Судья Альгешкина Г.Н.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
16 января 2023 года город Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Павлова Никиты Николаевича на постановление судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 3 ноября 2022 года, вынесенное в отношении Павлова Никиты Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил :
постановлением судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 3 ноября 2022 года, резолютивная часть которого объявлена 1 ноября 2022 года, Павлов Н.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Павлов Н.Н. подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит об отмене постановления и прекращении производства по делу.
Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме, выслушав Павлова Н.Н. и его защитника Михайлова И.Н., допущенного по устному ходатайству Павлова Н.Н., признав возможным рассмотрение жалобы с согласия Павлова Н.Н. в отсутствие защитника Андреева А.М., извещенного надлежащим образом, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 20.2 КоАП РФ организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток.
Порядок организации и проведения публичного мероприятия установлен Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ, Закон).
Публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики (пункт 1 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 данной статьи пикетирование - это форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.
В силу статьи 4 Федерального закона № 54-ФЗ к организации публичного мероприятия относятся:
1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления;
2) проведение предварительной агитации;
3) изготовление и распространение средств наглядной агитации;
4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 5 Федерального закона № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона. При этом организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Положениями части 1 статьи 7 Федерального закона № 54-ФЗ установлено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.
Часть 1 статьи 4 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2012 года № 77 «Об обеспечении реализации права граждан Российской Федерации на проведение в Чувашской Республике собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований» (далее – Закон Чувашской Республики) устанавливает, что в случае проведения публичного мероприятия на территории городского округа уведомление подается в администрацию городского округа.
Согласно части 1.1 статьи 7 Федерального закона № 54-ФЗ уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию. Минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации. Указанное минимальное расстояние не может быть более пятидесяти метров. Совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним публичным мероприятием.
В пункте 31 постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», помимо прочего, разъяснил, что организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, административная ответственность за которые наступает по части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могут иметь место в случае, если несколько пикетов, каждый из которых формально подпадает под признаки одиночного, с достаточной очевидностью объединены единством целей и общей организацией, проводятся одновременно и территориально тяготеют друг к другу, а их участники используют ассоциативно узнаваемые или идентичные наглядные средства агитации и выдвигают общие требования и призывы. Данные обстоятельства могут подтверждаться, например, наличием одного организатора публичных мероприятий, единым оповещением возможных участников и проведением предварительной агитации, изготовлением и распространением средств наглядной агитации в отношении нескольких пикетов. Оценивая совокупность таких пикетирований в качестве одного публичного мероприятия, необходимо исключить возможность случайного совпадения действий участников одиночных пикетирований и не производить квалификацию пикетирования, осуществляемого одним участником, в качестве публичного мероприятия, в отношении которого Законом о публичных мероприятиях установлена обязанность по подаче уведомления в орган публичной власти, в случае проявления к пикету обычного внимания со стороны заинтересовавшихся им лиц.
Согласно части 2 статьи 6 Закона Чувашской Республики при пикетировании, осуществляемом одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции, минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими пикетирование, составляет не менее десяти метров.
Во исполнение положений части 1.1 статьи 8 Федерального закона № 54-ФЗ и части 1 статьи 3 Закона Чувашской Республики № 77 постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2012 года № 598 определены единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места, среди которых территория парка Победы отсутствует.
Для целей статьи 20.2 КоАП РФ под организацией публичного мероприятия следует понимать осуществление одного из предусмотренных Федерального закона 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ действий либо их совокупности: оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган публичной власти, проведение предварительной агитации, изготовление и распространение средств наглядной агитации, а также другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия (статья 4 Закона о публичных мероприятиях).
Проведение публичного мероприятия представляет собой его непосредственное осуществление в одной из предусмотренных Законом о публичных мероприятиях форм (собрание, митинг, демонстрация, шествие или пикетирование) либо в их сочетании, направленное на свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Как следует из представленных материалов дела и фактических обстоятельств дела, 20 октября 2022 в 13 час. 11 мин. Павлов Н.Н. совместно с ФИО в парке <данные изъяты> по <адрес> провели несогласованное в установленном порядке с администрацией города Чебоксары публичное мероприятие в форме группового пикетирования с использованием плаката с надписью <данные изъяты>, а именно: Павлов Н.Н. развернул заранее приготовленный плакат и стал осуществлять пикетирование, а в тоже время ФИО преследуя с ним единую цель проведения несанкционированного в установленном порядке публичного мероприятия в форме группового пикетирования, стал снимать происходящее на камеру мобильного телефона. При этом ФИО находился от Павлова Н.Н. на расстоянии менее 10 метров, что менее допустимого разрешенного законодательством минимального расстояния между пикетирующими. Вышеуказанным Павловым Н.Н. были нарушены требования статьи 5 Федерального закона № 54-ФЗ и части 2 статьи 6 Закона Чувашской Республики.
Действия Павлова Н.Н. как лица, проводившего публичное мероприятие в форме группового пикетирования в отсутствие поданного в установленном порядке соответствующего уведомления, по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Вышеприведенные обстоятельства и вина Павлова Н.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, подтверждены совокупностью доказательств, исследованных судьей районного суда при рассмотрении дела, допустимость, достоверность и достаточность которых сомнений не вызывает.
При рассмотрении дела на основании статьи 26.1 КоАП РФ судьей районного суда установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана правильная оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Правовых оснований для переоценки доказательств не имеется. При этом неустранимых сомнений, которые бы в силу статьи 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, по делу не установлено.
Административное наказание назначено Павлову Н.Н. в пределах санкции части 2 статьи 20.2 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.13, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, данных о личности, характера совершенного правонарушения, и является справедливым.
Доводы Павлова Н.Н. о том, что им осуществлено одиночное пикетирование без участия в публичном мероприятии иных лиц, при этом расстояние между ним и Гавриловым А.А составило менее десяти метров, судом не принимаются.
Так, из письменных объяснений Павлова Н.Н. следует, что он договорился с ФИО о проведении и фотографировании одиночных пикетирований с плакатом <данные изъяты> Для этих целей он прибыл на автомобиле к <данные изъяты>, где забрал у ФИО изготовленный последним плакат и развернув его, простоял на территории парка. При этом ФИО сделал фотографии, которые в последующем были выложены в сети «Интернет» (л.д. 6).
Из объяснений ФИО следует, что для проведения публичных мероприятий им изготовлен плакат <данные изъяты> который Павлов Н.Н. забрал из автомобиля, при этом во время акции в <данные изъяты> он находился рядом с Павловым Н.Н. (л.д. 12-13).
Из представленного в материалы дела видео и фотоматериалов объективно следует, что расстояние между двумя пикетирующими, которые совместно прибыли, находились и действовали согласованно в месте осуществляемого пикетирования, составило менее 10 метров. При этом указанные лица в момент прохождения с развернутым плакатом при пикетировании находились в непосредственной близости друг от друга (л.д. 10, 16, 20, файл «<данные изъяты>», дата и время на записи - 2022-10-20 с 13:11:08 по 13:12:00).
В соответствии с частью 1.1 статьи 7 Федерального закона № 54-ФЗ и частью 2 статьи 6 Закона Чувашской Республики в данном конкретном случае совокупность совместных согласованных действий участников публичного мероприятия, объединенных единым замыслом и общей организацией, в том числе конкретные действия Павлова Н.Н. как лица, его проводившего, обоснованно признана судом публичным мероприятием в форме группового пикетирования, которое было проведено без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия.
При этом оснований полагать, что в данном случае со стороны иного лица - ФИО имело место лишь проявление к одиночному пикету обычного внимания как заинтересовавшимся им лицом, которое в соответствии с пунктом 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 28 следует учитывать для исключения возможного случайного совпадения действий участников одиночных пикетирований, не имеется.
В данном случае согласованная с другим участником публичного мероприятия совокупность инициативных и согласованных действий Павлова Н.Н. образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении к административной ответственности содержат необходимые сведения о событии административного правонарушения, отвечают требованиям статей 28.2, 29.10 КоАП РФ.
Судом второй инстанции установлено, что постановлением судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 28 ноября 2022 года № 5-617/2022 Павлов Н.Н. привлечен к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, по тем основанием, что 20 октября 2022 года в 13 часов 11 минут в парке <адрес> провел одиночное пикетирование с применением средства наглядной агитации в виде плаката с надписью <данные изъяты>, чем нарушил пункт 2 Распоряжения Главы Чувашской Республики от 18 марта 2020 года № 113-рг «О введении на территории Чувашской Республики режима повышенной готовности», которым в связи с веденным на территории Чувашской Республики режимом повышенной готовности с 18 марта 2020 года до особого распоряжения установлен запрет на проведение на территории Чувашской Республики спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий.
Вместе с тем данное постановление не свидетельствует о неправомерности привлечения Павлова Н.Н. к административной ответственности по настоящему делу в силу следующего.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, за совершение которого привлечен Павлов Н.Н. по делу № 5-617/2022, заключается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а не в нарушении требований Федерального закона № 54-ФЗ при проведении публичного мероприятия, в связи с чем согласованность действий Павлова Н.Н. с иными лицами и конкретная форма публичного мероприятия предметом рассмотрения этого дела не являлось.
В связи с чем постановление по делу № 5-617/2022 в отношении Павлова Н.Н. не препятствует признанию совокупности актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, постановлением суда по рассматриваемому в отношении Павлова Н.Н. делу об административном правонарушении одним публичным мероприятием в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона № 54-ФЗ и частью 2 статьи 6 Закона Чувашской Республики, и преюдициального значения для настоящего дела не имеет.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.8, 4.1-4.3 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств совершенного правонарушения.
Постановление о привлечении Павлова Н.Н. к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 3 ноября 2022 года, вынесенное в отношении Павлова Никиты Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Павлова Н.Н. – без удовлетворения.
Судья А.В. Голубев