Решение по делу № 2а-107/2020 от 02.12.2019

Дело № 2а-107/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 января 2020 года г. Иваново

Октябрьский районный суд города Иваново в составе:

председательствующего судьи Гавриловой Е.В.,

при секретаре Кузнецовой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Иваново к Смирновой И. А. о взыскании налога и пени,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Иваново (далее по тексту - ИФНС России по <адрес>, Инспекция) обратилась в суд с указанным административным иском, в котором просит взыскать с административного ответчика транспортный налог в сумме 15 750 рублей за 2015 год; пени по транспортному налогу в сумме 351 рубля 75 копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; налог на имущество физических лиц в сумме 283 рублей за 2015 год; государственную пошлину в установленном порядке.

Заявленные требования обоснованы следующими обстоятельствами.

По данным, представленным органом, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, за Смирновой И.А. зарегистрированы транспортные средстваОСА 194201, государственный регистрационный знак ; Ниссан Мурано, государственный регистрационный знак Кроме того, Смирнова И.А. является собственником квартиры по адресу: <адрес>. В связи с неуплатой налогов, размер которых был исчислен в направленном Смирновой И.А. налоговом уведомлении, в адрес административного ответчика по почте заказным письмом направлено требование об уплате налогов, в котором выставлены пени за неуплату налога в установленный срок,которое также оставлено Смирновой И.А. без исполнения.

В целях принудительного взыскания налога в судебном порядке налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. Определением мирового судьи судебного участка Октябрьского судебного района <адрес> отказано в принятии заявления ИФНС России по <адрес> о выдаче судебного приказа на взыскание со Смирновой И.А. недоимки и пени. Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения Инспекции с иском в суд.

Кроме того, административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи указанного административного искового заявления в суд, в котором указано, что срок на обращение в суд был пропущен по причине отсутствия ресурсов на реализацию процедуры взыскания ввиду невозможности формирования пакета документов для суда в полном объеме, а также большого количества претензионно-искового материала.

В судебное заседание административный истец ИФНС России по <адрес> представителя не направила, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Инспекции (л.д.88).

Административный ответчик Смирнова И.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещалась в порядке, предусмотренном главной 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Суд, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно статье 3 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ).

В силу пункта 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В соответствии с пунктом 2 статьи 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.

Предметом иска, как следует из содержания административного искового заявления, являются транспортный налог за 2015 год в размере 15 750 рублей, пени по транспортному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 351 рубля 75 копеек, а также налог на имущество физических лиц за 2015 год в размере 283 рублей.

В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (статья 357 НК РФ).

Согласно ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст.359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность указанного двигателя, выраженная в лошадиных силах.

На основании пункта 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщицами - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Таким образом, документами, служащими основаниями для расчета транспортного налога, являются сведения, представляемые органами ГИБДД.

В соответствии с п.1 ст.363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно п.1 ст.399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

На основании ст.400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Объекты налогообложения зафиксированы в ст.401 НК РФ, к которым относятся жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с п.1 ст.408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В силу п.1 ст.409 НК РФ налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Статьей 52 НК РФ определено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом; в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента; в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление; налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления; в налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога; налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Как следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Смирнова И.А. является собственником транспортного средства ОСА 194201, государственный регистрационный знак ; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ автомобиль Ниссан Мурано, государственный регистрационный знак был также зарегистрирован на Смирнову И.А.; с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д.54-55, 72-74, 80, 86-87).

ИФНС России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12-13) с указанием суммы недоимки по налогам и сроков ее уплаты, что подтверждается копией налогового уведомления, где имеется расчет и данные об объектах налогообложения, находящихся в собственности административного ответчика, периоде взыскания, что соответствует положениям пункта 3 статьи 363 НК РФ.

В связи с неисполнением обязанности по уплате налога в установленный законом срок в адрес Смирновой И.А. Инспекцией было выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, содержащее указание на необходимость погашения в срок до ДД.ММ.ГГГГ имеющейся задолженности по налогам и пени (л.д.23, 24).

Данное требование в добровольном порядке Смирновой И.А. в срок, указанный в нем не исполнено.

Согласно расчету, представленному Инспекцией, сумма задолженности по транспортному налогу за 2015, налогу на имущество физических лиц за 2015 год является правильной, административным ответчиком не оспорена.

На основании частей 1, 3-4 статьи 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Согласно пункту 6 статьи 75 НК РФ пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46-48 НК РФ.

Поскольку административный ответчик в установленный законодательством о налогах и сборах срок, задолженность по указанному истцом налогу не уплатил, то ему правомерно начислены пени за период просрочки, в частности на недоимку по транспортному налогу за 2015 год в размере 351 рубля 75 копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Суд соглашается с представленным истцом расчетом пени (л.д.20) и принимает его, поскольку он произведен в соответствии с требованиями статьи 75 НК РФ, исходя из действующей ставки рефинансирования, утвержденной Центральным банком РФ, в период просрочки уплаты налога, исходя из суммы недоимки.

Административным ответчиком данный расчет не оспорен, иного расчета суду не представлено.

Обстоятельств, освобождающих от начисления пени, предусмотренных частями 3 и 8 статьи 75 НК РФ, у суда не имеется.

Проверяя соблюдение налоговым органом срока на обращение в суд с административным исковым заявлением, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, страховых взносов, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

При этом абзацем 1 части 3 указанной статьи предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет, в том числе, соблюден ли срок обращения в суд (часть 6 статьи 289 КАС РФ).

В соответствии с абзацем 2 части 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, при исследовании вопроса о праве административного истца на обращение в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимо учитывать факт первоначального обращения налогового органа к мировому судье за вынесением судебного приказа о принудительном взыскании задолженности по вышеуказанным требованиям Инспекции и последующей отмены судебного приказа по заявлению должника.

Из материалов дела следует, что в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) содержится указание на необходимость погашения имеющейся задолженности по транспортному налогу в сумме 15 750 рублей, по налогу на имущество в сумме 283 рублей, а также пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 351 рубля 75 копеек в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Соответственно, с учетом приведенных положений закона, за принудительным взысканием суммы задолженности по налогам и пени Инспекция должна была обратиться не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела следует, что заявление о вынесении судебного приказа поступило в адрес мирового судьи судебного участка Октябрьского судебного района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д.65). Согласно штампу на конверте заявление ИФНС России по <адрес> о вынесении судебного приказа направлено в адрес мирового судьи судебного участка Октябрьского судебного района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д.67).

Определением мирового судьи судебного участка Октябрьского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отказано в принятии заявления ИФНС России по <адрес> о выдаче судебного приказа на взыскание со Смирновой И.А. недоимки и пени (л.д.9, 68).

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -О-О).

ИФНС России по <адрес> представила в суд заявление о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления о выдаче судебного приказа, мотивированное отсутствием у Инспекции ресурсов на реализацию процедуры взыскания в полном объеме в связи с оформлением большого объема претензионно-искового материала к налогоплательщикам, не уплачивающим налоги в установленные законодательством РФ сроки.

Изучив доводы административного истца, изложенные в представленном заявлении о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления, суд полагает, что наличие большого объема претензионно-искового материала и отсутствие необходимых ресурсов не могут свидетельствовать об уважительности причин пропуска налоговым органом установленного законом шестимесячного срока.

Делая подобный вывод, суд исходит из значительного периода пропуска процессуального срока (более одного года), установленного для реализации механизма принудительного взыскания налога. Указанные обстоятельства свидетельствуют об утрате Инспекцией права на принудительное взыскание недоимки по транспортному налогу и пени.

Каких-либо иных убедительных доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска установленного законом срока обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, не предъявлено, обоснованных пояснений в указанной части представителем административного истца не дано.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска (часть 5 статьи 180 КАС РФ).

При таких обстоятельствах, учитывая, что на дату обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание суммы налога и пени в связи с пропуском установленного шестимесячного срока, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления Инспекции.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Иваново к Смирновой И. А. о взыскании налога и пени отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Гаврилова Е.В.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2а-107/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ИФНС России по г. Иваново
Ответчики
Смирнова Ирина Александровна
Суд
Октябрьский районный суд г. Иваново
Судья
Гаврилова Екатерина Владимировна
Дело на странице суда
oktyabrsky.iwn.sudrf.ru
02.12.2019Регистрация административного искового заявления
03.12.2019Передача материалов судье
04.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
04.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.12.2019Судебное заседание
20.12.2019Судебное заседание
18.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2020Дело оформлено
23.03.2020Дело передано в архив
15.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее