Решение по делу № 3а-281/2020 от 27.11.2019

Дело № 3а-281/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 марта 2020 года г. Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Кривцова А.С.,

при секретаре Тлебзу Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фролова < Ф.И.О. >7 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

Фролов И.М. обратился в суд с указанным административным иском, в котором просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№..> в размере 457116 рублей 75 копеек с 13 апреля 2017 года.

В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка определена на основании недостоверных сведений, что приводит к необоснованному увеличению арендных платежей.

Оценщиком неверно определена группа видов разрешенного использования земельных участков, к которому следует отнести земельный участок. Вместо верного 3-го вида участок с кадастровым номером <№..> ошибочно отнесен к 5-му виду, который имеет более высокий удельный показатель кадастровой стоимости.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Субботина В.В. настаивала на удовлетворении административного искового заявления по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Рягузова М.В., действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении административного искового заявления, по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Представителем заинтересованного лица администрации муниципального образования Красноармейский район Матяш А.Н., действующим на основании доверенности, в суд направлен отзыв на административный иск, в котором содержится просьба об оставлении административных исковых требований без удовлетворения и ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Иные лица, участвующие в деле не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств относительно рассмотрения дела в их отсутствие, а также заявлений, содержащих указания на причины неявки, суду не представили.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы административного иска и возражений, исследовав доказательства и материалы дела, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 указанного Федерального закона.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Согласно пункту 13 названного Постановления, при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

Из материалов дела следует, что административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером <№..>, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, что подтверждается договором аренды от <Дата> <№..>, постановлением администрации муниципального образования Красноармейский район от 7 февраля 2018 года <№..>. Как следует из приложения к указанному договору аренды, арендные платежи за пользование земельным участком исчисляется из кадастровой стоимости участка. Таким образом, административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости.

Спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 21 августа 2014 года с видом разрешенного использования «для размещения открытой площадки для стоянки легковых автомобилей (в том числе инвалидов); стоянки для легковых и грузовых автомобилей наземного открытого и закрытого типов, подземные автостоянки, автостоянки с пандусами (рампами) и механизированные автостоянки, гаражи, мотовелостоянки».

На момент постановки земельного участка с кадастровым номером <№..> на государственный кадастровый учет действовали Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденные Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222 (далее – Методические указания № 222).

Согласно пункту 2.1.3 Методических указаний № 222, в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

С учетом положений вышеприведенной правовой нормы, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <№..> была определена в размере 2025665 рублей 25 копеек с применением среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель кадастрового квартала <№..> для 3-го вида разрешенного использования земель населенных пунктов («Земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок»). Указанный показатель среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости составлял 1681 рубль 05 копеек/кв.м. и был утвержден приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22 ноября 2011 года № 1756 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края».

Соответствующие результаты определения кадастровой стоимости земельного участка (2025665 рублей 25 копеек) внесены в государственный кадастр недвижимости 21 августа 2014 года и являлись актуальными до 27 января 2017 года.

В последующем в результате проведенной государственной кадастровой оценки, Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14 декабря 2016 года № 2640 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края. В том числе указанным приказом утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <№..> в размере 319517 рублей 80 копеек по состоянию на 1 января 2016 года. Данные результаты определения кадастровой стоимости земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости 27 января 2017 года и являлись актуальными до 13 апреля 2017 года.

Оспариваемая в рамках настоящего административного дела кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <№..> определена в размере 1872280 рублей 80 копеек по состоянию на 13 апреля 2017 года, внесена в Единый государственный реестр недвижимости 13 апреля 2017 года.

Изменение кадастровой стоимости стало следствием следующих обстоятельств.

16 марта 2017 года Фролов И.М. обратился в МБУ МО Красноармейский район «МФЦ по предоставлению государственных и муниципальных услуг» с заявлением о государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером <№..>. На основании соответствующего заявления в Единый государственный реестр недвижимости внесены изменения в части указания вида разрешенного использования земельного участка, как «Обслуживание автотранспорта».

В настоящее время действует классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года №540.

Под кодом 4.0 классификатора указано наименование вида разрешенного использования земельного участка, как «Предпринимательство». Согласно описанию соответствующего вида разрешенного использования, он предполагает размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности.

В состав указанного кода 4.0, в том числе, включен код 4.9 «Обслуживание автотранспорта» (в редакции Приказа от 1 сентября 2014 года № 540 на момент изменения вида разрешенного использования земельного участка), согласно описанию которого, он предполагает размещение постоянных или временных гаражей с несколькими стояночными местами, стоянок (парковок), гаражей, в том числе многоярусных, не указанных в коде 2.7.1.

Согласно пункту 2.3.2 Методических указаний № 222, в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

Таким образом, изменение вида разрешенного использования земельного участка повлекло изменение его кадастровой стоимости на основании указанного пункта 2.3.2 Методических указаний № 222.

В связи с чем, земельный участок с кадастровым номером <№..> отнесен к 5 группе видов разрешенного использования земель населенных пунктов – «Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания», для которой Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14 декабря 2016 года № 2640 среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель кадастрового кварта <№..> определена в размере 1553 рубля 76 копеек/кв.м.

Именно указанное привело к установлению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№..> в размере 1872280 рублей 80 копеек по состоянию на 13 апреля 2017 года.

Последующее изменение вида разрешенного использования земельного участка с «Обслуживание автотранспорта» на «Обслуживание автотранспорта; объекты придорожного сервиса», имевшее место 22 октября 2019 года, не привело к изменению кадастровой стоимости, поскольку согласно пункту 22 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 24 сентября 2018 года <№..>, в случае изменения разрешенного использования земельного участка в пределах одной группы видов разрешенного использования его кадастровая стоимость не определяется.

Приведенный приказ действовал на момент последнего изменения вида разрешенного использования земельного участка.

С учетом вышеприведенных обстоятельств в их совокупности, учитывая вид разрешенного использования земельного участка, отраженный в выписке из Единого государственного реестра недвижимости, суд приходит к выводу об обоснованности отнесения земельного участка с кадастровым номером <№..> к 5-ой группе видов разрешенного использования и установления его кадастровой стоимости в размере 1872280 рублей 80 копеек, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 1553 рубля 76 копеек за кв.м.

Согласно пункту 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.

Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).

Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Суд считает, что административным истцом не доказано использование недостоверных сведений о земельном участке с кадастровым номером <№..>, на основании которых определялась его кадастровая стоимость.

Тот факт, что приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14 декабря 2016 года № 2640 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <№..> утверждена в размере 319517 рублей 80 копеек сам по себе не свидетельствует о том, что при изменении вида разрешенного использования земельного участка, его кадастровая стоимость не должна быть пересмотрена, а также не указывает на использование каких-либо недостоверных сведений о земельном участке.

Как указано выше, отнесение земельного участка с кадастровым номером <№..> к 5-ой группе видов разрешенного использования явилось следствием изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о его виде разрешенного использования, что в полной мере отвечало положениям действовавшим на тот момент Методическим указаниям <№..>.

В свою очередь, административным ответчиком предоставлена совокупность допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих обоснованность отнесения земельного участка с кадастровым номером <№..> к 5-ой группе видов разрешенного использования и установление его кадастровой стоимости в размере 1872280 рублей 80 копеек.

При указанных обстоятельствах административный иск Фролова И.М. не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Фролова < Ф.И.О. >8 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 12 марта 2020 года.

РЎСѓРґСЊСЏ:

3а-281/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Фролов Игорь Михайлович
Ответчики
Управление Федеральной службы государсвтенной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Департамент имущественных отношений Краснодасркого края
Другие
Администрация МО Красноармейского района
Филиал ФГБУ ФКП Федеральной службы государственной регистрации Краснодарского края
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Кривцов Анатолий Сергеевич
Дело на сайте суда
kraevoi.krd.sudrf.ru
27.11.2019Регистрация административного искового заявления
28.11.2019Передача материалов судье
28.11.2019Решение вопроса о принятии к производству
12.12.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
12.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.12.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.12.2019Предварительное судебное заседание
15.01.2020Предварительное судебное заседание
31.01.2020Предварительное судебное заседание
26.02.2020Предварительное судебное заседание
04.03.2020Судебное заседание
04.03.2020Судебное заседание
12.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.03.2020Дело оформлено
04.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее