ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Судья Власова И.К. поступило 25 марта 2021г.
Номер дела суда 1 инст. 2а-315/2021 33а-1330/2021
УИД 04RS0021-01-2020-006466-19
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 апреля 2021 года г.Улан-Удэ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Булгытовой С.В.,
судей коллегии Ихисеевой М.В., Матвеевой Н.А.,
при секретаре Долонове Ц.-Н.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть №3» ФСИН России к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия, Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия Халудоровой Елене Игоревне о признании незаконными действий,
по апелляционной жалобе представителя УФССП по РБ и судебного пристава – исполнителя Халудоровой Е.И.,
на решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 21 января 2021 года, которым постановлено:
Административное исковое заявление Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть №3» ФСИН России удовлетворить частично.
Признать незаконными и отменить постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Бурятия от 15.12.2020 о взыскании исполнительского сбора с ФКУЗ «Медико-санитарная часть №3» ФСИН России и требование судебного пристава-исполнителя от 15.12.2020 в рамках исполнительного производства № ... от 13.11.2020.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Заслушав доклад судьи Матвеевой Н.А., ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФКУЗ «Медико-санитарная часть №3» ФСИН России обратилось в суд с административным иском к МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Бурятия, судебному приставу – исполнителю МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Бурятия Халудоровой Е.И., требуя признать незаконным и отменить постановление от 15.12.2020 о взыскании исполнительского сбора, требование об исполнении исполнительного документа в 7-дневный срок от 15.12.2020, обязать судебного пристава-исполнителя вынести постановление об окончании исполнительного производства.
Требования мотивированы тем, что на основании исполнительного листа, выданного Советским районным судом г.Улан-Удэ 16.10.2020 (2-1446/2020) МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Бурятия 13.11.2020 возбуждено исполнительное производство №....
10.12.2020 судебным приставом – исполнителем Халудоровой Е.И. составлен акт о совершении исполнительных действий, в котором указано на неисполнение вышеназванных судебных актов в части требования - развернуть в филиале "Больница" ФКУЗ "Медико-санитарная часть №3 Федеральной службы исполнения наказаний" не менее 40 коек для лечения пациентов со средней тяжести COVID -19, а также койки для пациентов, находящихся в крайне тяжелом состоянии, требующих проведения инвазивной искусственной вентиляции легких.
15.12.2020 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании ФКУЗ "Медико-санитарная часть №3 Федеральной службы исполнения наказаний" исполнительского сбора в размере 50 000,00 руб.
15.12.2020 административному истцу вручено требование об исполнении требований исполнительного документа в 7-дневный срок.
Полагают, что оснований для вынесения требования и постановления о взыскании исполнительного сбора не имелось, ссылаясь на выполнение требований исполнительного документа в полном объеме. Указывают, что апелляционным определением Верховного суда обязанность приобретения и размещения дополнительных 40 коек для лечения пациентов со средней тяжести COVID -19, а также коек для пациентов, находящихся в крайне тяжелом состоянии, требующих проведения инвазивной искусственной вентиляции легких не была возложена. Требования исполнительного документа исполнили следующим образом: на базе имеющихся в терапевтическом и хирургическом отделениях Медико-санитарной части №3 организовали (развернули) 40 коек для лечения пациентов со средней тяжести COVID -19, а также койки для пациентов, находящихся в крайне тяжелом состоянии, требующих проведения инвазивной искусственной вентиляции легких, что нашло свое отражение в акте от 15.12.2020.
Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено УФССП России по Республике Бурятия.
В судебном заседании представители административного истца ФКУЗ «Медико-санитарная часть №3» ФСИН России Цыбыктарова В.В. и Богданова Н.И., действующие на основании доверенностей, требования поддержали.
В судебном заседании судебный пристав - исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Республики Бурятия Дынникова Н.М. действуя также как представитель по доверенности МОСП по ИОИП УФССП России пол Республике Бурятия, требования не признала, пояснила, что 40 коек развернуто в отделении из имеющихся, тогда как по смыслу судебного акта требовалось организовать дополнительные койки для лечения пациентов, находящихся в крайне тяжелом состоянии, требующих проведения инвазивной искусственной вентиляции легких, просила отказать в удовлетворении административного иска,
Представитель административного ответчика УФССП России по Республике Бурятия в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.
Судом первой инстанции принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель УФССП по РБ и судебный пристав – исполнитель Халудорова Е.И. просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права и неверное определение фактических обстоятельств дела, указав, что в письме Министерства здравоохранения РФ от 5 мая 2020 г. №30-0/И/2-5931 указано, что при отсутствии возможности выделения отдельного здания допускается размещение структурного подразделения в одном здании с другими структурными подразделениями медицинской организации при наличии возможности разделения потоков пациентов и работников (отдельных входов, изолированных от других помещений), зданиях иных организаций, приведенных в соответствие с настоящими минимальными требованиями.
08.04.2020 УФСИН России по РБ и Министерством здравоохранения Республики Бурятия определено выделение 40 коек для пациентов с заболеваниями новой коронавирусной инфекцией средней степени тяжести и 2 койки для нуждающихся пациентов в ИВЛ.
Таким образом, в медицинском учреждении — ФКУЗ МСЧ-3 ФСИН России по РБ должно быть организовано не менее 42 коек только для больных новой коронавирусной инфекцией. При этом потоки пациентов и работников отделения для пациентов с коронавирусной инфекцией и пациентов с иными заболеваниями должны быть разделены.
Полагают, что должник в случае невозможности перепрофилирования имеющегося коечного фонда обязан принять меры по созданию дополнительного коечного фонда для пациентов с коронавирусной инфекцией и обеспечить изолированное помещение для таких коек в соответствии с Минимальными требованиями согласно Письму Минздрава от 05.02.20 №30-0/И/2-5Э31.
В Письме Министерства здравоохранения РФ от 15 мая 2020 г. N 30-4/326 указано на недопустимость развертывания дополнительного коечного фонда для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией в ущерб коечному фонду, предназначенному для оказания медицинской помощи пациентам с иными видами заболеваний.
Судебным приставом-исполнителем в акте совершения исполнительных действий от 10.12.2020 не установлено обстоятельств, свидетельствующих об организации коечного фонда в количестве 42 штук для лечения новой коронавирусной инфекцией. В акте от 10.12.2020 зафиксировано, что в больнице организовано 2 койки, оснащенных электрическим аспиратором, увлажнителем воздуха, аппаратом определения газов в крови. На двух этажах больницы находится 42 койки: из них в хирургическом отделении — 25 коек, 20 из которых заняты пациентами не с коронавирусной инфекцией COVID-19. На 3-м этаже терапевтического отделения размещено 15 коек, 2 из которых заняты пациентами не с коронавирусной инфекцией COVID-19.
Таким образом, фактически в больнице организовано только 2 койки для пациентов с крайне тяжелой формой коронавирусной инфекции COVID-19. Соответственно, судебным приставом-исполнителем законно и обоснованно вынесено требование от 15.12.2020 об исполнении судебного решения в части развертывания 40 коек.
В материалы исполнительного производства должником не представлено доказательств тому, что в здании медицинской части разделены потоки пациентов и работников (отдельных входов, изолированных от других помещений), приведенных в соответствии с минимальными требованиями, установленными в Письме Минздрава от 05.02.20 №30-0/И/2-5931.
В рассматриваемом случае судебный акт исполнен должником лишь частично, в части обеспечения размещения 2-х коек для пациентов, находящихся в крайне тяжелом состоянии, требующих проведения инвазивной искусственной вентиляции легких.
Доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, судебному приставу-исполнителю представлены не были. С заявлением о предоставлении рассрочки, отсрочки исполнения должник не обращался.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель УФССП по РБ по доверенности Поповская В.А. просила решение суда отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представители ФКУЗ МСЧ-3 ФСИН России по доверенности Цыбиктарова В.В. и Лизунова К.Е. в судебном заседании просили решение суда оставить без изменения. Суду пояснили, что готовность для оказания медицинской помощи ими обеспечена. Представителем прокуратуры совместно с представителем Росздравнадзора была проведена проверка по исполнению судебного акта, никаких предписаний в их адрес не выносилось.
Судебная коллегия, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участвующих лиц, приходит к следующим выводам.
Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве") определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2). Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации (часть 3).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера не является правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.
Аналогичная правовая позиция Пленума Верховного Суда Российской Федерации выражена в постановлении от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства". Так, в пункте 78 указано, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции посчитал ошибочным вывод судебного пристава-исполнителя о том, что исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения, в полном объеме не исполнен, 40 дополнительных, помимо имеющихся в наличии 42 коек, в больнице ФКУЗ "Медико-санитарная часть №3 Федеральной службы исполнения наказаний" дополнительно не размещено, поскольку исполнительный документ содержит требование развернуть в филиале "Больница" ФКУЗ "Медико-санитарная часть №3 Федеральной службы исполнения наказаний" не менее 40 коек для лечения пациентов со средней тяжести COVID -19, а также койки для пациентов, находящихся в крайне тяжелом состоянии, требующих проведения инвазивной искусственной вентиляции легких. Требований об организации дополнительных 40 коек исполнительный документ не содержит.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании исполнительного листа, выданного Советским районным судом г.Улан-Удэ 16.10.2020 (2-1446/2020) МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Бурятия 13.11.2020 возбуждено исполнительное производство №... Предмет исполнения: обязать Федеральное казанное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 3 Федеральной службы исполнения наказаний», Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить оказание медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией, а именно: оснастить койку для пациентов с тяжелой формой заболевания, требующих неинвазивной вентиляции легких: аспиратором электрическим - 1шт.; увлажнителем кислорода - 1 шт.; аппаратом для определения газов крови - 1 шт. Обязать Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть №3 Федеральной службы исполнения наказаний", Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить оказание медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией, а именно: развернуть в филиале "Больница" Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть №3 Федеральной службы исполнения наказаний" не менее 40 коек для лечения пациентов со средней тяжести COVID -19, а также койки для пациентов, находящихся в крайне тяжелом состоянии, требующих проведения инвазивной искусственной вентиляции легких.
10.12.2020 судебным приставом – исполнителем Халудоровой Е.И. составлен акт о совершении исполнительных действий, в котором указано на неисполнение вышеназванных судебных актов в части требования - развернуть в филиале "Больница" ФКУЗ "Медико-санитарная часть №3 Федеральной службы исполнения наказаний" не менее 40 коек для лечения пациентов со средней тяжести COVID -19, а также койки для пациентов, находящихся в крайне тяжелом состоянии, требующих проведения инвазивной искусственной вентиляции легких.
15.12.2020 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании ФКУЗ "Медико-санитарная часть №3 Федеральной службы исполнения наказаний" исполнительского сбора в размере 50 000,00 руб.
15.12.2020 административному истцу вручено требование об исполнении требований исполнительного документа в 7-дневный срок.
Возражая против удовлетворения поданной апелляционной жалобы, представителем МСЧ указано на то, что требования исполнительного документа, в спорной части, исполнили следующим образом: на базе имеющихся в терапевтическом и хирургическом отделениях Медико-санитарной части №3 организовали (развернули) 40 коек для лечения пациентов со средней тяжести COVID -19, а также койки для пациентов, находящихся в крайне тяжелом состоянии, требующих проведения инвазивной искусственной вентиляции легких, что нашло свое отражение в акте от 15.12.2020. Более того, представителем прокуратуры совместно с представителем Росздравнадзора была проведена проверка по исполнению судебного акта, никаких предписаний в их адрес не выносилось.
Учитывая разное толкование, как судебным приставом – исполнителем, так и должником, требований исполнительного документа, и порядка его исполнения, при отсутствии разъяснения решения суда, в порядке предусмотренном ст. 202 ГПК РФ, вынесение судебным приставом - исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора от 15 декабря 2020г. и требования от 15 декабря 2020г., является преждевременным.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решения, действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Исходя из приведенных доводов, должник полагает, что решение суда ими исполнено.
Судебный пристав-исполнитель, приходя к выводу о том, что требования исполнительного документа должником не исполнены в полном объеме, свое мнение о порядке исполнения судебного акта изложил исходя из самостоятельного толкования норм действующего законодательства, с заявлением в порядке ст. 202 ГПК РФ не обращался.
Учитывая изложенные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что постановление о взыскании исполнительского сбора от 15 декабря 2020г. и требование об установлении нового срока для исполнения исполнительного документа от 15 декабря 2020г., судебным приставом – исполнителем вынесены преждевременно, они нарушают права должника, и не могут быть признаны законными и обоснованными, следовательно, оснований для удовлетворения поданной жалобы не имеется.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов жалоба не содержит.
Руководствуясь ст.ст.309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 21 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев в Восьмой Кассационный суд общей юрисдикции со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.
Председательствующий: С.В. Булгытова
Судьи: М.В.Ихисеева
Н.А. Матвеева