УИД 16RS0010-01-2024-000457-60
Дело №2-388/2024
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19.08.2024 пгт. Балтаси
Балтасинский районный суд Республики Татарстан
в составе:
председательствующего: судьи Шакирова Р.Г.,
при секретаре Шамсутдиновой М.Ш.,
с участием:
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сами Оксаны Ильдусовны к Николаевой Светлане Ильгизовне, <адрес>ному исполнительному комитету, исполнительному комитету Балтасинского городского поселения Республики Татарстан о включении в состав наследства и признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования и прекращения права собственности на земельный участок,
установил:
Сами О.И. (предыдущая фамилия Олехнович) обратилась в суд с иском исполнительному комитету Балтасинского городского поселения Республики Татарстан о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования. В обоснование требований указано, что 02.10.2014 скончался её отец ФИО2. После его смерти открылось наследство, состоящего из земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: РТ, <адрес>, п.г.т. Балтаси, <адрес>. Однако, при жизни отец истца не зарегистрировал свое право собственности на указанное домовладение. Поэтому истец просит включить в состав наследства указанные земельный участок и жилой дом, признать за ней право собственности на указанное недвижимое имущество в порядке наследования, поскольку она является наследником первой очереди и единственным наследником обратившимся к нотариусу..
В ходе судебного заседания истец и её представитель требования, изложенные в исковом заявлении, поддержали и увеличили требования, в которых просят прекратить право собственности на земельный участок за Николаевой С.И..
Балтасинский районный исполнительный комитет, исполком Балтасинского городского поселения представителей в суд не направили, отзывы не представили.
Привлеченный в качестве третьего лица ФИО8 в суд не явился, извещен надлежащим образом.
Ответчик Николаева С.И. иск признала.
Суд, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, приходит к следующему выводу.
Из материалов дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ скончался отец ФИО2. После его смерти открылось наследство, состоящего из квартир, расположенных по адресу : <адрес>; Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>; автомобиля Опель Омега Караван ; денежных вкладов, хранящихся в ОАО «Сбербанк», на которые истец, обратившись в нотариальную контору, получила свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец обратилась в суд с иском о включении в состав наследства её отца земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: РТ, <адрес>, п.г.т. Балтаси, <адрес>, мотивируя тем, что земельный участок её отец приобрел у ФИО8, а жилой дом построил сам, но при жизни на указанное недвижимое имущество отец не зарегистрировал.
Согласно п. 1 и п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Пунктом 1 ст. 1152 ГК РФ установлено, что для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось, и где бы оно не находилось.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом не представлены доказательства возникновения у её отца права собственности на земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: РТ, <адрес>, п.г.т. Балтаси, <адрес>. Также не представлены доказательства права собственности ФИО8 на указанный земельный участок на момент предполагаемого его отчуждения.
Доводы истца о том, что её отец приобрел указанный земельный участок у ФИО8 допустимыми и относимыми доказательствами не подтверждены.
Из уведомления Росреестра № КУВИ-001/2024-210135078 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за период с 1999 по ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 никаким недвижимым имуществом не владел и не владеет.
Ссылка истца на показание свидетелей ФИО6, ФИО7, которые подтвердили факт приобретения ФИО2 земельного участка у ФИО8 не могут служить доказательством возникновения права собственности у ФИО2 на указанный земельный участок и жилой дом в силу следующего.
Согласно п. 1 ст. 162 ГК РФ несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства.
На основании ст. 550 ГК РФ договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами; несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.
Согласно части 1 статьи 64 Земельного кодекса РСФСР 1991 года земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства передавалась в собственность местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией.
В силу статьи 66 названного Кодекса земельные участки для коллективного садоводства, огородничества и животноводства предоставлялись местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции и состояли из земель общего пользования, находящихся в пользовании садоводческих и животноводческих товариществ, и из земель, находящихся в собственности членов указанных товариществ. На участки, переданные в собственность каждому члену садоводческих и животноводческих товариществ, местными Советами народных депутатов по представлению соответствующих товариществ выдавался документ, удостоверяющий его право на землю.
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" полномочия Советов народных депутатов, предусмотренные статьями 14, 28, 29, 33 - 35, 55, 58, 64, 66, 68, 74, 80 и 94 Земельного кодекса РСФСР, осуществлялись соответствующими местными администрациями.
Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" было установлено, что каждому собственнику земельного участка выдается свидетельство на право собственности на землю (далее именуется свидетельство), которое подлежит регистрации в регистрационной (поземельной) книге.
Свидетельство является документом, удостоверяющим право собственности на земельный участок, и служит основанием при совершении сделок купли-продажи, залога, аренды, а также при осуществлении иных действий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком в соответствии с действующим законодательством.
При первичном предоставлении земельного участка свидетельство выдается соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по решению местной администрации (пункт 3).
Таким образом, на момент приобретения земельного участка в 1996-2000 годах полномочиями по предоставлению земельных участок для ведения личного подсобного хозяйства обладали соответствующие местные администрации и документом, удостоверяющим право собственности на землю, являлось свидетельство, выданное по решению местной администрации.
Таких доказательств о наличии права ФИО8 на спорный земельный участок истец в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ суду не представил.
Ссылка представителя истца на показания свидетелей ФИО6, ФИО7, которые подтвердили факт постройки ФИО2 жилого дома земельного участка у ФИО8 не могут служить доказательством возникновения права собственности у ФИО2 на указанный жилой дом в силу следующего.
По общему правилу, право собственности на объект недвижимости возникает с момента его регистрации в едином государственном реестре (статья 8.1, пункт 1 статьи 131, пункт 2 статьи 223 ГК РФ).
Материалы дела не содержат сведений о зарегистрированном ФИО2 права собственности на указанные в исковом заявлении жилой дом и земельный участок.
Поскольку на день открытия наследства наследодателю спорное имущество не принадлежало, оно не может быть включено в наследственную массу и, соответственно, отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных истцом требований в части включения указанной недвижимости в состав наследства ФИО2 и в части признания права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования.
Также подлежат отказу в удовлетворении требования в части прекращения права собственности за Николаевой С.И. права собственности на земельный участок в силу следующего.
Из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ правообладателем земельного участка по адресу : п.г.т. Балтаси, <адрес> является Ахметзянова ( ныне Николаева) Светлана Ильгизовна на основании распоряжения исполкома Балтасинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ за №.
В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В соответствии с п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, предусмотренных положениями данной нормы (пункт 2 названной статьи).
Основанием прекращения права собственности на вещь являются, в том числе объективные причины - гибель или уничтожение имущества, наступающие независимо от воли собственника.
При этом если в случае гибели (уничтожении) вещи сохраняется какое-либо имущество, право собственности на него принадлежит собственнику вещи, восстановление объекта не является созданием нового объекта, на который необходимо признание права собственности.
Гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество (ст. 236 ГК РФ).
Совершение собственником действий по устранению от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на него влечет прекращение его права собственности на это имущество.
Никаких оснований, приведенных в вышеприведенных нормах права, судом не установлено и истцом не приведено ни в исковом заявлении, ни в судебном заседании. Распоряжение исполкома Балтасинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ за № никем не оспорено, недействительным не признано.
При таких обстоятельствах признание иска ответчиком Николаевой С.И. судом не принимается, поскольку оно противоречит закону.
Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении иска Сами Оксаны Ильдусовны к Николаевой Светлане Ильгизовне, Балтасинскому районному исполнительному комитету, исполнительному комитету Балтасинского городского поселения Республики Татарстан о включении в состав наследства и признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования и прекращения права собственности на земельный участок – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Балтасинский районный суд Республики Татарстан.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: