительно возложения обязанности на ответчика назначить Ларкиной Т.А пенсию с 20.11.2019 года и приходит к следующему.

Статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений, а часть первая статьи 3 данного Кодекса в развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина предусматривает, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Тем самым в нормах гражданского процессуального законодательства, конкретизирующих положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, находит свое отражение общее правило, согласно которому любому лицу судебная защита гарантируется исходя из предположения, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат и были нарушены (либо существует реальная угроза их нарушения).

Поскольку расчет пенсионного обеспечения производится исходя из специальных норм и положений закона, с учетом предусмотренной счетной программы, доступ к которой имеется только у ответчика, а выяснение точного расчета льготного стажа, даты возникновения права истца на досрочную пенсию, возможно специалистами расчетного центра пенсионного органа, с учетом, в том числе и отметок в персонифицированном учете, судебная коллегия считает возможным восстановить нарушенное право истца путем возложения обязанности на пенсионный орган пересмотреть право Ларкиной Т.А. на назначение пенсии с учетом включенных судом первой инстанции периодов, и назначить ей пенсию с момента возникновения на нее права.

Судебная коллегия полагает, что указанный способ наиболее отвечает принципу защиты его нарушенного права и оспариваемых прав, свобод и законных интересов и исключает судебную ошибку при установлении даты возникновения у Ларкиной Т.А. права на назначение пенсии.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда Республики Крым от 14 июля 2020 года – отменить в части возложения на ответчика обязанности включить в подсчет страхового стажа Ларкиной Т.А. периоды ее работы с 01.01.2002 г. по 17.01.2007 г., с 18.01.2007 г. по 02.10.2017 г., с 20.02.2018 г. по 01.11.2018 г., с 08.11.2018 г. по 11.05.2018 г., приняв в указанной части новое решение об отказе прокурору в удовлетворении указанных исковых требований.

Решение Ленинского районного суда Республики Крым от 14 июля 2020 года в части назначения Ларкиной Татьяне Александровне страховой пенсии по старости, начиная с 20.11.2019г. изменить.

Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым обязанность назначить Ларкиной Татьяне Александровне страховую пенсию по старости, с момента возникновения на нее права.

В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым – оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-887/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
Истцы
Ларкина Татьяна Александровна
Прокуратура Ленинского района РК
Ответчики
ГУ – УПФ РФ в Ленинском районе РК
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Аверина Елена Геннадьевна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
14.12.2020Передача дела судье
19.01.2021Судебное заседание
02.02.2021Судебное заседание
15.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее