РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 января 2018 года г.Бузулук
Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Халитова М.З.,
при секретаре Гавалян Д.А., с участием:
представителя истца Бильдиновой С.В., действующей на основании доверенности в интересах УПФР в г.Бузулуке Оренбургской области (межрайонное),
ответчика Бельчиковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2[1]-285/2018 (2[1]-3012/2017) по иску Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) (сокращённое наименование – УПФР в г.Бузулуке Оренбургской области (межрайонное)) к Бельчтковой Т.В. о возврате неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
УПФР в г.Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) обратилось в суд с вышеуказанным иском к Бельчтковой Т.В., в котором с учётом изменения исковых требования просит взыскать с ответчика в свою пользу незаконно полученные денежные средства в размере 76502,39 рублей, а также государственную пошлину размере 2495,08 рублей.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал, просил иск удовлетворить в полном объёме.
Ответчик просил исковые требования оставить без удовлетворения.
Изучив исковое заявление, заявление об уточнении искового заявления, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.
В силу положений ст.6 ч.2, ст.7, ст.15 ч.2, ст.17 ч.ч.1, 2, ст.18, ст.39 ч.ч.1, 2, ст.46 ч.1 Конституции РФ каждый гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.
Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с положениями ст.10 ч.1 и ч.2 п.2 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту Закон о страховых пенсиях) право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, в том числе не работающий супруг, занятый уходом за детьми умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом 1 настоящей части, независимо от того, состоял супруг или нет на иждивении умершего кормильца.
Согласно ст.21 ч.ч.1, 9 Закона о страховых пенсиях установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а именно Пенсионным фондом Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальными органами, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
В соответствии со ст.22 ч.10 п.3 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным, в том числе бессрочно.
В силу положений ст.25 ч.1 п.3 Закона о страховых пенсиях в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию, в том числе в случаях приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца или поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, выплаты страховой пенсии прекращаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истёк срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.
Согласно ст.26 ч.5, ст.28 ч.2 Закона о страховых пенсиях пенсионер обязан известить орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение их выплаты, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
В случае, если несвоевременное представление сведений о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты страховой пенсии, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причинённый ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что с февраля 2016 года истец осуществлял выплаты страховой пенсии по случаю потери кормильца и федеральную социальную доплату к пенсии Бельчтковой Т.В., как неработающей супруге Б.К.В., умершего ** ** ****, занятой уходом за детьми умершего – Б.В.К., ** ** **** года рождения, Б.Е.К., ** ** **** года рождения и Б.А.К., ** ** **** года рождения, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом 1 настоящей части.
При этом в период с ** ** **** по ** ** **** Бельчткова Т.В. осуществляла предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли в нестационарных торговых объектах и на рынках, а с ** ** **** по ** ** **** также работала в ООО «<данные изъяты>».
О данных обстоятельствах, являющихся безусловным основанием для отказа в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца по основанию, предусмотренному ст.10 ч.1 и ч.2 п.2 Закона о страховых пенсиях, а равно влекущих за собой прекращение выплаты уже назначенной страховой пенсии по случаю потери кормильца, Бельчтковоа Т.В. не сообщила органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, ни в день обращения с заявлением о назначении страховой пенсии по случаю кормильца, ни позже.
Данные обстоятельства были выявлены самим органом, осуществляющим пенсионное обеспечение и ** ** **** осуществление выплаты страховой пенсии по случаю потери кормильца Бельчтковой Т.В. были прекращены.
В результате этого за период с ** ** **** по ** ** **** истцом был произведён перерасход средств на выплату страховой пенсии на общую сумму 76502,39 рублей в виде необоснованных выплат страховой пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты к пенсии в пользу Бельчтковой Т.В..
Данный ущерб, причинён истцу, по вине Бельчтковой Т.В., поскольку она не уведомила истца о наличии обстоятельств, являющихся основанием для отказа в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца по основанию, предусмотренному ст.10 ч.1 и ч.2 п.2 Закона о страховых пенсиях, а равно влекущих за собой прекращение выплаты ошибочно назначенной страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Вышеизложенные обстоятельства подтверждаются пояснениями представителя истца, пояснениями ответчика, заявлением о назначении пенсии от ** ** ****, справкой ГКУ «ЦЗН <адрес>» № от ** ** ****, свидетельствами о заключении брака I-РА № от ** ** ****, о рождении Б.В.К. I-РА № от ** ** ****, Б.Е.К. I-РА № от ** ** ****, Б.А.К. I-РА № от ** ** ****, о смерти Б.К.В. II-РА № от ** ** ****, справкой ООО Мясокомбинат «Лада» от ** ** ****, уведомлениями № от ** ** ****, № от ** ** ****, №(180) от ** ** ****, б/н от ** ** ****, протоколами о выявлении излишне выплаченных пенсионеру пенсии и др.соц.выплат № от ** ** **** № от ** ** ****, № от ** ** ****, расчётами излишне выплаченной суммы пенсии и ФСД по п/<адрес>, сопроводительным письмом в высылке решения № от ** ** **** № от ** ** ****, Выпиской из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ** ** ****.
В силу положений ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Ответчиком не доказано, что истец, требующий возврата денежной суммы, предоставленной во исполнение несуществующего обязательства, знал об отсутствии обязательства либо предоставил денежные средства в целях благотворительности.
Ответчиком также не доказано, что, не извещение истца о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления выплаты страховой пенсии по случаю потери кормильца, являлось следствием добросовестного поведения.
Все перечисленные выше исследованные по делу доказательства суд признаёт достоверными, относимыми и допустимыми, поскольку они согласуются между собой и дополняют друг друга, содержат достаточные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, полностью соответствуют требованиям процессуального закона о допустимых средствах доказывания, а их совокупность – достаточной для рассмотрения и разрешения гражданского дела
Учитывая установленные обстоятельства дела, а также вышеизложенные положения пенсионного и гражданского законодательства, денежную сумму в размере 7650,392 рублей, выплаченную истцом ответчику в период с ** ** **** по ** ** **** в качестве страховой пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты к пенсии, суд признаёт неосновательным обогащением, поскольку ответчик приобрёл эти денежные средства без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований, а потому эту сумму ответчик обязан вернуть истцу.
Доводы ответчика о том, что в период с ** ** **** по ** ** **** деятельностью в сфере розничной торговли в нестационарных торговых объектах и на рынках не осуществлял, а потому требование истца о взыскании суммы за этот период необоснованны, суд признаёт несостоятельными и отклоняет, поскольку согласно сведениями, содержащимся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, ответчик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ** ** ****, а сведения о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя зарегистрированы лишь ** ** ****.
При таких обстоятельствах требования истца о возврате неосновательного обогащения суд удовлетворяет в полном объёме и взыскивает с ответчика в пользу истца вышеуказанную сумму, полученную в качестве страховой пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты к пенсии за период с ** ** **** по ** ** ****.
В соответствии со ст.88 ч.1, ст.98 ч.1 ГПК РФ, а также ст.333.19 ч.1 п.1 НК РФ суд также взыскивает с ответчика в пользу истца судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 2495,08 рублей, уплаченной при обращении в суд общей юрисдикции.
На основании изложенного выше и, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) к Бельчтковой Т.В. о возврате неосновательного обогащения – удовлетворить.
Взыскать с Бельчтковой Т.В. в пользу Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) 76502 рубля 39 копеек в счёт возмещения суммы неосновательно полученной страховой пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты к пенсии, 2495 рублей 08 копеек в счёт судебных расходов в виде государственной пошлины, уплаченной при обращении в суд общей юрисдикции, а всего 78997 (семьдесят восемь тысяч девятьсот девяносто семь) рублей 47 копеек.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Бузулукский районный суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 24 января 2018 года.
Судья М.З. Халитов
Подлинник решения суда хранится в гражданском деле №2[1]-285/2018 (2[1]-3012/2017), находящемся в производстве Бузулукского районного суда Оренбургской области.