Копия Мотивированное решение суда изготовлено 14.04.2022
Гражданское дело №40817810604900317040
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07.04.2022 г. Сысерть
Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего Баишевой И.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Степановой ФИО10 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловской области о признании решения незаконным, признании права на назначение досрочной пенсии по старости,
установил:
Степанова С.Н. обратилась с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловской области (далее – ГУ ОПФ России по Свердловской области) о признании решения незаконным, признании права на назначение досрочной пенсии по старости.
В обоснование указала, что 24.05.2021 обратилась к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению, в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Решением ГУ УПФ России в <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040 ей было отказано в назначении пенсии в связи с нарушением сроков обращения. Указано, что право на пенсию по старости по государственному пенсионному обеспечению у истца возникнет в 54 года, то есть 25.05.2023.
Не согласившись с данным решением, истец обратилась с жалобой в ГУ ОПФ России по Свердловской области, на которую был дан ответ от 30.09.2021 №С-3991-16/3991-21 о том, что решение об отсутствии права на пенсию по старости по заявлению от 24.05.2021 принято обоснованно. Указано, что продолжительность проживания истца на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом составляет 8 лет 7 месяцев 12 дней, что дает истцу право на снижение возраста выхода на пенсию на 2 года, т.е. в возрасте 53 лет.
С указанными решениями об отказе в установлении пенсии истец не согласна.
В периоды с 25.04.1986 по 10.08.1988 и с 28.06.1991 по 31.01.1998, т.е. на момент аварии на Чернобыльской АЭС, истец проживала в <адрес> - зоне с льготно-экономическим статусом, что дает право на снижение на 1 год и 9 лет 20 дней (за каждые 4 года по одному году) еще два года. Таким образом, истец имеет право на назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению в 52 года.
Считает, что ей незаконно отказано в снижении пенсионного возраста на 1 год в связи с тем, что в период с 01.09.1985 по 28.08.1986 она обучалась в учебно-производственном комбинате Министерства (Управления) бытового обслуживания населения г. Рязань. Ответчик ссылается на то, что в случаях, когда период постоянного проживания в зоне радиоактивного загрязнения совпадает по времени с документально подтвержденными периодами обучения, работы, военной службы и иными периодами за пределами этой зоны, указанные периоды исключаются из периода постоянного проживания в зоне радиоактивного загрязнения.
Истец указывает, что действительно в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в учебно-производственном комбинате Министерства (Управления) бытового обслуживания населения <адрес>, но будучи несовершеннолетней, постоянно проживала по месту регистрации в <адрес>, вместе с родителями. Учеба в комбинате проходила 2-3 раза в неделю, на учебу из <адрес> в <адрес> ездила на электричке, а после учебы возвращалась обратно в <адрес>. Учебно-производственный комбинат Министерства (Управления) бытового обслуживания населения <адрес> не имел общежития для обучающихся. Доказательств того, что истец проживала в период обучения в <адрес>, ответчиком не представлено.
Истцом были представлены документы, подтверждающие её постоянное проживание в <адрес>: справка с места жительства, копия домовой книги, однако данные документы не были приняты ответчиком во внимание.
Уточнив исковые требования, истец просила признать решение ГУ УПФ России в <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040, решение ГУ ОПФ России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, незаконными.
Установить факт своего проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 01.09.1985 по 28.08.1986.
Признать за истцом право на первоначальное снижение пенсионного возраста на 1 год в соответствии со статьей 35 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Признать за истцом право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 25.05.2021.
Обязать назначить досрочную страховую пенсию с 25.05.2021 с учетом снижения пенсионного возраста на три года, в связи с проживанием на территории зоны с льготно-экономическим статусом.
Истец Степанова С.Н. в судебное заседание не явилась.
От представителя истца Гурьева И.В. в суд поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие.
Ответчик ГУ ОПФ России по Свердловской области в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом судебной повесткой, а также публично, посредством размещения информации на официальном сайте суда, о причинах неявки суд не известил, доказательств уважительности причин неявки суду не представил.
Руководствуясь частью 3 статьи 167, частью 1 статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Степанова С.Н. обратилась в ГУ - УПФР в <адрес> (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по старости с применением Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Решением ГУ УПФ России в <адрес> (межрайонное) №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ Степановой С.Н. в назначении пенсии по старости отказано в соответствии с пунктом 19 Правил №40817810604900317040н, в связи с нарушением сроков обращения. Указано, что право на пенсию по старости у Степановой С.Н. возникает ДД.ММ.ГГГГ в 54 года.
В ответе ГУ ОПФ России по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № С-3991-16/3991-21 указано, что решение об отсутствии права на пенсию по старости по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ принято обоснованно.
При этом также указано, что с целью снижения пенсионного возраста могут быть учтены периоды, не требующие дополнительного подтверждения:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 02 г. 00 мес. 08 дн.
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 06 л. 07 мес. 04 дн.
Продолжительность проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом составляет 8 лет 7 месяцев 12 дней, что дает право на снижение возраста выхода на пенсию на 2 года, т.е. в возрасте 53 года.
Из текста решения также следует, что в период с 01.09.1985 по 28.08.1986 Степанова С.Н. обучалась в <адрес> и возможно там проживала в указанный период.
В случаях, когда период постоянного проживания в зоне радиоактивного загрязнения совпадает по времени с документально подтвержденными периодами обучения, работы, военной службы и иными периода за пределами этой зоны, указанные периоды исключаются из постоянного проживания в зоне радиоактивного загрязнения.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Реализуя указанные полномочия, законодатель в абзаце четвертом пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предоставил отдельным категориям граждан, пострадавших от воздействия радиации вследствие чернобыльской катастрофы, право на назначение пенсии по старости при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В разделе IV Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» законодатель определил особенности пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, в частности предусмотрел возможность назначения пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста с учетом обстоятельств и продолжительности радиационного воздействия.
Так, гражданам, указанным в пункте 7 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью 2 статьи 28.1 этого Закона, на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности (статья 33). Гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 указанного Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью 2 статьи 28.1 данного Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (статья 34).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7), и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).
Статьи 33 и 34 названного Закона предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части 1 его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13, уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно примечанию к статье 35 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Таким образом, вышеназванные нормы содержат две величины снижения пенсионного возраста - первоначальную и дополнительную, а также предельную величину уменьшения названного возраста.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 11.07.2006 № 403-О, положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.
Таким образом, по данному делу юридически значимыми и подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований Стапановой С.Н. и регулирующих спорные отношения норм материального права являлись факт и продолжительность проживания истца в соответствующих зонах радиоактивного загрязнения.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обращаясь в суд с иском о признании права на назначение пенсии по старости со снижением возраста, истец указывает, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на момент аварии на Чернобыльской АЭС, проживала в <адрес>, то есть в зоне с льготно-экономическим статусом, что дает ей право на снижение на один год и 9 лет 20 дней (за каждые 4 года по данному году) еще два года. Таким образом, истец имеет право на назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению в 52 года.
Из материалов дела следует, что добрачная фамилия истца Степановой С.Н. - Соболева. После заключения брака с ФИО5 истцу была присвоена фамилия Макарова. Впоследствии брак с ФИО5 был расторгнут. ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 вступила в брак со ФИО7 с присвоением фамилии ФИО9.
В соответствии со справкой №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ООО «Наш город» <адрес>, ФИО6 проживала и была зарегистрирована в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В эти же периоды времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Макарова С.Н. работала в Кораблинском РПО.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Макарова С.Н. работала на Кораблинском комбинате шелковых тканей.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Макарова С.Н. работала в Муниципальном многоотраслевом предприятии жилищно-коммунального хозяйства (ММП ЖКХ) Кораблинского муниципального района <адрес>.
<адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в границах зоны с льготным социально-экономическим статусом радиоактивного загрязнения, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (Распоряжение Правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-р «Об утверждении перечня населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения». Постановление Правительства РФ от 18.12.1997 № 1582 «Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», вступило в силу с 01.09.1998).
В указанные период времени истец Степанова (ранее Макарова) С.Н. постоянно проживала и работала на территории г. Кораблино, что подтверждается перечисленными представленными истцом доказательствами.
Постоянное проживание и работа на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом дает истцу право на назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы, но не более чем на 3 года в общей сложности, то есть в возрасте 52 лет.
В период с 01.09.1985 по 28.08.1986 истец действительно обучалась в учебно-производственном комбинате Министерства (Управления) бытового обслуживания населения <адрес> на курсах подготовки парикмахеров-универсалов, что ею не оспаривается.
Вместе с тем, ответчик неправомерно возложил на истца обязанность по доказыванию факта проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в указанный период. Указание в решение на то, что в этот период истец обучалась в <адрес> и возможно там же проживала, в связи с чем указанный период исключается из постоянного проживания в зоне радиоактивного загрязнения, сделано без ссылок на какие-либо доказательства и нормы права. Доказательств в опровержение факта проживания истца на территории зоны радиоактивного загрязнения в спорный период ответчик, в нарушение требования части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суду не представил, о содействия в собирании и истребовании таких доказательств суду ходатайств не заявил.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, Степанова С.Н. родилась ДД.ММ.ГГГГ. При этом за досрочным назначением страховой пенсии обратилась ДД.ММ.ГГГГ, то есть в возрасте 51 года. При таких обстоятельствах, вывод ответчика об отсутствии у истца права на пенсию по старости по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ является верным.
Однако, на момент принятия решения ГУ УПФ России в <адрес> (межрайонное) ДД.ММ.ГГГГ, а также решения ГУ ОПФ России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истец возраста 52 лет уже достигла, а потому оснований для отказа в назначения ей пенсии с ДД.ММ.ГГГГ у ответчика не имелось.
При таких обстоятельствах, требование истца о признании незаконными решения ГУ УПФ России в <адрес> (межрайонное) №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ и решения ГУ ОПФ России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № С-3991-16/3991-21 заявлено обоснованно и подлежит удовлетворению.
Уточнив исковые требования, истец просит о признании за ней права на назначение пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с возраста 52 лет. С учетом вышеизложенного, требование истца также заявлено обоснованно и подлежит удовлетворению, с возложением на ответчика обязанности назначить истцу пенсию по старости с указанной даты.
Руководствуясь статьями 194 – 199, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск удовлетворить.
Признать решение ГУ УПФ России в <адрес> (межрайонное) №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии и решения ГУ ОПФ России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № С-3991-16/3991-21 незаконными.
Признать за Степановой ФИО11 право на назначение пенсии по старости в соответствии с подпунктом 7 пункта 1, пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Возложить на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловской области обязанность назначить Степановой ФИО12 пенсию по старости с 25.05.2021.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья подпись И.А. Баишева