Решение по делу № 2-623/2019 от 31.01.2019

Дело № 2-623/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тамбов 26 марта 2019 года

Ленинский районный суд г.Тамбова в составе :

председательствующего судьи Макаровой Е.В.,

при секретаре Ивановой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попова Виктора Петровича к Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, администрации города Тамбова об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

Попов В.П. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, администрации города Тамбова об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение, указав, что он, *** рождения, относится к числу лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. С 1971г. по 1973 г. он пребывал в детском приемнике на основании путевки ОБЛНО №240 от 15.10.1973г., с 22.10.1973г. по 29. 08.1974г., находился на полном государственном обеспечении в дошкольном детском доме им. Клары Цеткин, с 1974 г. по 1977 г. находится в Платоновском детском доме Рассказовского района, с 26.08.1978г. переведен в Красивский детский дом Инжавинского района. Закончил Среднее профессионально-техническое училище №15, получив профессию автослесаря, вышел на работу. В настоящее время вынужден снимать жилье. Находясь в учреждении для детей - сирот, оставшихся без попечения родителей, был уверен, что его учетное дело о нуждаемости в жилом помещении ведется сотрудником детского дома надлежащим образом и передается в соответствующие ведомства. Полагал, что ненадлежащее выполнение обязанностей по защите его прав и законных интересов в тот период, когда он был несовершеннолетним, органом исполнительной власти субъекта, а также образовательными и иными учреждениями, в которых он обучался и воспитывался, повлекло непредоставление полагающегося ему жилого помещения.

20.05.2016г. он обратился в Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области с целью защиты своих прав на улучшение жилищных условий. Однако, получил отказ в связи с тем, что его учетное дело не поступало в Управление социальной защиты и семейной политики области до достижения им 23-х лет. 07.09. 2018г. он обратился в жилищный комитет Администрации города Тамбова с аналогичным обращением, на которое также получен отказ. Многочисленные обращения в органы государственной власти и местного самоуправления, в том числе и в органы прокуратуры оказались безрезультатными. Считал, что его права и законные интересы нарушены, поскольку он, как ребенок – сирота имеет право на однократное предоставление жилого помещения не менее 33 кв.м. Просил суд обязать Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма общей площадью не менее 33 кв.м. и не более 37 кв. м.

В судебном заседании Попов В.П. исковые требования поддержал по тем же основаниям и пояснил, что после окончания ПТУ работал в ДСК, где и был поставлен на учет на получение жилья. Потом служил в армии. После окончания службы находился в местах лишения свободы до 1994г. После освобождения жилье снимал. По вопросу предоставления ему жилья, как ребенку-сироте до достижения возраста 23 лет, вплоть до 2016г. никуда не обращался, так как, являясь юридически неграмотным, искал, но не нашел своих родителей, о своих жилищных правах не знал. Сейчас проживает по месту жительства своей жены, где живут еще 5 человек.

Представитель ответчика Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области Головачева Н.О. в суде с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, приобщенных к делу, пояснив, что до достижения истцом возраста 23 лет его учетное дело в Управление не поступало. На сегодняшний день, истец, имея возраст 52 года, статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утратил. Просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель соответчика администрации г.Тамбова Корабанов А.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что администрация г. Тамбова не является уполномоченным органом по признанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимися в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда и постановке их на учет. Уполномоченным органом является Управление образования и науки Тамбовской области. Постановлением администрации г.Тамбова Тамбовской области от 02.06.2017 г. истец и его супруга поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении как малоимущие по очереди на общих основаниях. Просил суд в иске отказать.

Представитель Управления образования и науки Тамбовской области, привлеченного к в качестве третьего лица, в суд не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие и указал, что в соответствии с постановлением администрации области от 23.09.2013 №1055 «О реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на однократное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда но договорам найма специализированных жилых помещений» на управление образования и пауки области возложены полномочия по признанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (категория в возрасте от 0 до 18 лет), нуждающимися в предоставлении жилого помещения, постановке на учет и ведению их учета. Для реализации этих полномочий разработан и утвержден постановлением администрации области от 06.03.2014 №247 Порядок признания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимися в предоставлении жилых помещений, постановки на учет и ведения их учета. Его действие распространяется только на детей данной категории в возрасте от 0 до 18 лет. В.П.Попов достиг возраста 52 лет и не относится к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Список детей и лиц указанной категории, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, ведет управление социального защиты и семейной политики области, которое является уполномоченным органом по контролю за предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (п. 11 постановления № 1055). До 01.01.2013 постановка на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа осуществлялась органами местного самоуправления (п. 2 ст. 1 Закона Тамбовской области от 20.07.2005 г.№3423 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда в Тамбовскойобласти»). На Управление образования и науки области не было возложено полномочие по принятию на учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с действовавшим на тот период законодательством
правовое регулирование вопроса жилищного обеспечения детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, осуществлялось по нормам Жилищного кодекса РСФСР (п. 2 ст. 37 и п. 3 ст. 60). Обязанность по обеспечению жилой площадью была возложена на исполнительные комитеты местного Совета народных депутатов.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об оставлении исковых требований без удовлетворения по следующим основаниям.

Согласно ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее дети-сироты) осуществляется по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствие с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В силу ч.1 ст.6 Закона Тамбовской области N 682-З от 23 июля 2010 года "О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей" вышеуказанным категориям, органом исполнительной власти области однократно, в соответствии со списком, сформированным в порядке, установленном статьей 6.1 настоящего Закона, предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, общей площадью жилого помещения не менее 33 кв. метров и не более 37 кв. метров.

Статьей 6.1 Закона Тамбовской области от 23.07.2010 года N682-З "О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрен порядок формирования списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

В судебном заседании установлено, что Попов В.П. родился ***. Являясь ребенком, оставшимся без попечения родителей, с 1971г. по 1973 г. пребывал в детском приемнике на основании путевки ОБЛНО №240 от 15.10.1973г., с 22.10.1973г. по 29. 08.1974г., в дошкольном детском доме им. Клары Цеткин, с 1974 г. по 1977 г. находится в Платоновском детском доме Рассказовского района, с 26.08.1978г. переведен в Красивский детский дом Инжавинского района. С 1982г. по 1984г. проходил обучение в Тамбовском городском ПТУ №20.

На время выбытия истца из детского учреждения в 1982 году действовали положения Жилищного кодекса РСФСР, которые регулировали порядок и процедуру принятия граждан на учет, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Пунктом 2 ст.37 Жилищного кодекса РСФСР было установлено, что вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (пункт 3 статьи 60).

В соответствии со статьями 1 и 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в первоначальной редакции) к детям-сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе по обеспечению жилыми помещениями.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона (п. 3 ст. 8).

Как следует из положений приведенных норм закона, регулирующего спорные правоотношения, предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Из преамбулы указанного Федерального закона следует, что его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими 23-летнего возраста, и указанный срок является пресекательным сроком, истечение которого прекращает право лица. Поэтому пропуск данного срока влечет и прекращение права требования предоставления социальной гарантии в соответствии с названным федеральным законом.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23-х лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Как пояснил истец Попов В.П. в судебном заседании, до достижения им возраста 23-х лет, то есть до 1990г., он с письменным заявлением в соответствующие органы для принятия его на учет нуждающихся в жилом помещении не обращался, а состоял в очереди на получение жилья по месту работы.

Доказательств наличия уважительных причин, помешавших истцу встать на учет нуждающихся в жилье по соответствующей категории, в материалах дела не имеется.

На момент первого обращения истца Попова В.П. в 2016г. в Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области с целью восстановления своих жилищных прав, возраст истца Попова В.Н., ***. р., значительно превышал предельный возраст - 23 года, которым закон ограничивает право на предоставление дополнительных социальных гарантий детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, ввиду чего Попов В.П. статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утратил, и право на обеспечение жильем в порядке, установленном нормами Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" у него не возникло.

В настоящее время постановлением администрации г.Тамбова от 02.06.2017г. № 3329 истец Попов В.П. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи два человека: он и жена (л.д.23). Таким образом, его жилищные права подлежат защите в ином порядке.

В связи с изложенным, законных оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Попова В.П. об обязании Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма общей площадью не менее 33 кв.метров и не более 37 кв. метров оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Ленинский районный суд г. Тамбова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Макарова

Мотивированное решение изготовлено 29.03.2019г.

Судья Е.В. Макарова

2-623/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Попов Виктор Петрович
Ответчики
Управление соц.защиты и семейной политики
Администрация г.Тамбова
Другие
Управление образования и науки Тамбовской области
Суд
Ленинский районный суд г. Тамбов
Дело на сайте суда
sud24.tmb.sudrf.ru
08.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.04.2020Передача материалов судье
08.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2020Подготовка дела (собеседование)
08.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.04.2020Судебное заседание
08.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее