Решение по делу № 11-68/2017 от 16.03.2017

Мировой судья Белозор С.Ф. А-11-68(2017)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«30» марта 2017 года г.Брянск

Апелляционная инстанция Советского районного суда г.Брянска в составе:

председательствующего Стольниковой А.Г.

при секретаре Комарове К.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Брайко М.В. на решение мирового судьи судебного участка №14 Советского судебного района города Брянска от 24 января 2017 года по гражданскому делу по иску Брайко М.В. к ФКУ «Военный комиссариат Брянской области» о возмещении расходов на погребение,

УСТАНОВИЛА:

Истец Брайко М.В. обратилась к мировому судье с иском к ФКУ «Военный комиссариат Брянской области» о возмещении расходов на погребение, ссылаясь на то, что она обратилась в Военный комиссариат Брянской области о выплате затраченных ею денежных средств на погребение её матери - М., умершей <дата>, которая являлась несовершеннолетним узником на основании удостоверения серии №... от <дата>. Военным комиссариатом Брянской области Брайко М.В. было отказано в удовлетворении ее требований, с указанием на то, что данной категории лиц возмещение расходов на ритуально-похоронные услуги, изготовление и установку надгробного памятника, в соответствии с действующим законодательством, не предусмотрено. Ссылаясь на положения ст. 24 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122 и п.5 ст. 11 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», истец просила мирового судью взыскать с ответчика затраты на ритуальные услуги в размере <...>, а также расходы на оплату государственной пошлины, понесенные в связи с подачей в суд иска.

Решением мирового судьи судебного участка №14 Советского судебного района города Брянска от 24.01.2017 года в удовлетворении исковых требований Брайко М.В. к ФКУ «Военный комиссариат Брянской области» о возмещении расходов на погребение было отказано.

Не согласившись с указанным решением мирового судьи, Брайко М.В. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение мирового судьи от 24.01.2017 года отменить, принять по делу новое решение. Апеллянт указывает, что мировым судьей неправильно применены нормы материального права. Вывод суда о том, что положения действующего законодательства Российской Федерации о возмещении расходов, понесенных на погребение, за счет федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, на бывших несовершеннолетних узников фашизма не распространяется основан на неправильном истолковании закона. Действующим законодательством Российской Федерации бывшие несовершеннолетние узники приравнены к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны по предоставлению ежемесячных денежных выплат, мер социальной поддержки и льгот, установленных для инвалидов и участников Великой Отечественной войны.

На апелляционную жалобу Брайко М.В. поданы письменные возражения, в которых военный комиссар Брянской области просит апелляционную инстанцию решение мирового судьи от 24.01.2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Военный комиссар в возражениях указывает, что приравнивание несовершеннолетних узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны не является основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку гарантии оказания ритуальных услуг не относятся к льготам и мерам социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны.

В суд апелляционной инстанции истец не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения судом дела извещена надлежащим образом, причина неявки суду не известна.

Представитель ответчика по доверенности Киселева Л.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу, просила суд апелляционной инстанции оставить решение мирового судьи без изменения, а апелляционную жалобу Брайко М.В. – без удовлетворения. Также пояснила, что несовершеннолетние узники при жизни получают ежемесячную денежную выплату, льготы на оплату коммунальных услуг, протезирование, но не увековечивание памяти. Указанные категории приравнены по материально-бытовому обеспечению, но это только льготы, которые они получают при жизни.

В порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие истца, извещенного о дне судебного заседания и не сообщившего о причинах неявки.

В силу ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность решения, соглашается с выводами мирового судьи и постановленным по делу решением.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, М., <дата> рождения имела статус бывшего несовершеннолетнего узника концлагерей, подтвержденный удостоверением №... от <дата>. <дата> М. умерла.

Брайко М.В., являясь дочерью М., понесла расходы на оплату ритуальных услуг, связанных с погребением умершей матери.

Брайко М.В. обратилась с заявлением в Военный комиссариат Брянской области с заявлением о выплате компенсации расходов на погребение.

Письмом от 26.02.2016 года №5/57 Военный комиссариат Брянской области отказал Брайко М.В. в выплате компенсации расходов на погребение матери М. с указанием, что данной категории лиц возмещение расходов на ритуально-похоронные услуги, изготовление и установку надгробного памятника в соответствии с действующим законодательством, не предусмотрено.

Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 предусмотрено, что бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих (пункт 1 данного Указа).

Согласно п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

В соответствии с п. 5 утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 7 июля 1999 года N 20 разъяснения "О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам - инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Поскольку с выходом Федерального закона "О ветеранах" для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно статьями 14 и 15 названного Закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы.Таким образом, бывшие несовершеннолетние узники фашизма имеют право на льготы и меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.

В ст. 1 Федерального закона N 5-ФЗ "О ветеранах", который определяет правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, предусмотрены категории ветеранов, включая ветеранов Великой Отечественной войны, на которых распространяется действие данного Закона.

Статьями 2 и 4 этого же закона определен круг лиц, относящихся соответственно к категории ветеранов Великой Отечественной войны и инвалидов Великой Отечественной войны.

В ст. 13 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) установлена система мер социальной поддержки ветеранов, включающая в себя пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

Перечень мер социальной поддержки, предоставляемых инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, установлен соответственно статьями 14 и 15 Федерального закона "О ветеранах" и включает различные льготы материально-бытового характера, в частности льготы по пенсионному обеспечению, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, обеспечение протезами и протезно-ортопедическими изделиями, внеочередную установку квартирного телефона, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередной прием в организации социального обслуживания.

Вместе с тем указанные нормы Федерального закона "О ветеранах" не определяют в качестве меры социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны возмещение расходов, связанных с погребением, изготовлением и установкой надгробных памятников.

Вопросы, касающиеся оказания ритуальных услуг, регулируются пунктами 1, 2 ст. 24 Федерального закона "О ветеранах".

Согласно данной норме закона, погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (пункты 1, 2 ст. 24 данного закона).

В соответствии с п. 5 ст. 11 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.

Приведенными нормативными положениями установлен особый порядок погребения погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны, а также иных категорий ветеранов с учетом заслуг этих лиц по защите Отечества и безупречной военной службы. При этом в перечень лиц, на которых распространяется особый порядок погребения, включающий возмещение расходов на изготовление и установку надгробного памятника, такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашизма, не включена.

В то же время при погребении умерших бывших несовершеннолетних узников фашизма применяются положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", устанавливающие гарантированный перечень услуг по погребению умерших и социальное пособие на погребение.

Таким образом, объем льгот по материально-бытовому обеспечению бывших несовершеннолетних узников фашизма, предоставляемый в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 и п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, определен статьями 14, 15 Федерального закона "О ветеранах".

Этими статьями не предусмотрена мера социальной поддержки в виде возмещения расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробных памятников, а положения статьи 24 Федерального закона "О ветеранах" и п. 5 ст. 11 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", предусматривающие гарантии оказания ритуальных услуг лицам, названным в данных нормах, не содержат указаний о распространении их действия на бывших несовершеннолетних узников фашизма.

Из изложенного также следует, что гарантии оказания ритуальных услуг, предусмотренные ст. 24 Федерального закона "О ветеранах", п. 5 ст. 11 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", не относятся к льготам и мерам социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны, в связи с чем право на возмещение за счет средств федеральных органов исполнительной власти расходов, понесенных в связи с погребением, изготовлением и установкой надгробных памятников, на лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение бывших несовершеннолетних узников фашизма, не распространяется.

Приведенные выше обстоятельства были учтены судом первой инстанции при разрешении спора, судом всесторонне и объективно исследованы все фактические обстоятельства дела, верно применены нормы материального и процессуального права и вынесено законное решение.

Руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение мирового судьи судебного участка №14 Советского судебного района города Брянска от 24 января 2017 года по гражданскому делу по иску Брайко М.В. к ФКУ «Военный комиссариат Брянской области» о возмещении расходов на погребение оставить без изменения, апелляционную жалобу Брайко М.В. – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий А.Г. Стольникова

11-68/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Оставлено без изменения
Истцы
Брайко М.В.
Ответчики
ФКУ Военный комиссариат Брянской области
Суд
Советский районный суд г. Брянск
Дело на странице суда
sovetsky.brj.sudrf.ru
16.03.2017Регистрация поступившей жалобы (представления)
17.03.2017Передача материалов дела судье
17.03.2017Вынесено определение о назначении судебного заседания
30.03.2017Судебное заседание
30.03.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.04.2017Дело оформлено
20.04.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.04.2017Дело отправлено мировому судье
30.03.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее