Решение по делу № 3а-733/2021 от 09.04.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Оренбург                                 8 июня 2021 г.

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,

при секретаре Лексиковой Е.А.,

с участием административного истца Марченко В.И.,

представителя административного истца Мингуловой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Марченко В.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Оренбургской области, Правительству Оренбургской области, государственному бюджетному учреждению «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» об установлении кадастровой стоимости объектов капитального строительства в размере рыночной,

УСТАНОВИЛ:

Марченко В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением указав, что является долевым собственником следующих объектов капитального строительства:

1) с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес), назначение: нежилое;

2) с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес), назначение: нежилое.

Установленная кадастровая стоимость объектов капитального строительства значительно превышает их рыночную стоимость, определенную в отчетах об оценке.

Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение размера налоговых обязательств.

Административный истец просит суд установить кадастровую стоимость указанных выше объектов капитального строительства в размере их рыночной стоимости по состоянию на дату определения кадастровой стоимости и восстановить срок обращения в суд для пересмотра кадастровой стоимости объекта капитального строительства.

В судебном заседании административный истец Марченко В.И., представитель административного истца Мингулова Л.А., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержали.

Представители административных ответчиков ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Оренбургской области, Управления Росреестра по Оренбургской области, Правительства Оренбургской области, ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области», заинтересованных лиц Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, администрации г. Оренбурга, заинтересованные лица Мингулов А.В., Чистяков И.В. в судебное заседание не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.

На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, принимая во внимание представленные отзывы на административное исковое заявление, выслушав пояснения административного истца и его представителя, суд приходит к следующим выводам.

Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в статье 24.18 предусматривает, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного объекта по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость.

Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 27 сентября 2012 г. № 840-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Оренбургской области. Постановлением также утверждены удельные показатели для расчёта кадастровой стоимости объектов капитального строительства на территории Оренбургской области.

Из материалов дела следует, что Марченко В.И. является долевым собственником следующих объектов капитального строительства:

1) с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес), назначение: нежилое;

2) с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес), назначение: нежилое,

что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 12 февраля 2021 г. установлено, что кадастровая стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером определена по состоянию на 3 ноября 2011 г. в размере 3 806 466,61 рублей; объекта капитального строительства с кадастровым номером определена по состоянию на 7 февраля 2014 г. в размере 17 040 285,85 рублей.

При расчёте кадастровой стоимости объекта капитального строительства с кадастровым номером применены удельные показатели, утверждённые постановлением Правительства Оренбургской области от 27 сентября 2012 г. №840-п

Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости объекта капитального строительства на его рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости объекта капитального строительства и законность нормативного акта об утверждении кадастровой стоимости предметом оспаривания в этом случае не являются.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, причины его пропуска выясняются в судебном заседании, а выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ, части 5 статьи 180 КАС РФ должны содержаться в решении суда.

Из материалов дела усматривается, что сведения о кадастровой стоимости объекта капитального строительства с кадастровым номером внесены в ЕГРН 14 ноября 2014 г., кадастровая стоимость рассчитана по состоянию на 3 ноября 2011 г.

Сведения о кадастровой стоимости объекта капитального строительства с кадастровым номером внесены в ЕГРН 7 февраля 2014 г., кадастровая стоимость рассчитана по состоянию на 7 февраля 2014 г.

Установленная кадастровая стоимость является актуальной и применяется в том числе для целей налогообложения в соответствии с нормами, установленными земельным и гражданским законодательством в Российской Федерации.

Учитывая, что на момент обращения Марченко В.И. в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, суд полагает возможным восстановить пропущенный срок подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поскольку установленная кадастровая стоимость объектов капитального строительства применяется для целей налогообложения.

В соответствии с абзацем 2 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В подтверждение доводов к административному исковому заявлению приложены отчеты, выполненные оценщиком ***

от (дата) которым рыночная стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером по состоянию на 3 ноября 2011 г. определена в размере 1 546 202 рубля;

от (дата) которым рыночная стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером по состоянию на 7 февраля 2014 г. определена в размере 6 801 237 рублей.

Исследовав и оценив имеющиеся доказательства, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость вышеуказанных объектов капитального строительства существенно отличается от их рыночной стоимости.

Представленные административным истцом отчеты никем не оспорены. Доказательств, опровергающих выводы, сделанные в отчетах, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено. С их стороны ходатайств о назначении оценочной экспертизы не поступало.

Отчеты о рыночной стоимость объектов капитального строительства составлены на дату определения кадастровой стоимости, составлены лицом, обладающим правом на проведение экспертиз в данной области, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта, содержит подробное описание проведенного исследования, приведены выводы. Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

При определении рыночной стоимости объектов капитального строительства эксперт применил метод сравнения продаж, провел изучение рынка объектов капитального строительства в г. Оренбурге и Оренбургской области, подбор и сравнительный анализ аналогов, с учётом корректировок и ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объекта оценки.

Согласно статье 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Оценив отчеты об оценке рыночной стоимости объектов капитального строительства по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд соглашается с изложенными в них выводами.

Существенное завышение кадастровой стоимости объектов капитального строительства над их рыночной стоимостью влечет для административного истца увеличение размера налоговых обязательств, что нарушает его права.

Согласно пункту 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).

Суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные административные исковые требования, поскольку рыночная стоимость объектов капитального строительства определена на дату определения их кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Поскольку Марченко В.И. обратился в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 9 апреля 2021 г., датой подачи заявления следует считать 9 апреля 2021 г.

В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.

Таким образом, установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для органа регистрации права внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Марченко В.И. об установлении кадастровой стоимости объектов капитального строительства в размере рыночной – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес), назначение: нежилое, равной его рыночной стоимости по состоянию на 3 ноября 2011 г. в размере 1 546 202 рубля.

Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес), назначение: нежилое, равной его рыночной стоимости по состоянию на 7 февраля 2014 г. в размере 6 801 237 рублей.

Датой подачи заявления считать 9 апреля 2021 г.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Оренбургский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Оренбургского

областного суда                              И.Ф. Селютина

В окончательной форме решение изготовлено 11 июня 2021 г.

Судья Оренбургского

областного суда                              И.Ф. Селютина

3а-733/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Марченко Владимир Иванович
Ответчики
Правительство Оренбургской области
Государственное бюджетное учреждение "Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области"
Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области
Другие
Администрация г.Оренбурга
Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области
Мингулов Андрей Викторович
Чистяков Игорь Валерьевич
Суд
Оренбургский областной суд
Судья
Селютина Ирина Федоровна
Дело на странице суда
oblsud.orb.sudrf.ru
09.04.2021Регистрация административного искового заявления
12.04.2021Передача материалов судье
13.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
23.04.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
23.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.04.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.05.2021Предварительное судебное заседание
08.06.2021Судебное заседание
11.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее