Решение по делу № 2-3701/2019 от 30.09.2019

Дело № 2-3701/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 декабря 2019 года город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Лукьяновой Л.В.

при секретаре Уразовой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семёновой Зинаиды Викторовны к Комитету по управлению государственным имуществом Псковской области о признании права на первоочередное предоставление земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории,

УСТАНОВИЛ:

Семёнова З.В. обратилась в суд с иском к Комитету по управлению государственным имуществом Псковской области о признании права на первоочередное предоставление земельного участка общей площадью 1484 кв.м. по адресу: <адрес>, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В обоснование заявленных требований указано, что Семёнова З.В. являясь ветераном труда обладает правом на первоочередное предоставление на праве аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

09.08.2019 истец обратилась в Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области с заявлением «О предварительном согласовании предоставления в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>», ориентировочной площадью 1 484 кв.м.

Приказом Комитета от 10.09.2019 №** истцу отказано в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что схема расположения земельного участка не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, поскольку противоречит требованиям ст. 11.9 ЗК РФ.

Также Комитет указал, ссылаясь на Правила землепользования и застройки на нахождение испрашиваемого земельного участка в зоне Р4 «Зона отдыха, досуга и развлечений, туризма», что при наличии требований п. 6, ст. 11.9 ЗК РФ запрещает строительство в данной зоне.

Постановлением Псковской Городской Думы от 19.02.2010 № 1125 утверждён Генеральный план муниципального образования «Город Псков», в соответствии с которым земельный участок расположен в зоне «Ж4».

По мнению истца, Приказ Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области от 10.09.2019 № 4452 является незаконным и противоречащим положениям статей 3, 31 и 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Генеральному плану муниципального образования «Город Псков», в связи с чем, истец обратилась в суд с указанными выше требованиями.

Истец Семёнова З.В. в судебное заседание не явилась, извещена о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, воспользовалась правом на ведение дела через представителя.

Представитель истца Дмитриев А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске и дополнении к нему.

Представитель ответчика Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям Костыгова К.С. в судебном заседании исковые требования не признала. Указала, что Семёнова З.В., являясь ветераном труда, обладает правом в соответствии с Законом Псковской области от 11.01.2005 № 401-ОЗ на первоочередное предоставление земельного участка. Данное право Комитетом не оспаривается. В августе 2019 истец обратилась в Комитет с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка по адресу: <адрес>, приложив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Приказом Комитета от 10.09.2019 №** Семёновой З.В. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в границах территориальной зоны Р4 «Зона отдыха, досуга и развлечений, туризма», использование земельного участка для строительства не предусмотрено. При этом, земельный участок в соответствии с Приказом Государственного Комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия от 28.12.2016 № 564 расположен в границах исторического поселения в зоне ИП-ОЗ (зона озелененных территорий), где капитальное строительство запрещено. Также полагает, что истцом избран не надлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку Приказ Комитета от 10.09.2019 № 4452 в установленном КАС РФ порядке не оспорен, незаконным не признан.

    Представитель 3-го лица Администрации города Пскова Парконен М.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных истцом требований, поддержал позицию представителя ответчика.

    Представители третьих лиц – Управления Росреестра по Псковской области и Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

    Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

    В соответствии со статьей 5 Закона Псковской области от 11.01.2005 N 401-ОЗ (ред. от 05.04.2019) «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Псковской области» ветеранам труда предоставляется мера социальной поддержки в виде первоочередного выделения земельного участка под жилищное строительство.

    Из материалов дела следует, что Семёнова З.В. является ветераном труда и обладает правом на получение меры социальной поддержки в виде первоочередного выделения земельного участка под жилищное строительство (л.д. 36).

    Право Семёновой З.В. на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Псковской области от 11.01.2005 N 401-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Псковской области», не оспаривалось в ходе рассмотрения дела в суде.

    9 августа 2019 года Семёнова З.В. обратилась в Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1484 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, приложив к заявлению схему расположения земельного участка (л.д. 54, 55).

Приказом Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области от 10.09.2019 №** Семёновой З.В. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в городе Пскове», поскольку согласно Правилам землепользования и застройки МО «Город Псков» испрашиваемый земельный участок расположен в границах территориальной зоны Р4 «Зона отдыха, досуга и развлечений, туризма», использование земельного участка для строительства индивидуального жилого дома в указанной территориальной зоне не предусмотрено. В соответствии с Приказом Государственного Комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия от 28.12.2016 № 564 земельный участок расположен в границах исторического поселения в зоне ИП-ОЗ (зона озелененных территорий), где капитальное строительство запрещено (л.д. 46).

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

Статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предварительного согласования предоставления земельного участка.

Так, подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается в том числе схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

В свою очередь, подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом правил землепользования и застройки (пункт 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 данной статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 этой статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 3).

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 данной статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7).

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 упомянутого Кодекса (пункт 8).

Исходя из положений статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения участка на кадастровом плане территории осуществляется в целях образования участка и обеспечения возможности его последующего предоставления заявителю.

Порядок предоставления земельных участков из состава публичных земель для целей индивидуального жилищного строительства предусматривает, что образование и предоставление таких земельных участков осуществляются в соответствии с документами территориального планирования, градостроительного зонирования, документацией по планировке территории (пункт 1 статьи 11.3, пункт 1 статьи 11.9, пункт 2, подпункт 4 пункта 14 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 8 статьи 1).

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34).

Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

К документам территориального планирования муниципальных образований относятся, в частности, генеральные планы городских округов (часть 2 пункта 1 статьи 18).

Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренные для соответствующей функциональной зоны. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.

Содержание приведенных норм во взаимосвязи с положениями части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

Так, согласно Правилам землепользования и застройки МО «Город Псков», испрашиваемый истцом земельный участок отнесен к территориальной зоне Р4 (зона отдыха, досуга и развлечений, туризма).

Вместе с тем, на действующем Генеральном плане территории МО «Город Псков» территория, где расположен испрашиваемый земельный участок отнесена, к зоне индивидуальной жилой застройки усадебного типа Ж4.

Данным обстоятельствам ответчиком не была дана оценка при рассмотрении обращения Семеновой З.В.

Вместе с тем, обращаясь в суд с иском и, ставя вопрос о признании права на предоставление земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка, истцом не учтено, что право на предоставление земельного участка возникает на основании соответствующего решения Комитета, которое является основанием для последующей постановки испрашиваемого земельного участка на государственный кадастровый учет и только после установления фактических границ и внесения сведения в ЕГРН, возможно заявлять требования о правах на объект недвижимого имущества.

Заявленные истцом требования фактически подменяют установленный кодексом административного судопроизводства порядок оспаривания решений органов государственный власти.

Принятие решения о предоставлении истцу в аренду земельного участка на основании схемы расположения земельного участка находится в компетенции Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области, деятельность которого осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей и не может быть подменена судом.

При таких данных истцом выбран неверный способ защиты нарушенного права, в связи с чем, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198, 321 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Семеновой Зинаиды Викторовны к Государственному комитету Псковской области по имущественным отношениям о признании права на первоочередное предоставление земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, отказать.

Решение в течение месяца со дня изготовления мотивировочного решения может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд.

Судья:                                  Л.В. Лукьянова

Мотивированное решение изготовлено 17 декабря 2019 года.

2-3701/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Семенова Зинаида Викторовна
Ответчики
Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области
Другие
Управление Росреестра по Псковской области
Комитет по охране объектов культурного наследия Псковской области
Администрация города Пскова
Дмитриев Алексей Анатольевич
Суд
Псковский городской суд Псковской области
Дело на странице суда
pskovskygor.psk.sudrf.ru
07.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.04.2020Передача материалов судье
07.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.04.2020Предварительное судебное заседание
07.04.2020Судебное заседание
28.11.2019Судебное заседание
31.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее