Решение по делу № 33-3859/2018 от 02.04.2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 33-3859/2018 председательствующий судья суда первой инстанции Бойко З.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Авериной Е.Г.

судей Синани А.М., Мотиной И.И.,

при секретаре Гамуровой М.А.

рассмотрела 30 мая 2018 года в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Винник Ирины Юрьевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное), Государственному унитарному предприятию «Феодосийский оптический завод» о возложении обязанности по выплате пенсии, о взыскании неустойки, компенсации морального вреда, о перечислении в УПФ РФ в г. Феодосия страховых взносов,

по апелляционной жалобе Винник Ирины Юрьевны на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 13 февраля 2018 года.

Заслушав доклад судьи Мотиной И.И., исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым

УСТАНОВИЛА:

Винник И.Ю. обратилась в суд с исковыми требованиями к ГУ УПФ РФ в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное), Государственному унитарному предприятию «Феодосийский оптический завод» о возложении обязанности по выплате пенсии в размере 121487,05 рублей, в том числе с учетом перерасчета пенсии на 01.08.2015 года по перечисленным страховым взносам перечисленных работодателем ГУП «Феодосийский оптический завод» за работающего пенсионера, а также с учетом коэффициента за сверхнормативный стаж, о взыскании неустойки в размере 3340,89 рублей за несвоевременную выплату пенсии, о взыскании компенсации морального вреда в размере 80000,0 рублей. Также просит возложить обязанность на ГУП «Феодосийский оптический завод» по перечислению в УПФ РФ в г. Феодосия страховых взносов за период работы истца.

В обоснование требований указала, что ответчик-УПФ РФ в г. Феодосия недоплатил истцу пенсию с 2015 года по 2017год в размере 121 487,05 рублей, поскольку пенсионный орган неверно определил размер пенсии, кроме того, не учел коэффициент за сверхнормативный стаж и не произвел перерасчет пенсии 01.08.2015года как работающему пенсионеру за период работы в ГУП «Феодосийский оптический завод» в 2015 году. Неверное начисление УПФР РФ в г. Феодосия пенсии явилось причиной возникшего у истца заболевания. В связи с этим истец просит взыскать неустойку в размере 3340,89 рублей и компенсацию морального вреда в размере 80000,0 рублей.

Так же, Винник И.Ю. в 2015 году работала в ТОСК «Приморье» пгт. Коктебель и в ГУП РК «Феодосийский оптический завод», однако работодатель ГУП «Феодосийский оптический завод» не перечислил страховые взносы в УПФ РФ в г. Феодосия за Винник И.Ю., что привело к занижению размера пенсии, поскольку перерасчет производился без учета страховых взносов работодателя.

Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 13 февраля 2018 года в удовлетворении требований Винник И.Ю. отказано.

Не согласившись с указанным решением суда Винник И.Ю. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении заявленных ею требований, ссылаясь на нарушен норм материального и процессуального права.

В суде апелляционной инстанции Винник И.Ю. настаивала на доводах жалобы.

Представитель ответчика УПФ РФ в г. Феодосия Республики Крым в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил.

Представитель ответчика ГУП РК «Феодосийский оптический завод» в судебном заседании участия не принимал, был извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, присутствующих в судебном заседании, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 1 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" Республика Крым принята в Российскую Федерацию.

Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, то есть с 18 марта 2014 г. и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.

Статьей 11 данного закон урегулирован вопрос социальной защиты, в том числе пенсионного обеспечения граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве.

В течение переходного периода на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя были созданы территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, а также территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

С 01 января 2015 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя применяется законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

В соответствии с приведенными выше нормами, в переходный период (по 31.12.2014 г.) пенсионное обеспечение на территории Республики Крым осуществлялось территориальными управлениями Пенсионного фонда Республики Крым по законодательству Украины.

С 1 января 2015 года в соответствии с Законом N 6-ФКЗ функции по назначению и выплате пенсий на территории Республики Крым осуществляет Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, которому подчиняются территориальные управления и которые не являются правопреемниками территориальных управлений Пенсионного фонда Республики Крым.

Особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым, устанавливает Федеральный закон N 208-ФЗ от 21 июля 2014 года "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

Статья 1 Федерального закона от 21.07.2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города Севастополя.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 2 Федерального Закона Российской Федерации N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Размеры пенсий, назначенных вышеуказанной категории граждан в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым, подлежат перерасчету с 1 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Винник И.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем пенсии, которая была назначена 02.08.2000 года Пенсионным фондом Украины. Пенсия по законодательству Украины на дату последнего перерасчета 02.09.2014 года, выполненного Пенсионным фондом Республик Крым, в переходный период, составляет 1523,72 грн. или 5 790,13 рублей, (расчетная часть пенсии по законодательству Украины).

По состоянию на 31.12.2014 года общий стаж Винник И.Ю., учтенный в соответствии с законодательством Украины, составил 44 года 09 месяцев и 03 дня. Законодательством Украины предусматривалась доплата за сверхнормативный стаж в пределах 11 % от начисления пенсии.

Согласно материалам пенсионного дела, пенсия, начисленная по законодательству Украины по состоянию на 31.12.2014 года в сумме с социальной доплатой, установленной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 192 от 31.03. 2014 года «О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсии на территории Республики Крым и г. Севастополя», составила 11 580 рублей 27 копеек (в перерасчете на рубли по курсу 3,8 рублей за 1 грн.).

С 01.01.2015 года жителям Республики Крым в соответствии с Федеральным Законом №208-ФЗ от 21.07.2014 «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее -Закон № 208-ФЗ), в без заявительном порядке был сделан перерасчет пенсии по материалам пенсионных дел с учетом льгот установленных для жителей Республики Крым, страховые взносы за период с 01.01.2002 по 31.12.2014 года для начисления пенсии по законодательству Российской Федерации берутся в фиксированном размере, установленном п. 4 ст.5 Закона № 208 -ФЗ.

Размер пенсии, исчисленный по пенсионному законодательству Российской Федерации, состоит из страховой части пенсии по старости, которая исчисляется с учетом стажа и заработной платы индивидуально конкретного лица и фиксированной выплаты к страховой части пенсии по старости (фиксированный размер).

Расчетная часть страховой пенсии по старости в соответствии законом № 400-ФЗ составила 9 130,34 рублей, фиксированная часть пенсии Винник И.Ю. составила 3 935,00 рублей. Всего сумма пенсии Винник И.Ю. по состоянию на 01.01.2015 начисленная в соответствии с законодательством Российской Федерации составила 13 065,34 рублей. С учетом ежемесячной денежной выплаты как инвалиду второй группы (ЕДВ) в размере 1242,29 рублей, сумма пенсии составила 14307,63 рублей.

Начисление истцу пенсии по состоянию на 01.01.2015 года произведено в соответствии с нормами действующего законодательства.

Истец при расчете пенсии, к сохраненному размеру пенсии, начисленному по законодательству Украины, по состоянию на 31.12.2014 года в сумме 11580,27 руб., прибавляет фиксированную часть пенсии установленную, в соответствии со ст. 16 Федерального Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», то есть к пенсии, начисленной по законодательству Украины в сумме с социальной доплатой по Указу президента № 192, прибавляет социальную надбавку (фиксированную часть пенсии), установленную другим нормативным актом другого государства Российской Федерации. Полученная таким образом сумма, значительно превосходит и сохраненный размер пенсии, рассчитанный по законодательству Украины, и удвоенный в сумме со всеми социальными надбавками, начисленными по законодательству Украины, по Указу
Президента Российской Федерации № 192 от 31.03.2014 года и значительно превосходит размер пенсии, начисленный в соответствии с Федерального Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013«О страховых пенсиях».

В связи с этим расчет пенсии, которые произвел истец, не соответствует нормативным актам Российской Федерации, следовательно, не может быть принят судом в качестве доказательств о недоплате пенсии.

Требование истца о возложении обязанности на ГУП РК «Феодосийский оптический завод» о перечислении за работающего пенсионера страховых взносов, подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из трудовой книжки истца следует, что в период с 07.08.2014 года по 12.05.2015 года Винник И.Ю. работала в ГУП РК «Феодосийский оптический завод». С 13.05.2015 года по 01.09.2015 года работала в филиале АО по туризму и экскурсиям Крыма ТОСК «Приморье».

В связи с осуществлением пенсионером трудовой деятельности перерасчет его страховой пенсии производится в связи с увеличением размера ИПК исходя из суммы страховых взносов, уплаченных за него работодателем в ПФР после 01.01.2015, которые не были учтены при назначении страховой пенсии. В общем случае территориальный орган ПФР пересчитывает страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности в беззаявительном порядке с 1 августа каждого года (п. 3 ч. 2, ч. 4 ст. 18 Закона N 400-ФЗ; п. 56 Правил, утв. Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 884н).

Работающие пенсионеры в период осуществления ими трудовой деятельности не имеют права на индексацию размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировку стоимости ИПК. Однако в случае увольнения пенсионер должен получить суммы страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней с учетом индексации и корректировки, имевших место в период осуществления им работы, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы.

В случае возобновления им работы после осуществления индексации и корректировки страховая пенсия и фиксированная выплата к ней выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы (ч. 1, 3, 8 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ; п. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ; Информация ПФР).

В соответствии со статьями 14, 18, 29.1, 36 ФЗ "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ и статьи 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ при назначении пенсии и перерасчете пенсии работающим пенсионерам, учитывается сумма страховых взносов, уплаченных работодателем, при определении расчетного размера пенсии. Размер уплаченных работодателем страховых взносов, отраженных на лицевом счете застрахованного лица (работника) напрямую влияет на размер страховой пенсии при ее назначении, а работающим пенсионерам размер пенсии ежегодно пересчитывается из расчета сумм уплаченных страховых взносов. Таким образом, в случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов за застрахованных лиц, нарушаются их гарантированные ст. 39 Конституции РФ права на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца.

Из лицевого счета Винник И.Ю., сформированного по состоянию на 01.10.2017 года, следует, что сведения о размере уплаченных страховых взносов работодателями ГУП РК «Феодосийский оптический завод» и АО по туризму и экскурсиям Крыма ТОСК «Приморье» за период работы истца в указанных организациях в 2015 году, отсутствуют.

Как было указано ранее, с 07.08.2014 года по 12.05.2015 года Винник И.Ю. работала в ГУП РК «Феодосийский оптический завод». С 13.05.2015 года по 01.09.2015 года работала в филиале АО по туризму и экскурсиям Крыма ТОСК «Приморье».

В 2015 году беззаявительные перерасчеты пенсии для работающих пенсионеров за 2014 год производились в том случае, если предприятие-работодатель в 2014 году уже перерегистрировано согласно Российскому законодательству и им уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

На сегодняшний день ГУП РК «Феодосийский оптический завод» является действующим юридическим лицом, зарегистрированным в ЕГРЮЛ с 17.11.2014 года в соответствии с законодательством Российской Федерации, соответственно, страховые взносы должны были быть перечислены в Пенсионный фонд РФ.

Согласно частям 1, 2 статьи 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 8 Закона 212-ФЗ).

Положениями статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

Расчет по начисленным страховым взносам производится страхователем с начала расчетного периода с нарастающим итогом. Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам ежеквартально представляется в пенсионный фонд.

Со стороны ответчика ГУП РК «Феодосийский оптический завод» не представлено доказательств перечисления в Пенсионный фонд страховых взносов за Винник И.Ю.

Вышеуказанные обстоятельства не были учтены судом первой инстанции.

В связи с тем, что доказательств исполнения обязанности по перечислению страховых взносов за Винник И.Ю. за период ее работы в ГУП РК «Феодосийский оптический завод» не представлено, требование истца о возложении обязанности на ГУП РК «Феодосийский оптический завод» по перечислению страховых взносов за работника Винник С.Ю., подлежит удовлетворению.

В указанной части решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении указанных требований к на ГУП РК «Феодосийский оптический завод».

Ссылка ответчика УПФ РФ г. Феодосии на перерасчет пенсии Винник В.Ю. в августе 2016 года, не является доказательством перечисления страховых взносов ГУП РК «Феодосийский оптический завод».

Материалами дела не подтвержден размер перечисленных страховых взносов, из которых был сделан перерасчет пенсии с 01.08.2016 года, что делает невозможным проверку данного расчета, а также нет доказательств того, кем из работодателей были перечислены страховые взносы за 2015 год, на основании которых ответчик производил перерасчет пенсии Винник И.Ю. в августе 2016 года.

На основании изложенного, также подлежит удовлетворению требование истца о возложение обязанности на УПФ РФ в г. Феодосия по перерасчету с 01.08.2015 и выплате пенсии с учетом уплаченных страховых взносов за период работы истца в ГУП РК «Феодосийский оптический завод».

В указанной части решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением решения об удовлетворении данного требования истца.

Требование истца об учете коэффициента за сверхнормативный стаж при начислении и перерасчете пенсии удовлетворению не подлежит. Судебная коллегия соглашается с решением суда в указанной части.

Коэффициент за сверхнормативный стаж был предусмотрен пенсионным законодательством Украины, в тоже время истцу с 01.01.2015 года расчет пенсии был произведен в соответствии с законодательством Российской Федерации, которое не предусматривает такой составляющей для перерасчета пенсии как коэффициент за сверхнормативный стаж.

Пунктом 3 части 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц, под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года.

В соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" стажевый коэффициент в зависимости от продолжительности общего трудового стажа на 1 января 2002 г. составляет для женщин — 0,55 при общем трудовом стаже 20 лет на 1 января 2002 г. плюс 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх 20 лет, но не более чем 0,2.

Таким образом, максимальный стажевый коэффициент для женщин и мужчин составляет 0,75 (0,55 + 0,2). Стаж работы после 1 января 2002 года при расчете стажевого коэффициента не учитывается.

Согласно пенсионному делу Винник И.Ю. стаж работы на 01.01.2002 года составил 32 года 03 мес. 06 дней, по состоянию на 31.12.2014 года стаж составил 45 лет 02 месяца 11 дней.

В связи с этим стажевый коэффициент составил на 0,67 за 32 года трудового стажа до 01.01.2002, который исчислен следующим образом: 0,55 - за 20 лет стажа у женщины и 0,01 -дополнительно за каждый полный год общего трудового стажа, требуемого для назначения пенсии, но не более чем 0,20.

Данный коэффициент обоснованно был учтен ответчиком при расчете размера страховой части трудовой пенсии по старости по состоянию на 01.01.2015 года.

Также судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании неустойки, компенсации морального вреда.

Требования истца о взыскании с УПФ РФ в г. Феодосия компенсации морального вреда не могут быть удовлетворены, поскольку согласно разъяснениям, содержащимся в части 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные прав граждан, требования о компенсации морального вреда, исходя из положений п. 2 ст. 1099 ГК РФ, не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения пенсионных органов к такой ответственности не имеется.

Требование истца о взыскании пени в размере 1\150 ставки рефинансирования с УПФ РФ в г.Феодосия за неполную выплату пенсии, также удовлетворению не подлежит.

Нарушение пенсионных прав затрагивает имущественные права граждан, однако такие правоотношения между органом, назначающим пенсию и лицом, имеющим право на получение пенсии, носят публично-правовой, а не частноправовой характер, они не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Специальным законодательством, регулирующим спорные правоотношения, не предусмотрена ответственность органа, назначающего пенсию, социальные выплаты, за их несвоевременную выплату.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 13 февраля 2018 года отменить в части отказа по возложению обязанности на ГУП РК «Феодосийский оптический завод» по перечислению страховых взносов за период работы Винник Ирины Юрьевны за 2015 год, а также в части требований к УПФ РФ г. Феодосии Республики Крым по перерасчету пенсии 01.08.2015года с учетом перечисленных страховых взносов ГУП РК «Феодосийский оптический завод» за работающего пенсионера.

В указанной части принять новое решение об удовлетворении требований.

Возложить обязанность на ГУП РК «Феодосийский оптический завод» по перечислению страховых взносов за период работы Винник Ирины Юрьевны за 2015 год.

Возложить обязанность на УПФ РФ г. Феодосии Республики Крым по перерасчету пенсии Винник Ирины Юрьевны 01.08.2015 года с учетом перечисленных страховых взносов ГУП РК «Феодосийский оптический завод» за работающего пенсионера.

В остальной части решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 13 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Винник Ирины Юрьевны – без удовлетворения.

Председательствующий Е.Г. Аверина

Судьи А.М. Синани

И.И. Мотина

33-3859/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Мотина Ирина Ивановна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
30.05.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее