Решение по делу № 2-515/2016 от 12.05.2016

Дело № 2-515/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 июня 2016 года город Ржев Тверской области

Ржевский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Брязгуновой А.Н.,

при секретаре Цветковой А.Г.,

с участием истца Соловьевой Т.Э.,

представителя истца Соловьевой Т.Э. - Иванова С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соловьевой Т. Э. к Акционерному обществу «АтомЭнергоСбыт» о признании незаконными действий по начислению платы за потреблённую энергию на общедомовые нужды,

У С Т А Н О В И Л:

Соловьева Т.Э. обратилась в суд с иском к АО «АтомЭнергоСбыт» о признании незаконными действий по взиманию платы за «электроэнергия ОДН» с 01 апреля 2014 года по 31 декабря 2015 года.

Требования мотивированы тем, что Соловьева Т.Э. является собственником <адрес>, зарегистрирована и проживает по указанному адрес с 29.11.2002 года. С апреля 2014 года ответчик выставляет ей квитанции на оплату электроэнергии. Решением общего собрания собственников помещений в <адрес> Тверской области в форме заочного голосования была выбрана управляющая компания ООО «Энерго-БАГ». Ранее, с 2010 года, домом управляло ООО «Северное». 01 апреля 2015 года собственниками жилых помещений, расположенных в указанном многоквартирном доме, с ООО «Энерго-БАГ» был заключён договор управления указанным многоквартирным домом сроком на пять лет. Расчёт потреблённой электрической энергии (в том числе на общедомовые нужды) в <адрес> производится АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» по коллективному (общедомовому) прибору учёта. Плата за потреблённую электрическую энергию в жилом помещении производится на основании квитанций, выставляемых собственникам и жильцам дома с 01 апреля 2014 года «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт». Из квитанций следует, что ответчик производит начисление платы за электроэнергию по индивидуальному прибору учёта и по строке ОДН. С апреля 2014 года по январь 2016 года истцом оплачены платежи за электрическую энергию на общедомовые нужды, начисленные ответчиком на лицевой счёт истца , на общую сумму 507,69 рублей. Также из квитанций следует, что ответчик продолжает незаконно начислять истцу задолженность за «электроэнергия ОДН» по настоящее время в размере 12.830 рублей 42 копейки, согласно показаниям общедомового прибора учёта электроэнергии. Действующее жилищное законодательство не допускает возможность прямой оплаты собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим орагнизациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме. Что означает невозможность ответчика быть исполнителем коммунальных услуг. В данном случае именно ООО «Энерго-БАГ» является исполнителем коммунальных услуг и имеет право взимать плату за оказанные услуги электроснабжения в местах общего пользования. Предъявление ответчиком платы за элекроэнергию с 01.04.2014, потреблённую в местах общего пользования, собственникам жилых помещений, возложение на потребителя - гражданина обязанности по оплате данной коммунальной услуги ненадлежащему лицу (ресурсоснабжающей организации, а не исполнителю услуги) является нарушением прав потребителей, посокольку нарушается порядок расчётов, предусмотренный Жилищным кодексом Российской Федерации.

Определением Ржевского городского суда Тверской области от 30 мая 2016 года принято уточнение иска, определено считать иск поданным о признании незаконными действий по начислению платы за электроэнергию на общедомовые нужды по <адрес> за период с 01 апреля 2014 года по 31 декабря 2015 года.

В судебном заседании Соловьева Т.Э. и её представитель Иванов С.М., согласившись на рассмотрение дела в отсутствие представителя ответчика, поддержали исковые требования с учётом их уточнения и дали объяснения в соответствии с доводами, изложенными в исковом заявлении, дополнив, что дом, в котором расположена квартира истца, в спорный период постоянно находился в управлении управляющей организации. Общим собранием собственников помещений в данном доме не принимались решения о внесении платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям и о распределении объёма коммунальной услуги (электрической энергии) в размере превышения объёма коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определённого исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта, над объёмом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями в доме пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

Ответчик АО «АтомЭнергоСбыт», будучи надлежащим образом извещённым о дате, времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил, об уважительных причинах неявки своего представителя суд не уведомил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Ходатайств об отложении судебного разбирательства от него не поступало.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Энерго-БАГ», ООО «Северное», будучи надлежащим образом извещёнными о дате, времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, об уважительных причинах неявки своего представителя суд не уведомили. Ходатайств об отложении судебного разбирательства от них не поступало.

Заслушав объяснения истца и его представителя, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.

В силу ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 25.12.2012 года № 271-ФЗ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

Согласно ч. 4 указанной статьи плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за электроснабжение.

В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ предоставление коммунальных услуг является одной из целей управления многоквартирным домом.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 года № 255-ФЗ); 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией (ч. 2 ст. 161 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В силу ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.

Согласно ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 04.06.2011 года № 123-ФЗ) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.

В соответствии с п. 1, пп. «а» п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354) (далее - Правил от 06.05.2011 года № 354) и положениями Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 года № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг - управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.

Как следует из положений п. 17 указанных Правил от 06.05.2011 года № 354, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги соответствующего вида, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: - при непосредственном управлении многоквартирным домом; - в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; - в жилых домах (домовладениях).

В остальных случаях, согласно п. 8, 9 Правил от 06.05.2011 года № 354, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.

Из системного толкования приведённых норм права следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного собственниками помещений в нём способа управления таким домом, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирного дома коммунальные услуги принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.

Кроме того, жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 04.06.2011 года № 123-ФЗ), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (ч. 8 ст. 155 ЖК РФ).Таким образом, в случае, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, ресурсоснабжающая организация не может быть признана исполнителем коммунальных услуг, в связи с чем она не вправе производить начисление и взимание платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме.

Федеральным законом от 29.06.2015 года №176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ст. 154, 155 ЖК РФ внесены изменения.

Согласно ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.

То есть указанным Федеральным законом от 29.06.2015 года № 176-ФЗ из части 7.1 ст. 155 ЖК РФ исключены слова «(за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме)».

При этом пункт 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ изложен в новой редакции, предусматривающей, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Часть 4 указанной статьи также изложена в новой редакции, согласно которой плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твёрдое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твёрдыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме.

Таким образом, в случае, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, законодатель исключил из состава платы за коммунальные услуги, оказываемые собственникам и нанимателям помещений в таких домах, плату за коммунальные услуги (в том числе электрическую энергию), потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отнеся указанные расходы в структуру платы за содержание жилого помещения. Поскольку ресурсоснабжающая организация не наделена полномочиями и не оказывает услуги по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, не осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом, то основания для начисления и взимания ресурсоснабжающей организацией, в том числе и в соответствии с ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ), с собственников и нанимателей помещений в таких домах платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отсутствуют.

При разрешении исковых требований о признании незаконными действий АО «АтомЭнергоСбыт» по начислению платы за потребленную энергию на общедомовые нужды суд учитывает также, что в силу п. 44 Правил от 06.05.2011 года № 354 распределяемый между потребителями объём коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчётный период, не может превышать объёма коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды. Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о распределении объёма коммунальной услуги в размере превышения объёма коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определённого исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта, над объёмом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, то есть «сверхнормативный» объём коммунальной услуги, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Таким образом, если указанное решение не принято, то «сверхнормативный» объём коммунальной услуги исполнитель (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив) оплачивает за счёт собственных средств.

Как установлено в судебном заседании, истец Соловьева Т.Э. является собственником квартиры, расположенной по адресу: Тверская область, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 69-69/016-69/312/001/2016-419/1, выданным Управлением Росреестра по Тверской области 03.03.2016 года, и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.05.2016 года.

Как следует из акта допуска прибора учёта электрической энергии в эксплуатацию от 17 сентября 2013 года, в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, установлен общедомовый прибор учёта электрической энергии.

Согласно представленному ответу Администрации гор. Ржева Тверской области от 23.05.2016 года по запросу суда, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Тверская область, <адрес>, в период с 01.04.2014 года до 18.05.2015 года обслуживала управляющая компания ООО «Северное», в период с 18.05.2015 года по настоящее время - ООО «Энерго-БАГ».

Из представленной Главным управлением «Государственная жилищная инспекция» Тверской области копии протокола общего собрания собственников помещений в <адрес> Тверской области в форме заочного голосования от 01 апреля 2015 года следует, что общим собранием собственников помещений в указанном многоквартирном доме 01 апреля 2015 года принято решение о досрочном расторжении договора управления многоквартирным домом с ООО «Северное» и выборе управляющей организации ООО «Энерго-БАГ».

Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, суду не представлено.

Таким образом, собственниками жилых помещений в указанном многоквартирном доме реализовано право выбора способа управления домом, а именно, выбрано управление домом управляющей организацией. Общим собранием собственников помещений в таком доме не принимались решения о внесении платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям и о распределении объёма коммунальной услуги (электрической энергии) в размере превышения объёма коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определённого исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта, над объёмом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями в доме пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, суду не представлено.

Таким образом, именно управляющая организация в спорный период являлась исполнителем коммунальных услуг и имела право начислять и взимать плату за электрическую энергию, израсходованную на общедомовые нужды.

Вместе с тем в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что ответчиком АО «АтомЭнергоСбыт», являющимся ресурсоснабжающей организацией, с апреля 2014 года по декабрь 2015 года производилось начисление и взимание платы за потреблённую электрическую энергию на общедомовые нужды в отношении истца Соловьевой Т.Э., зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>. При этом ресурсоснабжающей организацией производится распределение «сверхнормативного» объёма потреблённой электрической энергии на общедомовые нужды между помещениями указанного многоквартирного дома пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме. Данные обстоятельства подтверждаются письмом АО «АтомЭнергоСбыт» от 26.05.2016 года , лицевой картой потребителя, копиями квитанций за указанный период.

Таким образом, ресурсоснабжающая организация АО «АтомЭнергоСбыт» в отсутствие правовых оснований производила с 01 апреля 2014 года по декабрь 2015 года расчёт, начисление, взимание платы за потреблённую электроэнергию на общедомовые нужды истцу, являющемуся собственником жилого помещения в многоквартирном доме, способ управления которым определён в соответствии с жилищным законодательством. В том числе в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в котором зарегистрирован и проживает истец, АО «АтомЭнергоСбыт» производило распределение объёма электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды, в размере превышения объёма электроэнергии, определённого исходя из показаний общедомового прибора учёта, над объёмом, рассчитанным исходя из нормативов потребления электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения. Указанные действия ответчика - ресурсоснабжающей организации являются нарушением прав истца как потребителя, поскольку нарушается порядок расчётов, предусмотренный жилищным законодательством. Поставщик электроэнергии не вправе производить расчёт и требовать от собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах, обслуживаемых управляющими организациями, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не является исполнителем услуг и не управляет многоквартирными домами, в связи с чем не отвечает за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, в том числе внутридомовых инженерных систем.

Кроме того, выставление АО «АтомЭнергоСбыт» счетов на оплату электроэнергии, потреблённой на общедомовые нужды многоквартирного дома, непосредственно жильцам такого многоквартирного дома создаёт условия для повторного взимания платы за потреблённую электроэнергию.

Вышеуказанные действия АО «АтомЭнергоСбыт» нарушают права истца, как собственника жилого помещения в многоквартирном доме и потребителя коммунальных услуг, поскольку истец вынужден нести необоснованные расходы.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований о признании незаконными действий Акционерного общества «АтомЭнергоСбыт» по начислению истцу платы за потреблённую энергию на общедомовые нужды с 01 апреля 2014 года по 31 декабря 2015 года.

В силу ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ при подаче искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается для физических лиц в размере 300 рублей.

На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, состоящие из государственной пошлины, от уплаты которой истец освобождён, в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Соловьевой Т. Э. удовлетворить.

Признать незаконными действия Акционерного общества «АтомЭнергоСбыт» по начислению платы за электроэнергию на общедомовые нужды по <адрес> за период с 01 апреля 2014 года по 31 декабря 2015 года.

Взыскать с Акционерного общества «АтомЭнергоСбыт» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Город Ржев Тверской области» в сумме 300 (Триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Ржевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.Н. Брязгунова

Мотивированное решение составлено 29 июня 2016 года.

2-515/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Соловьева Т.Э.
Ответчики
АО "АтомЭнергоСбыт"
Другие
ООО "Северное"
Иванов С.М.
ООО "Энерго-БАГ"
Суд
Ржевский городской суд Тверской области
Дело на странице суда
rzhevsky.twr.sudrf.ru
12.05.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.05.2016Передача материалов судье
12.05.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.05.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
30.05.2016Предварительное судебное заседание
23.06.2016Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее