Решение по делу № 2-856/2021 от 15.02.2021

Дело № 2-856/2021 Мотивированное решение составлено 20 декабря 2021 года

УИД 76RS0023-01-2021-000481-79

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

6 декабря 2021 года город Ярославль

Красноперекопский районный суд города Ярославля в составе судьи Красноперовой И.Г.,

при секретаре Петрутис В.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Менакермана Федора Анатольевича к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области о признании незаконными действий по удержаниям денежных средств из пенсии, о взыскании невыплаченной суммы пенсии, убытков, неустойки,

У с т а н о в и л:

Менакерман Ф.А., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, в периоды с 24.08.2009 по 31.12.2013, с 13.10.2017 по 31.01.2021 являлся получателем страховой пенсии по инвалидности, ежемесячной федеральной социальной доплаты к пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера в соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Указанная пенсия была назначена истцу в УПФР в г. Ярославле с учетом положений, соответственно, Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики в области пенсионного обеспечения от 25.06.1993, основывающемся на «территориальном принципе», затем Соглашения между Министерством социальных дел Эстонской Республики и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации о применении Договора между Эстонской Республикой и Российской Федерацией о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011 по «пропорциональному» принципу, поскольку истец в периоды с 1983 по 1992 г.г., с 1992 по 1998г.г. работал в Эстонии. В соответствии со статьей 6 Договора от 14.07.2011 каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенного на её территории, согласно положениям своего законодательства.

27.01.2021 в УПФР в г. Ярославле Менакерманом Ф.А. было подано заявление о переводе со страховой пенсии по инвалидности на социальную пенсию по инвалидности.

Решением УПФР в г. Ярославле Менакерману Ф.А. была назначена социальная пенсия по инвалидности с 01.02.2021 в соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Относительно выплачиваемой эстонской стороной пенсии следует по материалам дела, в том числе из решения Красноперекопского районного суда г.Ярославля по ранее рассмотренному делу № 2-33/2020 по иску Менакермана Ф.А. к УПФР в г.Ярославле и ОПФР по Ярославской области о признании незаконными действий, о перерасчете общей суммы материального обеспечения, о взыскании удержанных денежных средств и по встречному иску УПФР в г.Ярославле к Менакерману Ф.А. о взыскании суммы переплаты федеральной социальной оплаты, что согласно представленному Формуляру уведомления об установлении пенсии, компетентным органом Эстонии также Менакерману Ф.А. была назначена пенсия по инвалидности с 13.10.2017, с которой в соответствии с законодательством Эстонской Республики с лиц, не являющихся резидентами Эстонской Республики, удерживается 20% подоходного налога.

В феврале 2021 года истец Менакерман Ф.А. обратился в суд с иском Государственному учреждению – Центру по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Ярославской области, Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ярославле с

требованиями, первоначально, о признании незаконными действий по удержаниям денежных средств из пенсии по постановлениям судебного пристава-исполнителя.

При разбирательстве дела, в связи с произошедшей реорганизацией и присоединением указанных ответчиков с 01.10.2021 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области (ОПФР по Ярославской области) ответчики по делу заменены на ответчика ОПФР по Ярославской области.

В обоснование исковых требований истец Менакерман Ф.А. указал о том, что в полученном на его заявление от 19.11.2020 ответе начальника Центра ПФР по выплате пенсий ФИО1 указано об удержаниях, произведённых из выплачиваемой истцу пенсии, назначенной Эстонской Республикой. По мнению истца, данные действия существенно нарушают нормы материального и процессуального права, не основаны на законе и не входят в правовую компетенцию центра ПФР РФ и его начальника Беляева Г.М. Статья 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержит перечень видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительному производству. Пункт 9 предусматривает: страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности. В соответствии с Федеральным законом от 21.02.2019 N 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный Закон "Об исполнительном производстве" статья 8 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» дополнена частью 5 следующего содержания: "5. Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, исполняет содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств или об их аресте с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона". По мнению истца, действия начальника центра ПФР ФИО1 являются незаконными, имеет место факт неверного применения действующего закона, повлекший за собой занижение суммы пенсионных выплат за длительный период, что нарушает права истца по пенсионному обеспечению.

В период разбирательства дела истец уточнял исковые требования, указав о том, что в соответствии со справкой о трудовом стаже (выплатное дело лист 31), трудовой стаж в Эстонской Республике составил 14 лет 9 месяцев 28 дней. 14 июля 2011 года было заключено Соглашение, в соответствии с которым в статье 2 установлены «Компетентные учреждения» и их обязанности, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 1 Договора компетентными учреждениями являются: в Российской Федерации - Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы; в Эстонской Республике - Департамент социального страхования Эстонской Республики. Статья 3 предусматривает обязанности компетентных учреждений: 1. В целях применения Договора компетентные учреждения Договаривающихся Сторон: рассматривают заявления лиц о назначении пенсии, пересмотре, перерасчете, переводе с одного вида пенсии на другой, переводе назначенной пенсии на территорию другой Договаривающейся Стороны (далее - заявление о назначении пенсии); несут ответственность за полное и своевременное перечисление пенсий, назначенных на основании Договора, а также за их выплату. В соответствии со статьёй 5     Назначение пенсии осуществляется на основании заявления, заполняемого лицом по форме, используемой в стране его проживания, и других необходимых документов, представляемых им в компетентное учреждение Договаривающейся Стороны, со сроков, установленных законодательством Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию. В соответствии со статьёй 6 Заявление о назначении пенсии, поданное лицом, которому пенсия была назначена по законодательству одной из Договаривающихся Сторон, в связи с приобретением права на пенсию по законодательству другой Договаривающейся Стороны, одновременно считается заявлением о пересмотре пенсии в соответствии с положениями Договора. В соответствии со статьёй 7 выплата пенсий, назначенных компетентным учреждением одной Договаривающейся Стороны, лицам, проживающим на территории другой Договаривающейся Стороны, осуществляется через компетентное учреждение страны проживания лица но основании формуляра платежной ведомости (приложение 5), составленной в трех экземплярах, два из которых компетентным учреждением Договаривающейся Стороны, назначившей пенсию, направляются компетентному учреждению Договаривающейся Стороны по месту проживания лица не позднее 20 числа второго месяца текущего квартала. Один экземпляр формуляра платежной ведомости (приложение 5) с отметкой о выплате или невыплате пенсии возвращается компетентному учреждению, составившему его, не позднее первого числа второго месяца квартала, следующего за кварталом, в котором осуществлена выплата. Невыплаченные суммы пенсий засчитываются в счет средств на выплату пенсий в следующем квартале. Компетентное учреждение одной Договаривающейся Стороны, назначившее пенсии, перечисляет суммы пенсий, подлежащие выплате лицам, проживающим на территории другой Договаривающейся Стороны, на банковский счет компетентного учреждения страны проживания лиц один раз в квартал, не позднее 25-го числа второго месяца квартала, и покрывает расходы, связанные с перечислением. В Российскую Федерацию суммы пенсий перечисляются в рублях, в Эстонскую Республику - в евро, исходя из официального обменного курса валют Центрального банка Российской Федерации и Европейского Центрального Банка на день совершения операции. Компетентные учреждения Договаривающихся Сторон информируют друг друга о курсах валют, действующих в день совершения операции. За день совершения операции принимается дата составления формуляра платежной ведомости (приложение 5). Компетентное учреждение страны проживания лица один раз в квартал перечисляет суммы пенсий на его счет в банке (кредитной организации), реквизиты которого лицо представило компетентному учреждению, и покрывает связанные с перечислением расходы. Пенсионный фонд Российской Федерации и Департамент социального страхования Эстонской Республики ежегодно обмениваются формулярами актов сверки сумм на выплату пенсий (приложение 6) за прошедший год. Формуляр акта сверки сумм на выплату пенсий (приложение 6) составляется в двух экземплярах и направляется компетентному учреждению другой Договаривающейся Стороны не позднее 1 марта года, следующего за отчетным календарным годом. Один из двух экземпляров формуляра акта сверки сумм на выплату пенсий (приложение 6) после подписания возвращается составившему его компетентному учреждению Договаривающейся Стороны не позднее 15 апреля этого года. Выплата российской пенсии, назначенной до вступления Договора в силу, лицу, проживающему на территории Эстонской Республики, может осуществляться в порядке, установленном пунктами 1-4 настоящей статьи, на основании соответствующего заявления, подаваемого лицом в Департамент социального страхования Эстонской Республики, которое направляет его для организации выплаты пенсии в Пенсионный фонд Российской Федерации. При пересмотре пенсий по Договору, перерасчете или переводе с одного вида пенсии на другой ранее назначенная пенсия выплачивается лицу, подавшему соответствующее заявление, в прежнем порядке и размере до принятия нового решения. При выплате пенсии на основании нового решения в учет принимаются ранее выплаченные суммы пенсии. В соответствии с пунктом 1 статьи 12 «Договора», данный документ вступает в силу и прекращает свое действие одновременно с Договором между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011. Договор от 14.07.2011 временно применялся с 16 октября 2011 года и вступил в силу с 1 апреля 2012 года. Одновременно со вступлением в силу настоящего Договора прекращают действие: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, подписанное 25 июня 1993 года в г. Таллине; Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики в области пенсионного обеспечения, подписанный 5 ноября 2002 года в г. Таллине.

Далее истец указал о том, что в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утверждённым Постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 года № 2122-1, статьи 1 части 3, ПФР выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности. В соответствии со статьёй 2 Положения о ПФРФ, ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Исходя из Соглашения от 14 июля 2011 года в соответствии со статьёй 7 частью 2 компетентное учреждение одной Договаривающейся Стороны, назначившее пенсии, перечисляет суммы пенсий, подлежащие выплате лицам, проживающим на территории другой Договаривающейся Стороны, на банковский счет компетентного учреждения страны проживания лиц один раз в квартал, не позднее 25-го числа второго месяца квартала, и покрывает расходы, связанные с перечислением. Данные денежные средства не находятся в государственной собственности Российской Федерации и не являются бюджетными. Действия Пенсионного Фонда РФ по исполнению денежных обязательств Эстонской Республикой по пенсионному обеспечению истца являются финансовой услугой по организации перечисления денежных средств через банковский счёт. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 02.07.2021) "О банках и банковской деятельности" в статье 5 предусмотрел деятельность банков: банковские операции и другие сделки кредитной организации, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц, осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам. На данную деятельность о финансовых услугах распространяются отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей.

В соответствии с Положением о ПФРФ, статья 3, ПФР обеспечивает: межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий. В соответствии со статьёй 9 Положения о ПФРФ ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции ПФР несёт Правление ПФР.

С 16 октября 2011 года истцу должна выплачиваться пенсия из Эстонской Республики по нетрудоспособности. В соответствии с формуляром уведомления об установлении пенсии, приложение 4 (лист дела 170), размер пенсии и её составляющие 428,63 евро в месяц установлен с 01.04.2020 года. С лиц, не являющихся резидентами Эстонской Республики удерживается подоходный налог 20%. Сумма пенсии в евро с учётом удержания подоходного налога 20% составляет 342,90 евро в месяц. Период не выплаченной истцу пенсии составил 26 месяцев и 16 дней. Сумма не выплаченной пенсии по нетрудоспособности составляет 9098,28 евро. По курсу ЦБ РФ на момент подачи уточнённого иска 86,81 руб., сумма не выплаченной истцу пенсии составляет 789 821,67руб., на которую истец со ссылкой на статьи 27,28 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 11.06.2021) "О защите прав потребителей" начисляет неустойку (пени) за неоказание услуги, сумма неустойки тождественна общей сумме невыплаченной пенсии и составляет 789 821,67 рублей.

Также истец указал о том, что в соответствии со статьей 13 Закона РФ "О защите прав потребителей", если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором. В результате невыплаченной пенсии у истца образовалась задолженность по транспортному налогу на 17.05.2021 в сумме 547 508,00 рублей, согласно письму Межрайонной Инспекции ФНС № 5 по Ярославской области от 17.05.2021 № 17-20/06/23777 «О вызове на комиссию по урегулированию задолженности».

Исходя из положений Соглашения о перечислении сумм пенсий, подлежащих выплате лицам, проживающим на территории другой Договаривающейся Стороны, на банковский счет компетентного учреждения страны проживания лиц один раз в квартал, не позднее 25-го числа второго месяца квартала, следует, что пенсия по нетрудоспособности за 4 квартал 2017 года должна быть выплачена до 25 ноября 2017 года. За 1 квартал 2018 года должна быть выплачена до 25 февраля 2018 года. Фактически пенсия была выплачена 15.06.2018 (л.д.49) за период с 10.11.2017 по 31.03.2018. Размер выплат и дата с которой установлена пенсия по договору установлен Формуляром уведомления об установлении пенсии (приложение 4) (л.д. 146). Нарушения установленных сроков оказания услуги по выплате за 4 квартал 2017 года составил более 6 месяцев, за 1 квартал 2018 года более 3 месяцев. Таким образом, неустойка (пеня) за неоказание услуги тождественна общей сумме невыплаченной пенсии и составляет 174847,41 руб. За 2 квартал 2018 года должна быть выплачена до 25 мая 2018 года. Фактически пенсия была выплачена 13.08.2018 года (л.д.55). Нарушение установленных сроков оказания услуги по выплате за 2 квартал 2018 года составило 80 дней. Неустойка (пени) составляет 33498,14 руб. За 4 квартал 2018 года пенсия должна быть выплачена до 25 ноября 2018г. Фактически пенсия была выплачена (л.д.71) 15.02.2019. Нарушение установленных сроков оказания услуги по выплате за 4 квартал 2018 года составило 82 дня. Неустойка (пени) составляет 108198,59руб. За 1 квартал 2019 года пенсия должна быть выплачена до 25 февраля 2019    года. Данные о выплате пенсии за 1 квартал отсутствуют. Выплаты не
было. В соответствии с Формуляром уведомления об установлении пенсии
от 17.12.2018 размер пенсии составил 360,27 евро в месяц. За квартал
360,27x3=1080,81 евро, или по курсу на 25.02.2019 74,3332руб.
1080,81х74,3332=80340,07руб. Таким образом, сумма не выплаченной пенсии по нетрудоспособности за 1 квартал 2019 года составляет 80340,07 руб. Неустойка (пеня) за неоказание услуги тождественна сумме невыплаченной пенсии и составляет 80340,07руб. За 4 квартал 2019 года пенсия должна быть выплачена до 25 ноября 2019года. За декабрь 2019 года в размере 569,54 евро, или по курсу по
ведомости за 2 квартал 2020 года (л.д.109) составляет
569,54x78,9080=44941,66 руб. Фактически пенсия была выплачена 18.05.2020
Нарушение установленных сроков оказания услуги по выплате за
декабрь 4 квартал 2019 года составило 175 дней. Неустойка (пени) составляет 44941,66руб. За 1 квартал 2020 пенсия должна быть выплачена до 25 февраля 2020года. Фактически пенсия была выплачена 18.05.2020 (л.д.
109). Нарушение установленных сроков оказания услуги по выплате за 1
квартал 2020 года 83 дня. Неустойка (пени) составляет 134825,17 руб. За 2 квартал 2020 года пенсия должна быть выплачена до 25 мая 2020 года. Фактически пенсия была выплачена 18.08.2020 (л.д. 115). Нарушение установленных сроков оказания услуги по выплате за 2 квартал 2020 года 85 дней. Неустойка (пени) составляет 89352,39 руб. За 3 квартал 2020 года пенсия должна быть выплачена до 25 августа 2020 года. Фактически пенсия была выплачена 18.11.2020 (лл.д.122). Нарушение установленных сроков оказания услуги по выплате за 3 квартал 2020 года 85 дней. Неустойка (пени) составляет 92646,63 руб. За 4 квартал 2020 года пенсия должна быть выплачена до 25 ноября 2020 года. Фактически пенсия была выплачена 16.02.2021 (л.д.128). Нарушение установленных сроков оказания услуги по выплате за 4 квартал 2020 года 83 дня. Неустойка (пени) составляет 91908,14 руб.

Истец также указал о том, что он обращался в УПФР в г. Ярославле в январе 2021года по вопросу перевода трудовой пенсии по инвалидности на социальную пенсию по инвалидности с 1 февраля 2021 года. 03.03.2021 он получил справку о назначенных пенсиях и социальных выплатах № 101-21-000-3668-9562 из МИЦ ПФР. Из справки следует, что с 01.02.2021 по 31.10.2021 ем назначена социальная пенсия. 07.04.2021 он получил справку формы № 2 о выплатах и удержаниях за период с 13.10.2017 по 07.04.2021 ежемесячно. Истец считает, что без законных оснований с него было удержано за период с июня 2020 года по апрель 2021 года включительно ДМО 136206,63руб. Также он обращался в УПФР в г. Ярославле в феврале 2021года по вопросу индексации пенсии с 1 января 2021 года. 30.12.2020 (с нарушением срока), им был получен ответ от Центра ПФР № М-364-08-18/40 от 25.12.2020 подписанный начальником центра ПФР ФИО1 В ответе отсутствует запрашиваемая истцом выписка с указанием даты выплаты, периода за который произведена выплата, счёта с которого произведена выплата; в ответе указано об удержаниях, произведённых из выплачиваемой истцу пенсии, назначенной Эстонской Республикой. ГУ Центр по выплате пенсий и обработке информации ПФРФ в Ярославской области в своей деятельности не является банком и не имеет прав и оснований, установленных Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». С учетом уточнения требований истец просит взыскать с ответчика сумму не выплаченной истцу пенсии в размере 789821,61 руб., неустойку за неоказание услуги по выплате пенсии в размере 789821,67 руб., убытки в сумме 547508,00 руб., неустойку за нарушение установленных сроков оказания услуги по выплате пенсии в размере 770218,13руб., сумму не выплаченной пенсии по нетрудоспособности за 1 квартал 2019 года 80340,07руб, неустойка (пеня) за неоказание услуги 80340,07 руб., а также взыскать сумму, удержанную с пенсии истца, выплачиваемой Эстонской Республикой, в размере 136206,63 руб.

Все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания по делу.

В судебном заседании истец Менакерман Ф.А. поддержал исковые требования с учетом уточнений, в полном объеме, по основаниям своих заявлений. Пояснил о том, что у него имеется автомобиль, но не имеется достаточных средств для оплаты транспортного налога, который взыскивается с него в таком случае принудительно через службу судебных приставов. Истец считает, что удержания не должны производиться с пенсии, выплачиваемой Эстонской Республикой. А чтобы удержания не производились с российской пенсии, истец перешел в феврале 2021 года на социальную пенсию по инвалидности (право на получение которой в настоящее время не подтверждается ответчиком в связи с наличием у истца дохода от пенсии из Эстонской Республики, но этот вопрос не является предметом рассмотрения настоящего дела). Кроме того, уточненный иск истец заявил в связи с тем, что ему задерживается и иногда не выплачивается (он считает, что по вине ответчика по данному делу) выплата пенсии, назначенной Эстонской Республикой. Истец просит удовлетворить иск в полном объеме.

Представители ответчика ОПФР по Ярославской области по доверенностям Решеткина Е.В., Пекина О.В. исковые требования не признали в полном объеме по основаниям своих письменных возражений с дополнением, в которых указано о том, что в соответствии со статьей 6 Договора от 14.07.2011 каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на её территории, согласно положениям своего законодательства, по «пропорциональному» принципу. В соответствии со ст. 13 Договора от 14.07.2011, пенсии, назначенные до вступления в силу Договора, могут быть пересмотрены в соответствии с положениями настоящего Договора на основании заявления лица с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи соответствующего заявления. Такой пересмотр не может повлечь уменьшения размера пенсии и является окончательным. Таким образом, Договором предусмотрен заявительный характер пересмотра размера пенсий, назначенных до вступления Договора в силу. В период с 16.10.2011 (вступление Договора в силу) по 31.12.2013 (пенсия по инвалидности прекращена с 01.01.2014) заявления о пересмотре пенсии Менакерманом Ф.А. подано не было, поэтому оснований для пересмотра пенсии не имелось. С 01.01.2014 пенсия была прекращена в связи с истечением срока инвалидности. 31.10.2017 Менакерман Ф.А. вновь подал заявление на назначение пенсии по инвалидности. Поскольку новое заявление было подано в период действия Договора от 14.07.2011, вопрос о назначении пенсии рассматривался уже с учётом норм Договора от 14.07.2011. Исходя из норм Договора от 14.07.2011, решения о степени ограничения способности к трудовой деятельности, группе инвалидности и причинах их установления принимает соответствующее компетентное учреждение, на которое возложено осуществление медицинского освидетельствования той Договаривающейся Стороны, согласно законодательству которой производится назначение и выплата пенсии. При этом принимаются во внимание справки и медицинские заключения, выданные соответствующими компетентными учреждениями Договаривающихся Сторон (ст. 11 Договора от 14.07.2011).

Документооборот по Договору от 14.07.2011 регламентирован Соглашением между Министерством социальных дел Эстонской Республики и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации о применении Договора между Эстонской Республикой и Российской Федерацией о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года. Согласно ст. 5 Соглашения, назначение пенсии осуществляется на основании заявления, заполняемого лицом по форме, используемой в стране его проживания, и других необходимых документов, представляемых им в компетентное учреждение Договаривающейся Стороны, со сроков, установленных законодательством Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию. Для назначения эстонской пенсии лицу, проживающему в Российской Федерации, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет формуляр об обращении за пенсией (приложение 1), формуляр о пенсионном стаже (приложение 2), при необходимости формуляр о сведениях медицинского обследования (приложение 3) и другие необходимые документы в Департамент социального страхования Эстонской Республики, где принимается соответствующее решение.

Для пенсионного обеспечения Менакермана Ф.А. после прохождения медицинского освидетельствования на территории Российской Федерации направляются документы в Эстонскую Республику для решения вопроса об установлении Эстонской части пенсии.

Для заполнения формуляра о сведениях медицинского обследования (приложение 3) ОПФР по Ярославской области направляет комплект документов в Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ярославской области. После поступления оформленного формуляра, комплект документов, необходимый для решения вопроса о назначении пенсии по инвалидности, направляется в Эстонскую Республику.

По запросу суда ОПФР по Ярославской области были предоставлены копии формуляров, направленных в Эстонскую Республику, а также копии полученных ответов.

Согласно поступившему Формуляру уведомления об установлении пенсии (приложение 4) от 15-3/25222-2, компетентным органом Эстонии была назначена пенсия по инвалидности на период с 01.12.2019 по 31.12.2021, размер пенсии с 01.04.2020 составил 428,63 евро в месяц. При этом в соответствии с законодательством Эстонской Республики с лиц, не являющихся резидентами Эстонской Республики, удерживается 20% подоходного налога. Исходя из формуляра о пенсионном стаже (приложение 2), при назначении эстонской части пенсии было учтено 14 лет 9 месяцев 28 дней стажа в Эстонии.

В соответствии со ст. 7 Соглашения, выплата пенсий, назначенных компетентным учреждением одной Договаривающейся Стороны, лицам, проживающим на территории другой Договаривающейся Стороны, осуществляется через компетентное учреждение страны проживания лица. Компетентное учреждение одной Договаривающейся Стороны, назначившее пенсии, перечисляет суммы пенсий, подлежащие выплате лицам, проживающим на территории другой Договаривающейся Стороны, на банковский счет компетентного учреждения страны проживания лиц один раз в квартал, не позднее 25-го числа второго месяца квартала, и покрывает расходы, связанные с перечислением. В Эстонскую Республику суммы пенсий перечисляются в евро, в Российскую Федерацию - в рублях, исходя из официального обменного курса валют Европейского Центрального Банка и Центрального банка Российской Федерации на день совершения операции. Компетентное учреждение страны проживания лица один раз в квартал перечисляет суммы пенсий на его счет в банке (кредитной организации), реквизиты которого лицо представило компетентному учреждению, и покрывает связанные с перечислением расходы.

По запросу суда ОПФР по Ярославской области были предоставлены поквартальные копии платежных документов, подтверждающие перечисление пенсии, назначенной Эстонской Стороной, на счёт пенсионера с указанием дат перечисления и периодов, за которые были произведены начисления. Также предоставлена история выплаты за период с 13.10.2017 по 24.05.2021. В поквартальных региональных платежных ведомостях отражен официальный курс валют.

Согласно ст. 3 Соглашения в целях применения Договора компетентные учреждения Договаривающихся Сторон обмениваются между собой формулярами и иными документами, необходимыми для применения Договора. Следовательно, формуляры предназначены для организации документооборота между Сторонами Договора. Договором или Соглашением не предусмотрено предоставление формуляров пенсионерам.

В силу ст. 4 Соглашения в целях применения Договора компетентные учреждения Договаривающихся Сторон используют формуляры, являющиеся неотъемлемой частью настоящего Соглашения, в том числе, формуляр платежной ведомости (приложение 5) и формуляр акта сверки сумм на выплату пенсий (приложение 6).

Исходя из ст. 7 Соглашения выплата пенсий, назначенных компетентным учреждением одной Договаривающейся Стороны, лицам, проживающим на территории другой Договаривающейся Стороны, осуществляется через компетентное учреждение страны проживания лица на основании формуляра платежной ведомости (приложение 5), составленной в трех экземплярах, два из которых компетентным учреждением Договаривающейся Стороны, назначившей пенсию, направляются компетентному учреждению Договаривающейся Стороны по месту проживания лица не позднее 20 числа второго месяца текущего квартала.

Ранее Отделением для суда были предоставлены заверенные надлежащим образом региональные платежные ведомости. Истец имел возможность ознакомиться с данными документами.

Также согласно ст. 7 Соглашения Департамент социального страхования Эстонской Республики и Пенсионный фонд Российской Федерации ежегодно обмениваются формулярами актов сверки сумм на выплату пенсий (приложение 6) за прошедший год. Формуляр акта сверки сумм на выплату пенсий (приложение 6) составляется в двух экземплярах и направляется компетентному учреждению другой Договаривающейся Стороны не позднее 1 марта года следующего за отчетным календарным годом. Таким образом, ОПФР по Ярославской области формулярами актов сверки сумм на выплату пенсий (приложение 6) не располагает.

27.01.2021 в УПФР в г. Ярославле Менакерманом Ф.А. было подано заявление о переводе со страховой пенсии по инвалидности на социальную пенсию по инвалидности. Решением УПФР в г. Ярославле Менакерману Ф.А. была назначена социальная пенсия по инвалидности с 01.02.2021 в соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". В силу ст. 10 Договора от 14.07.2011, заявления лиц, проживающих на территории одной Договаривающейся Стороны, считаются заявлениями, поданными в компетентное учреждение другой Договаривающейся Стороны. В компетентные органы Эстонской Республики были поданы документы о переводе Менакермана Ф.А. на социальную пенсию по инвалидности на основании его заявления. На дату направления отзыва в суд ответа из компетентного учреждения Эстонии не поступило.

По вопросу удержаний, производимых из социальной пенсии Менакерманом Ф.А. в Красноперекопский районный суд г. Ярославля было подано отдельное исковое заявление (дело № 2-1177/2021, решение суда по которому от 13.07.2021 об отказе в удовлетворении исковых требований на день рассмотрения настоящего дела не вступило в силу).

По вопросу удержаний, производимых из эстонской части пенсии Менакермана Ф.А. ответчик пояснил, что при осуществлении удержаний из пенсии пенсионера территориальный орган ПФР руководствуется положениями Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Согласно статье 6 Федерального закона № 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. За невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя указанные органы и организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с требованиями части 3 статьи 98 Федерального закона № 229-ФЗ лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. С учетом положений части 2 статьи 37 Федерального закона № 229-ФЗ в случае несогласия взыскателя либо должника с размером удержания, установленного территориальном органом ПФР, соответствующее лицо вправе обратиться по вопросу снижения (увеличения) размера удержания по исполнительному документу с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. Поскольку ПФР является органом, который исполняет требования исполнительного документа, он не вправе самостоятельно изменять размер удержания.

Удержания из пенсии Менакермана Ф.А. производятся на основании постановлений, поступивших в адрес Центра ПФР от ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля от 28.04.2020 (основной долг на сумму 191 913 рублей 11 копеек) и от 15.02.2021 (основной долг на сумму 2699 рублей). Согласно данным постановлениям, Центру ПФР необходимо производить удержания ежемесячно в размере 50%. Также удержания производились на основании исполнительного листа по делу № 2-33/2020, серии ФС № 018517168, выданного Красноперекопским районным судом (на сумму 12 286 рублей 87 копеек). Подробная информация о произведенных Центром ПФР удержаниях изложена в приложении к отзыву. Исходя из позиции, отраженной в исковом заявлении, истец считает, что из его пенсии не могли быть произведены удержания, ссылаясь на ст. 101 Федерального закона № 229-ФЗ. С доводами истца ответчик не согласен.

Позиция Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросу удержаний из иностранных пенсий на основании исполнительных документов была согласована с Минтруда России (письмо Минтруда России от 06.07.2020 № 19-0/10/В-5315) и доведена до Отделений ПФР письмом от 10.07.2020 № СЧ-21-24/13725.

Условие и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий, регламентирует Федеральный закон № 229-ФЗ.

В соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона № 229-ФЗ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Федеральным законом № 229-ФЗ, то применяются правила международного договора. Перечень видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание, установлен статьей 101 Федерального закона № 229-ФЗ. Иностранная пенсия в указанный перечень не входит. Также не содержат запрета на обращение взыскания на иностранную пенсию и договоры между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения (подписан в г. Санкт- Петербурге 24 января 2006 года), Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения (подписан в г. Риге 18 декабря 2007 года), Российской Федерацией и Республикой Болгарией о социальном обеспечении (подписан в г. Москве 27 февраля 2009 года), Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (подписан в г. Таллине 14 июля 2011 года), Российской Федерацией и Государством Израиль о сотрудничестве в области социального обеспечения (подписан в г. Москве 6 июня 2016 года).

Исходя из изложенного, Пенсионный фонд РФ полагает возможным при поступлении исполнительных документов производить удержания соответствующих сумм в том числе из иностранных пенсий, организация доставки которых осуществляется территориальными органами ПФР. Ответчик считает, что удержания из эстонской части пенсии Менакермана Ф.А. производились правомерно, на основании документов, направленных в адрес территориального отделения ПФР из ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля, а также исполнительного листа. После перечисления 07.06.2021 удержанных денежных средств из пенсии, назначенной Эстонской Республикой, 21.06.2021 в адрес Центра поступило определение Красноперекопского районного суда г. Ярославля о приостановлении взыскания Центром ПФР в части денежных средств, выплачиваемых Менакерману Ф.А. Эстонской Республикой. Ответчик просит отказать в удовлетворении иска в полном объеме.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц УФССП России по Ярославской области, ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля в лице представителя участия в судебном не приняли, процессуальных ходатайств не заявили. ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля сообщило в суд письмом от 26.07.2021 о том, что в рамках Федерального закона № 229-Ф «Об исполнительном производстве» не регламентировано обращение взыскания на пенсию, выплачиваемую иностранным государством (т.2, л.д.1-2).

С учетом мнения участников судебного заседания, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено при имеющейся явке участников.

Заслушав истца, представителей ответчиков, огласив письмо третьего лица, исследовав письменные материалы дела, оценив все представленные по делу доказательства в их достаточной для разрешения дела совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу о том, что все исковые требования Менакермана Ф.А. не являются законными и обоснованными, не подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 3 ст. 196 ГПК РФ суд рассматривает и разрешает дело по заявленным требованиям.

В силу принципа диспозитивности гражданского процесса только истцу принадлежит право определить предмет и основание заявляемого им иска.

В соответствии с разъясненной судом сторонам частью 1 статьи 56 ГПК РФ об обязанности доказывания каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с разъясненной судом сторонам частью 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии с частью 1 ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются лицами, участвующими в деле.

В соответствии с частью 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Суд создал достаточные условия для представления истцом и ответчиком доказательств своих позиций по иску. Свои исковые требования обязан доказать истец.

Истцом не доказана обоснованность своих требований, предъявленных к ответчику – территориальным органам ПФР - о нарушениях срока, размера выплаты пенсии, назначенной истцу Эстонской Республикой, и о причинении истцу убытков, связанных с выплатой указанной пенсии.

Вышеизложенные доводы ответчика заслуживают внимания и принимаются судом при разрешении дела, как соответствующие обстоятельствам дела и закону. Иное не следует.

По делу не доказаны факт причинения убытков, вина ответчиков в причинении, по мнению истца, убытков и причинно-следственная связь между действиями ответчика и причинением убытков, заявляемых истцом. В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

С учетом изложенного в совокупности, по делу следует, что истцом не представлены допустимые и относящиеся к делу доказательства причинения истцу

убытков ответчиком. Оснований для взыскания убытков, неустойки (пени), штрафа не имеется.

Также не доказано и является необоснованным исковое требование о незаконности, по мнению истца, удержаний из пенсии, выплачиваемой Эстонской Республикой, по постановлению судебного пристава-исполнителя.

Получаемая истцом указанная пенсия является доходом истца, учитывалась безусловно при разрешении дела № 2-33/2020 решением Красноперекопского районного суда г.Ярославля от 13.02.2020, вступившим в законную силу 21.09.2020 согласно апелляционному определению Ярославского областного суда от 21.09.2020, при удовлетворении встречного иска пенсионного органа о взыскании с Менакермана Ф.А. суммы переплаты федеральной социальной доплаты (т.1, л.д.21-20).

По указанному делу № 2-33/2020 в решении суда отражено, что нет оснований согласиться с доводом истца о том, что суммы пенсии, назначенной Эстонской Республикой, не должны учитываться при определении общей суммы материального обеспечения пенсионера в порядке ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», поскольку данный довод противоречит закону. Из представленных Отделением ПФР по Ярославкой области копий документов, подтверждающих перечисление Менакерману Ф.А. сумм пенсии, назначенной Эстонской Республикой, следует, что выплата указанных сумм пенсии, назначенной Эстонской Республикой, происходит через территориальные органы именно Пенсионного фонда Российской Федерации, и учет данных сумм обязателен, исходя из содержания указанной статьи 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Иное не доказано.

Указанные обстоятельства в силу части 2 ст. 209 ГПК РФ не подлежат оспариванию в настоящем деле.

Федеральный закон № 229-Ф «Об исполнительном производстве» не содержит запрета на удержание из указанного вида дохода, согласно действующим положениям статьи 101 данного Закона. Оснований для иного вывода не усматривается.

При таких обстоятельствах в совокупности, исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 12, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Менакермана Федора Анатольевича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области о признании незаконными действий по удержаниям денежных средств из пенсии, о взыскании невыплаченной суммы пенсии, убытков, неустойки отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Красноперекопский районный суд города Ярославля в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья И.Г. Красноперова

2-856/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Менакерман Федор Анатольевич
Ответчики
ГУ - ОПФР по ЯО
Другие
Отделение судебных приставов по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля УФССП по ЯО
УФССП России по Ярославской области
Суд
Красноперекопский районный суд г. Ярославль
Судья
Красноперова Ирина Георгиевна
Дело на странице суда
krasnoperekopsky.jrs.sudrf.ru
15.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.02.2021Передача материалов судье
20.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.02.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
26.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.02.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.04.2021Предварительное судебное заседание
03.06.2021Судебное заседание
02.08.2021Судебное заседание
23.09.2021Судебное заседание
08.10.2021Судебное заседание
26.10.2021Судебное заседание
01.12.2021Судебное заседание
06.12.2021Судебное заседание
20.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее