Дело № 2-23/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
14 февраля 2019 года Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Троцко Д.Н., при секретаре судебного заседания Карецкой Е.В., с участием представителя истца по первоначальному иску АО «Центр энергетики МГТУ им. Н.Э. Баумана» Гибалюк С.Б., ответчиков по первоначальному иску Никитиной Т.Л., Никитина И.В., Никитина А.И., представителей Рязановой Н.А., Новоселовой-Данченко И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Губаха гражданское дело по первоначальному иску АО «Центр энергетики МГТУ им. Н.Э. Баумана» к Никитиной Т.Л., действующей за себя и Чуракова А.А., Никитина И.В., Никитина А.И., о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, пени, а также по встречному иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, в интересах Никитиной Т.Л., к АО «Центр энергетики МГТУ им. Н.Э. Баумана», о возложении обязанности произвести перерасчет платы по коммунальным услугам, взыскании компенсации морального вреда, штрафа,
установил:
АО «Центр энергетики МГТУ им. Н.Э. Баумана» обратилось в суд с иском к Никитиной Т.Л., Никитина И.В., Никитина А.И., о солидарном взыскании ? размера задолженности по оплате коммунальной услуги отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 58 408,41 руб., а также ? размера пени на ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 690,98 руб., а также к Чуракова А.А., Никитина И.В., Никитина А.И., о солидарном взыскании ? размера задолженности по оплате коммунальной услуги отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 58 408,41 руб., а также ? размера пени на ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 690,98 руб., с начислением пени до дня фактического исполнения обязательства.
Заявленные требования мотивированы тем, что Чуракова А.А. и Никитиной Т.Л. являются собственниками, по ? доле, жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>. В жилом помещении также зарегистрированы Никитина И.В. и Никитина А.И. С ДД.ММ.ГГГГ в городском округе «<адрес>» истец является ресурсоснабжающей организацией, к централизованным сетям которой подключен многоквартирный жилой <адрес> в <адрес>. Поскольку плата за услугу отопление, оказанную в жилом помещении ответчиков ошибочно не начислялась, был произведен перерасчет. Постановлением Администрации Губахинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № установлено окончание отопительного периода 2016-2017 г.г. на территории Губахинского городского округа ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Администрации Губахинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № установлено начало отопительного сезона в осенне-зимний период 2017-2018 г.г. на территории городского округа «Город Губаха» с ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Администрации Губахинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № установлено окончание отопительного периода 2017-2018 г.г. на территории округа ДД.ММ.ГГГГ. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ общий размер задолженности составил 116 816,81 руб. Все поступившие платежи учтены в счет ранее образовавшейся задолженности. ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ответчиков судебные приказы № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании задолженности, были отменены. В связи с этим ответчики должны уплатить указанную задолженность, а также предусмотренные ч. 14 ст. 155 ЖК РФ пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 7 381,95 руб., которая подлежит начислению до полной уплаты долга ответчиками.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования, окончательно просил взыскать солидарно с Никитиной Т.Л., Никитина И.В., Никитина А.И., ? размера задолженности по оплате коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 53 572,42 руб., а также ? размера пени на ДД.ММ.ГГГГ в размере 7 758,11 руб., а также солидарно взыскать с недееспособного Чуракова А.А., Никитина И.В., Никитина А.И., ? размера задолженности по оплате коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 53 572,42 руб., а также ? размера пени на ДД.ММ.ГГГГ в размере 7 758,11 руб., с начислением пени до дня фактического исполнения обязательства. (л.д. 117-118 т. 1, а также т. 2)
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, действуя в интересах Никитиной Т.Л., обратилось в суд с иском к АО «Центр энергетики МГТУ им. Н.Э. Баумана», о возложении обязанности произвести перерасчет платы за отопление за период с сентября 2017 года по декабрь 2018 года, а также за холодное водоснабжение и водоотведение за период с июня по сентябрь 2018 года за жилое помещение по адресу: <адрес>, пгт. Углеуральский, <адрес>, взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 руб., штрафа в размере 50% от взысканных сумм, мотивируя заявленные требования тем, что АО «Центр энергетики МГТУ им. Н.Э. Баумана», осуществляя деятельность по забору, очистке и распределению воды, производству, передаче и распределению пара и горячей воды на территории <адрес>, в обход установленного порядка начисления платы за коммунальную услугу – отопление (при отсутствии решения общего собрания, а также не являясь исполнителем коммунальной услуги перед потребителем Никитиной Т.Л., Чуракова А.А., произвело начисление платы собственникам и пользователям помещений в многоквартирном <адрес>, в т.ч. Никитиной Т.Л. за период с сентября 2017 года по декабрь 2018 года за коммунальные услуги: ХВС, ГВС, отопление, водоотведение, то есть допустило обман потребителя. Плата за тепловую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в состав платы за содержание жилого помещения не входит. Согласно разрешительных документов – решение о согласовании переустройства от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД№2287, акта приемочной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, реконструкция жилого помещения в виде демонтажа радиаторов отопления, окончена, внесены соответствующие изменения в технический паспорт жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ. Начисления платы за отопление согласно сведений о задолженности за июнь 2016 года – июль 2017 года, не поступала. Радиаторы системы отопления были демонтированы в квартире ответчиков, которыми обеспечивается надлежащие благоприятные условия для проживания. Согласно претензии от ДД.ММ.ГГГГ указанное лицо извещено о реконструкции (перепланировке помещений, демонтаже радиаторов, переводе на газовое отопление), однако должного результата не возымело. Ответом № от ДД.ММ.ГГГГ отказано в исключении принадлежащем истцам жилого помещения из расчета платы услуги на отопление. Право требования платы, при отсутствии решений общего собрания на период 2016 года необоснованно, т.к. собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации. На основании решения общего собрания собственников помещений могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. Собственники не могут быть понуждены к исполнению указанной обязанности. Размер реального ущерба истцом не доказан. Согласие на выполнение дополнительных работ, услуг, истицей не давалось.
Кроме того ответчиком были допущены перерывы подачи ХВС в период с июня по сентябрь 2018 года на 515 часов, в связи с чем истцы испытали нравственные страдания. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика было подано заявление об убытках, начислении штрафа и даче разъяснений механизма начислений. Требования не были удовлетворены. В связи с этим на ответчике лежит обязанность по проведению перерасчета паты за водоснабжение и снижению стоимости платы. Исполнитель обязано проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг. В связи с нарушением прав потребителя, ответчик обязан выплатить компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
Указанные иски объединены в одно производство (л.д. 16 т. 2).
Представитель истца по первоначальному иску АО «Центр энергетики МГТУ им. Н.Э. Баумана» Гибалюк С.Б. в судебном заседании на первоначальном иске настаивала, встречный иск не признала.
Ответчики по первоначальному иску Никитиной Т.Л., действующая за себя и недееспособного Чуракова А.А., а также Никитина И.В., Никитина А.И., представитель Рязановой Н.А., представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Новоселова-Данченко И.В., первоначальный иск не признали, настаивали на встречном иске.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Администрация городского округа «Город Губаха» Пермского края в судебное заседание не явился, возражений на иски не представил.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд находит первоначальный иск подлежащим удовлетворению, а встречный иск не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В силу ч. 3 ст. 31 Жилищного кодекса РФ дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. (в ред. Федерального закона от 24.04.2008 № 49-ФЗ)
В соответствие с ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции закона, действовавшего на момент возникновения спорного правоотношения) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
В соответствие с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив). (в ред. Федерального закона от 04.06.2011 № 123-ФЗ)
Часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) не допускала возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (ч. 8 ст. 155 ЖК РФ).
В силу ч. 8 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии с ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ (в редакции, вступившей в силу с 01.01.2016) лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается. (часть 14 в ред. Федерального закона от 03.11.2015 № 307-ФЗ)
В судебном заседании установлено следующее. С ДД.ММ.ГГГГ Никитиной Т.Л. и Чуракова А.А. являются долевыми собственниками, по ? доле в праве, 3-х комнатной квартиры, общей площадью 90,5 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. Никитина И.В. и Никитина А.И., зарегистрированы и проживают в качестве членов семьи собственников. Решением Губахинского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ Чуракова А.А. признан недееспособным. Приказом Территориального управления Министерства социального развития Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ Никитиной Т.Л. назначена его опекуном.
На основании концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ АО «Центр энергетики МГТУ им. Н.Э. Баумана» на территории поселка Углеуральский городского округа «Город Губаха» Пермского края осуществляет деятельность по производству, передаче и распределению теплоносителя для отопления и горячего водоснабжения, то есть является теплоснабжающей организацией для населения поселка и объектов социального назначения (школы, детские сады, медицинские учреждения), а также является владельцем имущественного комплекса, в состав которого входят тепловые сети и газовые котельные. Многоквартирный <адрес> в <адрес> подключен к централизованной системе отопления и не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, управляется непосредственно собственниками жилых помещений.
Решением общего собрания собственников жилья без номера и даты, оформлено согласие на установку дополнительного газового оборудования в <адрес> (л.д. 76 т. 1).
Решением Администрации города Губахи Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ Никитиной Т.Л. согласовано переустройство жилого помещения по адресу: <адрес>, в связи с представленным проектом (проектной документацией), которым предусмотрено: демонтаж перегородок, демонтаж дверных блоков, закладка дверного проема кирпичом, зашивка дверного проема ГКЛ, утепление капитальной стены. (л.д. 53-54 т. 1)
Согласно акту приемочной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждено завершение предъявленных к приемке работ: демонтаж подводящих трубопроводов от трубопровода отопления до существующих приборов отопления. (л.д. 55-56 т.1)
Согласно техническому паспорту указанного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ вид отопления жилого помещения – индивидуальный газовый котел (л.д. 57-62 т. 1).
Постановлением Администрации Губахинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № установлено начало отопительного сезона 2017-2018 г.г. в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
Несмотря на обращения Никитиной Т.Л. по вопросу освобождения от оплаты за отопление, в связи с установкой в квартире индивидуального газового оборудования АО «ЦЭБ» продолжает начислять плату за коммунальную услугу по отоплению.
Указанные обстоятельства подтверждены устными и письменными пояснениями сторон, а также письменными доказательствами: выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25 т. 1); договором на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41-42 т. 2); приказом Территориального управления Министерства социального развития Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении Никитиной Т.Л. опекуном Чуракова А.А. (л.д. 29 т. 1); решением общего собрания без номера и даты (л.д. 76 т. 1); решением администрация городского округа «Город Губаха» № края № от ДД.ММ.ГГГГ о согласии на проведение работ по переустройству <адрес> многоквартирном <адрес> в г. Губаха (л.д. 53-54 т. 1); актом приемочной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 55-56 т. 1); проектной документацией ГБУ ПК «Центр технической инвентаризации» на переустройство квартиры (л.д. 150-159 т. 1); техническими условиями МУП «Стройсервис» на переустройство системы отопления жилом помещении МКД для перехода на индивидуальное отопление от автономного газового котла от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 144 т. 1); договором на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 81-82 т. 2); техническим паспортом на квартиру от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 70-72 т. 1); техническим паспортом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 57-62 т. 1); техническим паспортом дома от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 124 т. 1); актом проверки температурного режима от ДД.ММ.ГГГГ (66-67 т. 1); заявлением Никитиной Т.Л. от ДД.ММ.ГГГГ на имя директора АО «ЦЭБ» по вопросу размера платы за отопление (л.д. 150 т. 2); ответом АО «ЦЭБ» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 152-154 т.2); проектом по дополнительной установке отопительного аппарата, согласованного ЗАО «Газпром газораспределение Пермь» Чусовской филиал от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 196-204 т. 1); актом обследования технического состояния вентиляционных каналов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 75 т. 1); концессионным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого АО «ЦЭБ» принял на себя обязательства, в числе которых осуществлять деятельность по производству, передаче и распределению теплоносителя для отопления и горячего водоснабжения с использованием технологически связанных объектов системы коммунальной инфраструктуры теплоснабжения и других систем поселка «Северный» городского округа «Город Губаха», с приложениями (л.д. 7-8 т.1); сведениями о задолженности, карточками расчетов; платежными документами (т. 1); скриншотом интернет-сайта ГИС ЖКХ электронного паспорта МКД № по <адрес>; расчетом платы за коммунальную услугу отопление на содержание ОДН (л.д. 15 т. 1 и т.2) с платёжными документами; рапортами оперативного дежурного ЕДДС (л.д. 160-197 т.2).
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
На основании концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между муниципальным образованием городским округом «Город Губаха» и АО «ЦЭБ», ответчик является единственным поставщиком теплоносителя для отопления и горячего водоснабжения, с использованием технологически связанных объектов системы коммунальной инфраструктуры теплоснабжения и других систем поселка «Северный», а фактически рабочего поселка Углеуральский городского округа «Город Губаха», также переданных ответчику во владение, то есть является исполнителем указанных коммунальных услуг.
Суд отмечает неточность в наименования населенного пункта, на территории которого осуществляет свою деятельность АО «ЦЭБ», а также местонахождение передаваемого в концессию муниципального имущества. Поскольку в соответствие со ст. 3 Устава муниципального образования «Город Губаха», ст. 2 Закона Пермского края «О преобразовании Северо-Углеуральского городского поселения и Широковского сельского поселения путем объединения с городским округом «Город Губаха», поселок «Северный» в составе муниципального образования город Губаха, отсутствует.
Вместе с тем, с учетом фактических обстоятельств, установленных по делу, с учетом географического местонахождения <адрес>, суд приходит к выводу о его местонахождении в границах рабочего поселка Углеуральский, на территорию которого и распространяется концессионное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ.
Частью 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено право собственника на переустройство принадлежащего ему жилого помещения путем установки, замены или переноса инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующих внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Статьей 26 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (ч.1). Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя (ч.4). Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения (ч.5). Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (ч.6).
Статьей 28 Жилищного кодекса РФ установлено, что завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии (ч.1). Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (ч.2).
Таким образом, находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают только одну квартиру, поэтому общедомовым имуществом не являются и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения (данная правовая позиция отражена в решении Верховного Суда РФ от 22.09.2009 года №ГКПИ09-725).
Пункт 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, содержит запрет на самовольный демонтаж обогревающих элементов, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный дом.
Пункт 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ, содержит запрет на переоборудование жилых квартир, ведущее к нарушению работы инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования.
Между тем, как следует из представленных суду доказательств, предусмотренное ст. 26 Жилищного кодекса РФ решение о согласовании переустройства жилого помещения в части демонтажа приборов отопления и установки газового оборудования для отопления индивидуального жилого помещения по адресу: <адрес>, на момент проведения соответствующих работ в 2013 году, собственники не имели. Решение Администрации г. Губахи Пермского края № СЭД№ от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании переустройства жилого помещения в связи с представленным проектом, которым предусмотрены: демонтаж перегородок, демонтаж дверных блоков, закладка дверного проема кирпичом, зашивка дверного проема ГКЛ, утепление капитальной стены, разрешения на установку газового оборудования и отключения от системы централизованного отопления, также не содержит.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что установленный законом порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения указанных работ, и переход на отопление квартиры с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии, собственниками жилого помещения Никитиной Т.Л. и Чуракова А.А. не соблюден.
Довод Никитиной Т.Л. о получении всех необходимых согласований, о необходимости получения которых было сообщено, судом отклоняется, поскольку опровергается исследованными судом письменными доказательствами, в том числе решением Администрации г. Губахи Пермского края № СЭД№ от ДД.ММ.ГГГГ, а также фактом отсутствия какого либо решения органа местного самоуправления в 2013 году.
В силу абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (действовавшего на момент возникновения спорного правоотношения), потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации № 46-П от 20.12.2018 «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан В.И. Леоновой и Н.Я. Тимофеева», абзац второй пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что установленный законом порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действовавший на момент проведения указанных работ, и переход на отопление квартиры с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии, Никитиной Т.Л., Чуракова А.А. не соблюден, то возможность раздельного внесения платы за потребление коммунальной услуги по отоплению, в спорный период времени, отопительных сезонов 2016-2017 г.г. и 2017-2018 г.г., отсутствует.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о законности исковых требований АО «Центр энергетики МГУТ им. Н.Э. Баумана» о взыскании начисленной задолженности по оплате коммунальных услуг и об отсутствии оснований для удовлетворения встречного иска Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, в защиту интересов Никитиной Т.Л.
Ссылка Никитиной Т.Л. и представителей Рязановой Н.А., Новоселовой-Данченко И.В., на отсутствие у АО «Центр энергетики МГУТ им. Н.Э. Баумана» оснований для взыскания платы за отопление в силу отсутствия по этому вопросу решения общего собрания собственников жилых помещений судом отклоняется, поскольку с силу прямого указания ч. 8 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, такое решение не требуется.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по оплате задолженности по оплате коммунальных услуг нарушает имущественные права АО «Центр энергетики МГУТ им. Н.Э. Баумана», поэтому задолженность по оплате предоставленных истцом коммунальных услуг за период с октября 2016 года по май 2018 года, общим размером 107 144,84 руб., подлежит взысканию с ответчиков, с учетом следующих особенностей.
В соответствие со ст. 32 Гражданского кодекса РФ опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства (п. 1). Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки (п. 2).
Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 24.04.2008 «Об опеке и попечительстве» опекуны несут ответственность по сделкам, совершенным от имени подопечных, в порядке, установленном гражданским законодательством.
В то же время, согласно ст. ст. 37, 38 Гражданского кодекса РФ опекун недееспособного лица вправе распоряжаться имуществом подопечного, а также при необходимости принять имущество подопечного в доверительное управление.
С учетом приведенных положений закона, а также с учетом требований ст. 210, 247 ГК РФ и ст. 30 ЖК РФ, указанная задолженность подлежит взысканию с ответчиков в заявленном порядке, с учётом размера долей в праве собственности и нахождения Чуракова А.А. в силу недееспособности под опекой Никитиной Т.Л.
Довод о проживании ответчика Никитина А.И. в ином жилом помещении и участии в расходах на оплату коммунальных услуг в ином жилом помещении, судом отклоняется, поскольку временное отсутствие ответчика Никитина А.И. в спорном жилом помещении, какими-либо доказательствами не подтверждено и основанием для освобождения от внесения платы за коммунальные услуги не является. Указанный ответчик не лишен возможности обратиться в установленном порядке за перерасчетом платы в связи с временным отсутствием.
Статья 330 Гражданского кодекса РФ признает неустойкой определенную законом или договором денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Поскольку уважительных причин, препятствовавших ответчикам надлежащим образом, своевременно исполнять предусмотренную законом обязанность по оплате коммунальных услуг и содержанию жилья, в ходе судебного разбирательства не установлено, то имеются предусмотренные законом основания для взыскания с ответчиков пени в порядке.
Поэтому в соответствии с п. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ ответчики обязаны уплатить в пользу истца пени общим размером 15 516,23 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно расчету истца.
При этом суд принимает во внимание расчеты основной задолженности и пени, представленные АО «Центр энергетики МГУТ им. Н.Э. Баумана». Указанные расчеты признаются судом арифметически правильными и соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным в ходе судебного разбирательства. Расчеты представителя Рязановой Н.А. судом отклоняются, поскольку не соответствуют установленным судом обстоятельствам.
Суд полагает обоснованным требование истца о взыскании пени по день исполнения обязательства, поскольку данное требование не противоречит положениям части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, так как пени, установленные данной нормой закона, являются законной неустойкой (статья 330, 332 Гражданского кодекса Российской Федерации) и соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 65 Постановления Пленума от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств».
На основании ч. 4 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ, п.п. «д» п. 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 № 354, предусмотрено, что потребитель вправе требовать изменения платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В силу ч. 10 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 6 Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (Правила № 491), в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, управляющая организация обязана снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами.
Пунктом 7 Правил № 491 предусмотрено, что собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера оплаты к ответственному лицу.
В соответствии с п. 15 указанных Правил факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно п. 10 Правил № 491 в случаях, указанных в пункте 6 настоящих Правил, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения. Размер уменьшения платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется по формуле, приведенной в указанном пункте Правил.
Акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ согласно пункту 16 Правил составляется в порядке, который установлен правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Из материалов дела следует, что предусмотренные Правилами изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (Правила № 491) акты об оказании коммунальной услуги холодного водоснабжения с превышением установленной продолжительности перерывов в оказании услуг, в установленном порядке не составлялись. Сведения о том, что Никитина Т.Л. обращалась к исполнителю коммунальной услуги с заявлением о составлении таких актов, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, установленный действующим законодательством специальный порядок фиксации ненадлежащего оказания коммунальных услуг, не соблюден.
Представленные рапорта оперативных дежурных единой диспетчерской службы с достоверностью не подтверждают продолжительность перерыва оказания коммунальной услуги - холодного водоснабжения, характер причин перерыва, а также нарушение прав жильцов многоквартирного <адрес> в <адрес>.
В связи с этим отсутствуют основания для вывода о виновном нарушении прав потребителя Никитиной Т.В. в действиях АО «Центр энергетики МГУТ им. Н.Э. Баумана» в части исполнения коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно ч. 1 ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Согласно положениям ст. 151 Гражданского кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу разъяснений, содержащихся в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 17 от 28.06.2012 при решении вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Поскольку в ходе судебного разбирательства не установлен факт виновного нарушения прав Никитиной Т.Л. как потребителя коммунальных услуг действиями АО «Центр энергетики МГУТ им. Н.Э. Баумана», то предусмотренные законом основания для взыскания компенсации морального вреда и штрафа, отсутствуют.
Вопрос о распределении судебных расходов разрешен определением.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск АО «Центр энергетики МГТУ им. Н.Э. Баумана» к Никитиной Т.Л., действующей за себя и Чуракова А.А., Никитина И.В., Никитина А.И., о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, пени, удовлетворить полностью.
Взыскать солидарно с Никитиной Т.Л., Никитина И.В., Никитина А.И., в пользу АО «Центр энергетики МГТУ им. Н.Э. Баумана» задолженность по оплате коммунальных услуг в размере 53 572 руб. 42 коп., пени в размере 7 758 руб. 11 коп.
Взыскание пени производить до момента фактического исполнения обязательства ответчиками.
Взыскать солидарно с Никитина И.В., Никитина А.И., а также Никитиной Т.Л., действующей за Чуракова А.А., в пользу АО «Центр энергетики МГТУ им. Н.Э. Баумана» задолженность по оплате коммунальных услуг в размере 53 572 руб. 42 коп., пени в размере 7 758 руб. 11 коп.
Взыскание пени производить до момента фактического исполнения обязательства ответчиками.
Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, в интересах Никитиной Т.Л., в иске к АО «Центр энергетики МГТУ им. Н.Э. Баумана» о возложении обязанности произвести перерасчет платы по коммунальным услугам отопление, холодное водоснабжение, водоотведение, взыскании компенсации морального вреда, штрафа, отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 18 февраля 2019 года.
Председательствующий: