СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
89RS0012-01-2019-000487-93
Материал № 2-2/2020
Судья Евдокимова О.А.
Апелляционное дело № 33-770/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 апреля 2021 года город Салехард
Судья судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа Гниденко С.П., при секретаре судебного заседания Прокопчук А.А., рассмотрел частную жалобу Администрации Тазовского района на определение судьи Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 января 2021 года о замене стороны правопреемником, которым постановлено:
Произвести замену должника - Администрации села Находка по решению Тазовского районного суда от 22 января 2020 года на правопреемника Администрацию Тазовского района.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Гниденко С.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛ:
Судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу УФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу Никулина В.П. обратилась в суд с заявлением о процессуальном правопреемстве.
В обоснование доводов заявления указала, что вступившим в законную силу решением Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 января 2020 года на Администрацию села Находка возложена обязанность предоставить Марьик Н.Е. благоустроенное жилое помещение в границах с. Находка Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее 42,48 кв.м., на состав семьи из двух человек. Решением Думы Тазовского района от 22 сентября 2020 года Администрация Тазовского района определена правопреемником Администрации села Находка, в связи с чем, просила произвести замену должника Администрацию села Находка на её правопреемника Администрацию Тазовского района.
Настоящее заявление рассмотрено судом в отсутствие лиц, участвующих в деле и без проведения судебного заседания.
Судом постановлено определение, резолютивная часть которого указана выше.
С указанным определением не согласен представитель Администрации Тазовского района Козырчикова М.В., действующая на основании доверенности.
В частной жалобе представитель ставит вопрос об отмене определения суда, поскольку оснований для замены ответчика правопреемником не имелось, так как ликвидация Администрации села Находка не завершена.
В письменных возражениях на частную жалобу Вр.и.о. начальника МОСП по ОИП УФССП России по Ямало-Ненецкого автономного округа Магда Р.Р., просит определение суда оставить без изменения, а частную жалобу Администрации Тазовского района без удовлетворения.
Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 апреля 2021 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представили, в связи с чем, на основании статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, судья судебной коллегии, находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
В письменных возражениях на заявление представитель Администрации Тазовского района Козырчикова М.В., действующая на основании доверенности, с требованиями судебного пристава-исполнителя о процессуальном правопреемстве не согласилась, указав, что решением Думы Тазовского района от 22 сентября 2020 года № 1-17-17 (в редакции решения от 17 февраля 2021 года № 3-12-14) правопреемником Администрации муниципального образования село Находка выступает администрация села Находка Администрации Тазовского района.
Рассмотрев дело по правилам производства в суде первой инстанции в порядке части 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, изучив доводы заявления о правопреемстве, возражений относительно него, доводы частной жалобы и возражений относительно них, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Аналогичные основания установлены и для отмены определений.
Определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 апреля 2021 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению частной жалобы по правилам производства в суде первой инстанции.
При разрешении вопроса о переходе к рассмотрению дела судом апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции суд апелляционной инстанции исходил из того, что заявление рассмотрено судом в отсутствие лиц, участвующих в деле и без проведения судебного заседания.
Таким образом, обжалуемое определение подлежит безусловной отмене независимо от доводов частной жалобы.
При разрешении вопроса по существу судебная коллегия исходит из следующего.
Судом установлено и следует из материалов дела, что вступившим в законную силу решением Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 января 2029 года по гражданскому делу № 2-2/2020 на Администрацию села Находка возложена обязанность предоставить Марьик Н.Е. благоустроенное жилое помещение в границах села Находка Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее 42,48 кв.м., на состав семьи из двух человек.
26 февраля 2020 года судом на принудительное исполнение решения суда выдан исполнительный лист серии ФС № 010824905.
09 июля 2020 года на основании указанного исполнительного листа Отделом судебных приставов по Тазовскому району УФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу в отношении должника Администрации села Находка возбуждено исполнительное производство № 12595/20/89012-ИП, которое впоследствии было передано для исполнения в МОСП по ОИП УФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу.
Решением Думы Тазовского района от 22 сентября 2020 года № 1-17-17 на основании Конституции Российской Федерации, статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 апреля 2020 года № 39-ЗАО «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования Тазовский район, и создании вновь образованного муниципального образования муниципальный округ Тазовский район Ямало-Ненецкого автономного округа» Администрация Тазовского района определена правопреемником Администрации села Находка.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Согласно статье 52 Федерального закона от 02 октября 2007 года «Об исполнительном производстве» в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга) судебный пристав-исполнитель производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником.
Приведенные положения законодательства, допускают возможность процессуального правопреемства лишь на стадии, когда исполнительное производство не окончено и в части, которой судебный акт не исполнен.
При этом, как разъяснено в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» в случае выбытия взыскателя или должника в исполнительном производстве, возбужденном на основании выданного судом исполнительного документа (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в правоотношениях), вопрос о правопреемстве подлежит разрешению судом (статья 44 Гражданского процессуального кодекса РФ, статья 44 Кодекса административного судопроизводства РФ, статья 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пункт 1 часть 2 статьи 52 Закона об исполнительном производстве).
По вопросу правопреемства в суд могут обратиться: судебный пристав-исполнитель, стороны исполнительного производства, лицо, считающее себя правопреемником выбывшей стороны исполнительного производства.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом сельского поселения, изменение статуса сельского поселения в связи с наделением его статусом городского поселения, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа, изменение статуса муниципального округа в связи с наделением его статусом городского округа, изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом муниципального округа или статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа с внутригородским делением, присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением и выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением.
Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с названным выше федеральным законом.
Частью 10 статьи 85 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 апреля 2020 года № 39-ЗАО «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования Тазовский район, и создании вновь образованного муниципального образования муниципальный округ Тазовский район Ямало-Ненецкого автономного округа» муниципальные образования поселок Тазовский, село Антипаюта, село Газ-Сале, село Гыда, село Находка преобразованы путем их объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований, во вновь образованное муниципальное образование с наименованием муниципальный округ Тазовский район Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - муниципальный округ Тазовский район).
Установлено, что в результате преобразования и со дня вступления в силу указанного закона муниципальные образования поселок Тазовский, село Антипаюта, село Газ-Сале, село Гыда, село Находка и Тазовский район утрачивают статус муниципальных образований.
Муниципальное образование, образованное путем указанного преобразования изменения состава территории муниципального образования Тазовский район, наделяется статусом муниципального округа.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 апреля 2020 года № 39-ЗАО наименование местной администрации (исполнительно-распорядительного органа) муниципального округа Тазовский район - Администрация Тазовского района.
Со дня первого заседания Думы Тазовского района первого созыва прекращаются полномочия представительных органов муниципальных образований поселок Тазовский, село Антипаюта, село Газ-Сале, село Гыда, село Находка и Тазовский район (часть 4 статьи 9 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 апреля 2020 года № 39-ЗАО).
Со дня вступления в должность первого Главы Тазовского района прекращаются полномочия глав муниципальных образований поселок Тазовский, село Антипаюта, село Газ-Сале, село Гыда, село Находка и Тазовский район. Днем вступления в должность первого Главы Тазовского района является день принятия Думой Тазовского района решения о его избрании (часть 5 статьи 9 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 апреля 2020 года № 39-ЗАО).
Со дня формирования Администрации Тазовского района прекращаются полномочия местных администраций (исполнительно-распорядительных органов) муниципальных образований поселок Тазовский, село Антипаюта, село Газ-Сале, село Гыда, село Находка и Тазовский район, за исключением полномочий по исполнению бюджетов муниципальных образований поселок Тазовский, село Антипаюта, село Газ-Сале, село Гыда, село Находка и Тазовский район на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов и осуществлению контроля за их исполнением (часть 6 статьи 9 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 апреля 2020 года № 39-ЗАО).
Полномочия, связанные с внесением изменений в решения о бюджетах муниципальных образований поселок Тазовский, село Антипаюта, село Газ-Сале, село Гыда, село Находка и Тазовский район на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, до дня формирования органов местного самоуправления муниципального округа Тазовский район осуществляют органы местного самоуправления муниципальных образований поселок Тазовский, село Антипаюта, село Газ-Сале, село Гыда, село Находка и Тазовский район.
Со дня формирования органов местного самоуправления муниципального округа Тазовский район полномочия, связанные с внесением изменений в решения о бюджетах муниципальных образований поселок Тазовский, село Антипаюта, село Газ-Сале, село Гыда, село Находка и Тазовский район на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, осуществляют органы местного самоуправления муниципального округа Тазовский район раздельно по каждому указанному поселению и муниципальному образованию Тазовский район в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (часть 7 статьи 9 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 апреля 2020 года № 39-ЗАО).
Статьёй 10 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 апреля 2020 года № 39-ЗАО установлено, что настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых настоящим Законом установлен иной срок вступления в силу. Статьи 4 и 6 настоящего Закона вступают в силу по истечении одного месяца со дня вступления в силу настоящего Закона в случае отсутствия обстоятельств, предусмотренных частью 5 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Со дня вступления в силу настоящего Закона до приведения нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа в соответствие с настоящим Законом муниципальный округ Тазовский район участвует в бюджетных, налоговых, гражданских и иных правоотношениях, органы местного самоуправления муниципального округа Тазовский район решают вопросы местного значения, осуществляют установленные полномочия и права, соблюдают требования и исполняют предписания законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа наравне с городскими округами и органами местного самоуправления городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе, если иное не предусмотрено указанными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Ямало-Ненецкого автономного округа.
На основании статьи 7 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 апреля 2020 года № 39-ЗАО органы местного самоуправления муниципального округа Тазовский район в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания муниципального округа Тазовский район осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
До урегулирования муниципальными правовыми актами муниципального округа Тазовский район вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления, которые на день создания муниципального округа Тазовский район осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, или с их участием, соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы.
Из материалов дела следует, что решением Думы Тазовского района от 20 октября 2020 года № 2-1-23 на должность Главы Тазовского района избран Паршуков В.П.
На основании Постановления от 20 октября 2020 года № 07 Глава муниципального образования село Находка Киржаков Е.Г. прекратил полномочия с 20 октября 2020 года.
Согласно имеющимся в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведениям на официальном сайте ФНС России в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице - Администрация Тазовский район 19 ноября 2020 года внесены изменения на основании Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 апреля 2020 года № 39-ЗАО.
Таким образом, в соответствии с положениями приведенных правовых актов муниципальное образование село Находка утратило статус муниципального образования с даты вступления в силу Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 апреля 2020 года № 39-ЗАО (данный закон был опубликован на официальном сайте Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.yanao.ru, 23 апреля 2020 года), то есть 23 апреля 2020 года (за исключением отдельных положений), полномочия администрации муниципального образования село Находка прекращены с момента формирования органов местного самоуправления муниципального округа Тазовский район и переданы администрации Тазовского района.
При этом как следует из приобщенной в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судом апелляционной инстанции копии решения Думы Тазовского района от 17 февраля 2021 года № 3-12-14 в решение Думы Тазовского района от 22 сентября 2020 года № 1-17-17 «О вопросах правопреемства» внесены изменения, а именно, что в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами правопреемником Администрации муниципального образования село Находка выступает - администрация село Находка Администрации Тазовского района.
В соответствии с пунктом 3 решения Думы Тазовского района от 17 февраля 2021 года № 3-12-14 действие настоящего решения распространяется на правоотношения, возникшие с 22 сентября 2020 года.
Из указанного следует, что в настоящее время Администрация Тазовского района правопреемником Администрации села Находка не является.
Исходя из вышеизложенного, оснований для удовлетворения заявления судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу УФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу Никулиной В.П. у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного руководствуясь статьёй 330, 334 Гражданского процессуального кодекса РФ, судья судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 января 2021 года отменить и разрешить вопрос по существу:
В удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу УФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу Никулиной В.П. о процессуальном правопреемстве по гражданскому делу № 2-2/2020 отказать.
Судья /подпись/ С.П. Гниденко