Дело № 2а-622/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 января 2020 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе
председательствующего судьи Кузовлевой И.С.,
при секретаре Комендантовой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ленинградского района г. Калининграда в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзора по Калининградской области, Роскомнадзору о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинградского района г. Калининграда в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что в рамках осуществления надзора за соблюдением законодательства в сфере оборота алкогольной продукции прокуратурой района проведен мониторинг сети «Интернет», по результатам которого выявлен сайт: <данные изъяты>, на страницах которого пользователю предлагается круглосуточно приобрести алкоголь дистанционным способом. В нарушение требований действующего законодательства по указанному адресу предоставляется возможность приобретения алкогольной продукции с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, что фактически является распространением информации, связанной с осуществлением деятельности по продаже алкоголя, и затрудняет контроль за соблюдением закона в части запрета продажи алкогольной продукции несовершеннолетним. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данных информационного сайта и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют. Таким образом, размещенные на страницах указанного сайта материалы направлены на неограниченный круг лиц, в обход установленных законодательством требований к ведению и реализации такой деятельности. Просит суд признать информацию, размещенную на сайте –https://decanter.ru/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Представитель административного истца помощник прокурора Ленинградского района г. Калининграда Литасова О.В. в судебном заседании поддержала административные исковые требования по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, просила их удовлетворить.
Административные ответчики Управление Роскомнадзора по Калининградской области, Роскомнадзор и заинтересованное лицо ООО «Прогресо» представителей в суд не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и дав им оценку, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
В соответствии с ч. 7 ст. 2 Закона № 171-ФЗ алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.
Статьей 16 Закона № 171-ФЗ установлены особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции, в том числе запреты и ограничения в сфере реализации алкогольной продукции. В частности, не допускается розничная продажа алкогольной продукции: с 23 часов до 8 часов по местному времени; в нестационарных торговых объектах; несовершеннолетним; дистанционным способом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612 утверждены Правила продажи товаров дистанционным способом (далее – Правила продажи). В силу п. 2 Правил продажи «продажа товаров дистанционным способом» - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Пунктом 5 Правил продажи предусмотрено, что не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (ст. 6.17), за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 14.16).
Статьей 151.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции, если это деяние совершено неоднократно.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Ленинградского района г. Калининграда в рамках осуществления надзора за соблюдением законодательства в сфере оборота алкогольной продукции проведен мониторинг сети «Интернет», в ходе которого 22.10.2019 выявлен интернет ресурс – <данные изъяты>, содержащий предложение о продаже алкогольной продукции дистанционным образом.
В ходе рассмотрения дела установлено, что по электронному адресу <данные изъяты> находится сайт, позиционирующий себя как Магазин алкогольных напитков Декантер. На сайте предлагается ассортимент алкогольной продукции с указанием наименований и цен алкогольной продукции. После выбора товара он помещается в корзину и потребителю предлагается оформить заказ. На данном сайте размещена информация о различных способах оплаты заказа, о системе предоставляемых скидок.
Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля в качестве пользователя страницы, ознакомиться с содержанием указанного сайта и воспользоваться информацией в электронном варианте может любой интернет-пользователь, в том числе несовершеннолетние. Информация распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствуют.
Предоставление возможности доступа к интернет-сайту, на котором содержится вышеуказанная информация, является, по существу, ее распространением.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 15 Закона 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в п. 4 статьи 2 Закона 149-ФЗ, в соответствии с которой это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Таким образом, сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.
В соответствии с п. 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Учитывая изложенное, информация, размещенная в сети «Интернет» по электронному адресу <данные изъяты>, является запрещенной к распространению в Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 15.1 Закона 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Реестр).
Согласно п. 3 ст. 15.1 Закона 149-ФЗ создание, формирование и ведение Реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, то есть Роскомнадзором.
В соответствии с пп. 2 п. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ основанием для включения в Реестр соответствующих сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Пунктом 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Защита гражданских прав может осуществляться путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ст. 12 ГК РФ).
При таком положении, исходя из анализа представленных в материалы дела доказательств, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором Ленинградского района г. Калининграда в интересах неопределенного круга лиц административные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Ленинградского района г. Калининграда в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзора по Калининградской области, Роскомнадзору о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, - удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на сайте –<данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 16 января 2020 года.
Судья: