№ 5-792/2019
УИД: 42RS0005-01-2019-005745-27
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
05 ноября 2019 года город Кемерово
Судья Заводского районного суда города Кемерово Матвеева Л.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КРФобАП, в отношении Викторовой Юлии Анатольевны, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>
УСТАНОВИЛ:
Викторова Ю.А. совершила в <адрес> недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных ст. 16.4 КРФобАП, при следующих обстоятельствах:
ДД.ММ.ГГГГ около 23:10 часов Викторова Ю.А. на воздушном судне, совершившем международный рейс № №№ по маршруту «<данные изъяты>», прибыла в международный аэропорт <адрес> им. ФИО3. В ходе таможенного контроля товара, перемещаемого Викторовой Ю.А. через таможенную границу Евразийского экономического союза, должностным лицом Кузбасского таможенного поста было установлено, что Викторова Ю.А. ввезла в сопровождаемом багаже на таможенную территорию таможенного союза товары для личного пользования – алкогольные напитки в количестве 4 литров, а именно:
- без упаковки, без повреждений стеклянные бутылки с жидкостью, на этикетке бутылок указано «<данные изъяты>», объемом 1 л., производство <данные изъяты>, содержание спирта 39%, в количестве 4 шт.
Указанную алкогольную продукцию Викторова Ю.А. не продекларировала таможенному органу по установленной письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации.
По данному факту ДД.ММ.ГГГГ в отношении Викторовой Ю.А. было возбуждено дело об АП № по ч. 1 ст. 16.2 КРФобАП и проведено административное расследование.
В судебное заседание представитель Кемеровской таможни и Викторова Ю.А., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, не явились, представитель Кемеровской таможни о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял, Викторова Ю.А. просила рассмотреть дело об административном правонарушении в ее отсутствие.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КРФобАП, суд считает возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие представителя Кемеровской таможни и Викторовой Ю.А.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 16.2 КРФобАП, недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ около 23:10 часов Викторова Ю.А. на воздушном судне, совершившем международный рейс № №№ по маршруту «<данные изъяты>», прибыла в международный аэропорт <адрес> им. ФИО3. В ходе таможенного контроля товара, перемещаемого Викторовой Ю.А. через таможенную границу Евразийского экономического союза, должностным лицом Кузбасского таможенного поста было установлено, что Викторова Ю.А. ввезла в сопровождаемом багаже на таможенную территорию таможенного союза товары для личного пользования – алкогольные напитки в количестве 4 литров, а именно:
- без упаковки, без повреждений стеклянные бутылки с жидкостью, на этикетке бутылок указано «<данные изъяты>», объемом 1 л., производство <данные изъяты>, содержание спирта 39%, в количестве 4 шт.
Указанную алкогольную продукцию Викторова Ю.А. не продекларировала таможенному органу по установленной письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации, не уплатила причитающиеся таможенные платежи за алкогольную продукцию, количество которой превышает нормы беспошлинного ввоза.
После проведения таможенного досмотра Викторова Ю.А. возвращена алкогольная продукция, перемещенная в пределах установленных норм ввоза без уплаты таможенных платежей, а именно:
- без упаковки, без повреждений стеклянные бутылки с жидкостью, на этикетке бутылок указано «<данные изъяты>», объемом 1 л., производство <данные изъяты>, содержание спирта 39%, в количестве 3 шт.
Алкогольная продукция:
- без упаковки, без повреждений стеклянная бутылка с жидкостью, на этикетке бутылки указано «<данные изъяты>», объемом 1 л., производство <данные изъяты>, содержание спирта 39%, в количестве 1 шт., были изъяты должностным лицом таможенного органа в порядке ст. 27.10 КРФобАП в качестве предмета административного правонарушения.
В ходе производства по делу Викторова Ю.А. представила письменные пояснения, в которых указала, что прилетела авиарейсом № № из <данные изъяты>, где для личного пользования приобрела алкоголь общим объемом 4 литра. О нормах ввоза алкогольной продукции в РФ она не знала (л.д.9).
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее по тексту ТК ЕАЭС).
Согласно ст. 9 ТК ЕАЭС, все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены ТК ЕАЭС или в соответствии с ТК ЕАЭС. Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.
Согласно п. 3 ст. 266 ТК ЕАЭС, без уплаты таможенных пошлин, налогов товары для личного пользования ввозятся на таможенную территорию Союза в пределах стоимостных, весовых и (или) количественных норм, определяемых Комиссией, а в случаях, определяемых Комиссией, - в пределах соответствующих норм, устанавливаемых законодательством государств-членов ЕАЭС.
Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу ЕАЭС товаров для личного пользования определяется Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 года № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования».
Согласно п. 5 Приложения № 1 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 года № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», с освобождением от уплаты таможенных платежей ввозятся алкогольные напитки и пиво не более 3 литров в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста.
Согласно п. 7 Приложения № 2 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 года № 107, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа в отношении алкогольных напитков и пива в количестве более 3 л., но не более 5 л. 10 евро за 1 л. в части превышения количественной нормы 3 л.
Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 260 ТК ЕАЭС, таможенному декларированию подлежат товары для личного пользования, за исключением транспортных средств для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.
Согласно п. 6 ст. 260 ТК ЕАЭС, таможенное декларирование товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже, производится физическими лицами при их следовании через таможенную границу Союза с одновременным представлением таможенному органу этих товаров.
В соответствии с п.п. 7 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС «декларант» - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
Согласно п. 3 ст. 260 ТК ЕАЭС, таможенное декларирование товаров для личного пользования производится с использованием пассажирской таможенной декларации.
Согласно п. 4 ст. 258 ТК ЕАЭС, в отношении товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом и несопровождаемом багаже либо доставляемых перевозчиком, после их ввоза на таможенную территорию Союза либо для вывоза с таможенной территории Союза физическими лицами, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут выступать декларантами таких товаров для личного пользования, должны быть совершены таможенные операции, связанные с их таможенным декларированием для выпуска в свободное обращение.
В соответствии с п. 3 ст. 444 ТК ЕАЭС, решения Комиссии, регулирующие таможенные правоотношения, действующие на дату вступления ТК ЕАЭС в силу, сохраняют свою юридическую силу и применяются в части, не противоречащей ТК ЕАЭС.
Следовательно, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ является действующим Решение комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 года № 287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заявления пассажирской таможенной декларации» (в редакции Решения Коллегии ЕАЭС от 14 ноября 2017 года № 148 «О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза»).
Согласно пункту 20 Решения комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 года № 287, в подпункте 3.5 пункта 3 декларации указываются сведения о наличии либо отсутствии товаров, стоимость и вес которых превышают стоимостные и весовые нормы ввоза на таможенную территорию Союза без уплаты таможенных пошлин, налогов, путем проставления соответствующей отметки в рамках «да», «нет». При наличии таких товаров подробные сведения о них указываются в пункте 4 декларации. При этом указанию подлежат сведения о товарах, ввозимых с превышением норм ввоза на таможенную территорию Союза без уплаты таможенных пошлин, налогов, - в части такого превышения.
Согласно п. 7 ст. 256 ТК ЕАЭС, в отношении перемещаемых через таможенную границу Союза физическими лицами товаров, не отнесенных к товарам для личного пользования, положения настоящей главы не применяются. Такие товары подлежат перемещению через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены иными главами ТК ЕАЭС (глава 17 ТК ЕАЭС).
Согласно п.п. 2 п. 6 ст. 256 ТК ЕАЭС, к товарам для личного пользования не относятся категории товаров, определяемые Евразийской экономической комиссией.
Согласно п. 3 Приложения № 6 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 года № 107, алкогольные напитки и пиво общим объемом более 5 л, перемещаемые лицом, достигшим 18-летнего возраста, не относятся к товарам для личного пользования.
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 104 ТК ЕАЭС, таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 83 ТК ЕАЭС, декларантами товаров, помещаемых под таможенные процедуры, может выступать, в том числе, лицо государства-члена, имеющее право владения пользования и (или) распоряжения товарами, - если товары перемещаются через таможенную границу Союза не в рамках сделки, одной из сторон которой является иностранное лицо.
Согласно п.п. 1 п. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС, декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров.
Пунктом 1 статьи 104 ТК ЕАЭС установлено, что товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
Согласно пункту 3 статьи 105 ТК ЕАЭС, при помещении товаров под таможенную процедуру используется декларация на товары (далее - ДГ).
Таким образом, на Викторову Ю.А. законодательством ЕАЭС возложена обязанность по таможенному декларированию в установленном порядке товара (алкогольной продукции), перемещенного ею через таможенную границу ЕАЭС в зоне деятельности Международного аэропорта Кемерово им ФИО3. Алкогольную продукцию сверх установленной нормы Викторова Ю.А. должна была продекларировать в письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации. Однако, в нарушение требований действующего законодательства, она переместила через таможенную границу товар (алкогольную продукцию в количестве 4 литров), не продекларировав его в установленном порядке, совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КРФобАП.
При этом согласно ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 19, ч.ч. 1, 2 и 3 ст. 35, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, а также правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 13 июля 2010 года № 15 – П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 4.5, части 1 статьи 16.2 и части 2 статьи 27.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при перемещении физическим лицом через таможенную границу Российской Федерации товаров, предназначенных для личного пользования, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КРФобАП, та часть перемещаемого товара, которая разрешена к ввозу без письменного декларирования и уплаты таможенных пошлин и налогов.
В ходе административного расследования факт совершения Викторовой Ю.А. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КРФобАП, полностью установлен совокупностью собранных по делу доказательств: актом таможенного досмотра № от ДД.ММ.ГГГГ, с приложением фотографии алкогольной продукции (л.д.7-8); протоколом изъятия вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ с приложением (фотографиями товара), согласно которому у Викторовой Ю.А. была изъята алкогольная продукция общим объемом 1 литр (л.д.12-16); письменными объяснениями Викторовой Ю.А. (л.д.9); копией заграничного паспорта Викторовой Ю.А. (л.д.10-11); протоколом опроса свидетеля ФИО4 (л.д.23-28); актом приема-передачи вещественных доказательств на хранение в камеру хранения вещественных доказательств № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.39); вещественными доказательствами.
Обстоятельства административного правонарушения изложены в протоколе об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.42-46), который составлен с соблюдением требований КРФобАП надлежащим должностным лицом. Таким образом, указанный протокол также является доказательством, подтверждающим совершение административного правонарушения Викторовой Ю.А.
Таким образом, судья считает, что приведенные доказательства собраны в соответствии с нормами КРФобАП, отвечают требованиям относимости, допустимости, достоверности, а вместе – достаточности.
Судья считает, что исследованные доказательства в своей совокупности подтверждают виновность Викторовой Ю.А. в совершении административного правонарушения, в связи с чем ее действия следует квалифицировать по ч. 1 ст. 16.2 КРФобАП как недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных ст. 16.4 настоящего Кодекса.
При перемещении через таможенную границу Таможенного союза алкогольной продукции в количестве, превышающем нормы ввоза таких товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей (более 3 литров), письменному декларированию, то есть указанию в пассажирской таможенной декларации, подлежит вся перемещаемая алкогольная продукция, включая 3 литра, разрешенные к ввозу с освобождением от уплаты таможенных платежей.
Предметом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КРФобАП, является та часть незадекларированных товаров, которая превышает установленные Соглашением нормы товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, с освобождением от уплаты таможенных платежей.
Следовательно, предметом правонарушения в данном случае является изъятая у Викторовой Ю.А. часть алкогольной продукции в количестве 1 литр, сведения о которой ей не были заявлены в пассажирской таможенной декларации по установленной форме.
При назначении административного наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновной, а также ее имущественное положение.
В качестве смягчающих административную ответственность обстоятельств судья учитывает совершение Викторовой Ю.А. административного правонарушения впервые.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КРФобАП для данной категории дел, к моменту рассмотрения настоящего дела не истек.
Таким образом, судья считает возможным назначить Викторовой Ю.А. наказание, предусмотренное санкцией ч. 1 ст. 16.2 КРФобАП, в виде конфискации предмета административного правонарушения, а именно алкогольной продукции:
- без упаковки, без повреждений стеклянной бутылки с жидкостью, на этикетке бутылки указано «<данные изъяты>», объемом 1 л., производство <данные изъяты>, содержание спирта 39%, в количестве 1 шт.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 29.10 КРФобАП, алкогольные напитки в размере 3 литров, а именно:
- без упаковки, без повреждений стеклянные бутылки с жидкостью, на этикетке бутылок указано «<данные изъяты>», объемом 1 л., производство <данные изъяты>, содержание спирта 39%, в количестве 3 шт. – суд полагает необходимым оставить у законного владельца – Викторовой Ю.А. без уплаты таможенных платежей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КРФобАП, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Викторову Юлию Анатольевну виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КРФобАП, и назначить ей административное наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения, а именно алкогольной продукции:
- без упаковки, без повреждений стеклянной бутылки с жидкостью, на этикетке бутылки указано «<данные изъяты>», объемом 1 л., производство <данные изъяты>, содержание спирта 39%, в количестве 1 шт.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 29.10 КРФобАП, алкогольные напитки:
- без упаковки, без повреждений стеклянные бутылки с жидкостью, на этикетке бутылок указано «<данные изъяты>», объемом 1 л., производство <данные изъяты>, содержание спирта 39%, в количестве 3 шт. - оставить в законном владении Викторовой Юлии Анатольевны, освободив от уплаты таможенных платежей.
Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: Л.Н. Матвеева