91 RS0№-53
Дело №а-938/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25.05.2021 года <адрес>
Евпаторийский городской суд Республики Крым в составе
председательствующего судьи -Вильхового И.Н.,
при секретаре -ФИО9
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО7 к государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО1 о признании решения незаконным и его отмене,
УСТАНОВИЛ:
ФИО7 обратилась в суд с административным иском к государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО1 о признании решения незаконным и его отмене.
Исковые требования обоснованы тем, что ФИО7 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 600 кв. м. по адресу: <адрес>, Суворовский сельский совет, на территории СТ «Таврида», №, 302., с 14.03.2018г. состоящий на кадастровом учете в ЕГРН, как ранее учтенный, под кадастровым номером 90:11:211101:328 и особой отметкой: границы не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Участок расположен в пределах внешних границ и граничит, в том числе, с земельным участком кадастровый №, составляющим территорию Садоводческого товарищества «Таврида» (с 2014 года Садоводческого потребительского кооператива «Таврида» сегодня ТСН) (далее СТ и СПК «Таврида»), объединяющую земли общего пользования и земельные участки, находящиеся в собственности или фактическом пользований членов СПК, образованные или подлежащие образованию в установленном законом порядке. Участок ТСН «Таврида» находится в государственной собственности Республики Крым и предоставлен СТ «Таврида» в бессрочное пользование.
01.17.2019г. в отношении земельного участка с кадастровым номером 90:18:000000:64 постановлением администрации <адрес> Республики Крым за № был утвержден и в установленном порядке опубликован на официальном сайте <адрес> (sakirs.ru) проект межевания территории СПК «Таврида» (далее - Проект), членом которого ФИО7 является с 1998 года. Проектом уточнены характеристики границ и плошали земельного участка территории СПК «Таврида» и установлены границы земельных участков, подлежащих образованию из земельного участка территории СПК «Таврида», сокращена площадь земельного участка территории СПК «Таврида» с 163700 м2 до 150349 м2, на величину совокупной площади ранее учтенных земельных участков, равной 13349±2м2. Проектом сформированы границы на 15 ранее учтенных земельных участков, находящихся на территории СПК «Таврида», для последующего внесения в ЕГРН, в том числе и на принадлежащий участок ФИО7 с кадастровым номером 90:11:211101:328.
29.08.2020г. ФИО7 обратилась через МФЦ к ответчику с заявлением о кадастровом учете в ЕГРН сведений о местоположении границ своего участка и представила межевой план, подготовленный кадастровым инженером на основе данных Проекта, предварительно совместно с кадастровым инженером выполнив процедуру дополнительного согласования границ своего участка со всеми заинтересованными лицами под влиянием впоследствии недостоверной информации об отмене Проекта.
31.08.2020г. ФИО7 получила уведомление ответчика от 31.08.2020г. № о приостановлении процедуры кадастрового учета по её заявлению.
Ответчик сослался на несоответствие местоположения характерных точек границ земельного участка № в представленном мной межевом плане аналогичным сведениям, содержащимся в межевом плане, определявшем местоположение границ данного участка при его формировании.
Согласно уведомления ответчика от 31.08.2020г. №, список пересечений границ участком ФИО7 достигает 59 участков которые перечислены в уведомлении и которые именуются ответчиком «уточняемыми», в отношении каждого из которых ФИО7 должна была подписать отдельный акт согласования границ, вместо представленного единого акта со всеми заинтересованными лицами. Из уведомления не следует каким образом было установлено, что земельный участок ФИО7 площадью 600 кв.м. пересекает границы всех 59 участков одновременно.
ФИО7 считает уведомление от 31.08.2020г. № и последующее решение об оставлении без рассмотрения заявления о кадастровом учете сведений о местоположении границ земельного участка, выраженное в уведомлении от 08.01.2021Я№, не законными и не обоснованными, поскольку все документы и материалы необходимые для государственного кадастрового учета ей были представлены в полном объеме в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Истец считает, что решение ответчика о возврате документов противоречит ч:1,2,4 ст.29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
По мнению истца, выводы ответчика о недостатках представленного межевого плана относительно описания земельного участка №, указанных в уведомлении от 31.08.2020г. №, а также о допущенном в межевом плане о допущенном в межевом плане пересечении участком № границ земельных участков, перечисленных в уведомлении от 31.08.2020г. №, а также об обязательном согласований границ участка № противоречат ч. 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ, судебной практике, материалам Проекта и сведениям ЕГРН о земельном участке 90:18:000000:64, и являются не состоятельными.
Органы местного самоуправления муниципального района, поселения, городского округа (глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округу утверждают документацию по планировке территории в границах муниципального района, поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 3.2, 4.1, 4.2 статьи 45 ГрК РФ (часть 4, 5 статьи 45, часть 13 статьи 46 ГрК РФ). Согласно ч.4 ст.41 Градостроительного кодекса РФ видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории. Проект планировки территории и проект межевания территории подлежат обязательному опубликованию, что предусмотрено частью 16 статьи 45 ГрК РФ. На основании ч.4 ст.23 Закона о садоводстве документация по планировке территории, подготовленная в отношении территории садоводства или огородничества, до ее утверждения должна быть одобрена решением общего собрания членов товарищества. Согласно выписки из протокола № общим собранием членов СПК «Таврида» от 16.12.2018г. был одобрен Проект, при обсуждении которого в период с 09.12.2018г. по 16.12.2018г. происходило согласование границ и площади участков в пределах территории СПК садоводами/членами кооператива совместно с кадастровыми инженерами. В соответствии с п.2 Дорожной карты № оформления земельных участков садовых товариществ, Проект прошел согласование с органами архитектуры района, ГУП РК «Вода Крыма», Крымгазсети, Крымэнерго.
Согласно п.5.5 СП 11-106-97 утвержденная градостроительная документация территории садоводческого (дачного) объединения является – обязательной для исполнения всеми участниками организации и ведения садового и дачного хозяйства. Таким образом истец делает вывод, что проект Планировки и утвержденный проект межевания территории обладают статусом нормативного правового акта.
Ссылаясь на Определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ18-8, истец указывает, что в случаях когда в отношении территории разработан и утвержден проект межевания, все существующие и образуемые земельные участки должны соответствовать данному проекту.
Материалы по обоснованию проекта межевания территории включают в себя чертежи, на которых отображаются границы существующих земельных участков (п. 1 ч. 7 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ).
Проектом определены внешний и внутренний контуры границ территории земельного участка СПК «Таврида» КН 90:18:000000:64. дано их графическое и текстовое описание, уточнена и сокращена площадь земельного участка СПК «Таврида» КН 90:18:000000:64 с 163700 м2 до 150349 м2 на величину совокупной площади ранее учтенных земельных участков в составе территории СПК «Таврида» согласно пп. 1.2.1.6 п.1 «Пояснительная записка», п.2 «Ситуационная схема размещения территории межевания», п.З «План межевания территории».
По данным Проекта земельный участок ФИО7 КН 90:11:211101:328 имеет общие (смежные) части границ с земельным участком №ЗУ1 - проезд общего пользования <адрес> стороны; №б, 302 доп. с Южной стороны; №, 288а и №б, 289 (КН 90:11:211101:604) с Западной стороны; №, 301 (КН 90:11:211101:429) с Северной стороны (адресная нумерация, принятая в СПК «Таврида»), о кадастровом учете которых ФИО7 29.08.2020г. было подано заявление ответчику со ссылкой на Проект и приложением каталога координат в составе материалов межевого плана.
Остальные 57 участков, перечисленных в уведомлении от 31.08.2020г. №, вообще не являются смежными не только по отношению к моему участку, но даже по отношению к друг другу, а некоторые из них, как, например, участки № с КН 90:11:211101:90, № КН 90:11:211101:155, № КН 90:11:211101:157, № КН 90:11:211101:158, №А КН 90:11:000000:4793, № КН 90:11:211101:578, № КН 90:11:21110Н572, фактически находятся на расстоянии более полкилометра от местоположения границ участка истца.
Истец считает вывод ответчика о пересечении границ смежных земельных участков участком КН 90:11:211101:328, являющимся объектом кадастровых работ, сделан без учета сведений Проекта, поскольку Проектом пересечения границ с перечисленными в уведомлении Ответчика от 31.08.2020г. № участками не допущены, а в представленном для кадастрового учета межевом плане были полностью воспроизведены данные Проекта о границах участка истца и смежных участков без изъятий и изменений.
Истец указывает, что решение ответчика об оставлении заявления истца о кадастровом учете границ земельного участка, выраженное в уведомлении от 08.01.2021г. №, воспрепятствовало ему в конкретизации объема прав на указанный земельный участок в соответствии с действующим земельным законодательством, в связи с чем законных оснований для отказа в удовлетворении заявления у ответчика не имелось.
На основании изложенного истец просит суд признать неправомерным и отменить решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об оставлении без рассмотрения заявления о кадастровом учете границ земельного участка с кадастровым №, выраженное в уведомлении от 08.01.2021г. №. Возложить на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО7 о кадастровом учете границ земельного участка кадастровый №. Взыскать с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу ФИО7 сумму судебных расходов в составе оплаченной государственной пошлины в размере 300 руб. и расходов на нотариальное оформление доверенности представителя в размере 2 300 руб.
Административный истец, административные ответчики в судебное заседание не явились о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом причины неявки суду не известны. Согласно административного искового заявления истец просила рассмотреть дело в её отсутствие.
На основании ст. 150 КАС РФ, суд определил рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, в отсутствие сторон.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ представленные доказательства, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению, учитывая следующее.
Согласно ст. 62. КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В соответствии со ст. 218 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии сп. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными законами.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что ФИО7 на праве собственности принадлежит земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, Суворовский сельсовет, СТ «Таврида», №б, 302, площадью 600 кв.м., кадастровый №, граница земельного участка не установлена в соответствии требованиями земельного законодательства, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 25.03.2019г.
Указанный земельный участок с кадастровым номером 90:11:211101:328, расположен в пределах внешних земельного участка, кадастровый №, составляющим территорию Садоводческого товарищества «Таврида» и находится в государственной собственности Республики Крым и предоставлен СТ «Таврида» в бессрочное пользование.
Согласно выписки из протокола № внеочередного заочного общего собрания членов СПК «Таврида» от 16.12.2018г, решено утвердить проект межевания территории в отношении земельного участка с кадастровым номером 90:18:000000:64, расположенного по адресу: <адрес>, Суворовский сельсовет, СТ «Таврида», кадастровый квартал 90:11:000000 (СПК Таврида).
Постановлением администрации <адрес> Республики Крым № от 01.07.2019г. в отношении земельного участка с кадастровым номером 90:18:000000:64 был утвержден и в установленном порядке опубликован на официальном сайте <адрес> (sakirs.ru) проект межевания территории СПК «Таврида». Проектом уточнены характеристики границ и плошали земельного участка территории СПК «Таврида» и установлены границы земельных участков, подлежащих образованию из земельного участка территории СПК «Таврида», сокращена площадь земельного участка территории СПК «Таврида» с 163700 м2 до 150349 м2, на величину совокупной площади ранее учтенных земельных участков, равной 13349±2м2. Проект межевания территории выполнен в масштабе 1:1000 и представлен в графических материалах. В границах товарищества находится 9 участков (площадью 5451 кв.м.), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости с координатами границ. Проэктом сформированы границы на 15 ранее учтенных земельных участка, в том числе и на принадлежащий участок ФИО7 с кадастровым номером 90:11:211101:328, которые внесены в ГКН без координат границ (общая площадь 7898 кв.м.).
Согласно ответа администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО7 сообщено, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> Республики Крым в государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым был направлен утвержденный проект межевания СПК «Таврида», расположенного на территории Суворовского сельского поселения для дальнейшего учета в работе. Из ответа государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ следует, что направленные материалы проекта межевания рассмотрены и принятии к сведению.
29.08.2020г. ФИО7 через МФЦ обратилась в государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о кадастровом учете в ЕГРН сведений о местоположении границ своего участка, представила межевой план подготовленный кадастровым инженером на основе данных проекта, с предоставлением информации о проведении процедуре дополнительного согласования границ своего участка со всеми заинтересованными лицами, что подтверждается актом согласования местоположения границ земельного участка, извещением о проведении собрания о согласовании месторасположения границы земельного участка, опубликованного в средстве массовой информации «Сакская газета» от ДД.ММ.ГГГГ № (11082).
31.08.2020г. ФИО7 через МФЦ получила уведомление ответчика от 31.08.2020г. № о приостановлении процедуры кадастрового учета по её заявлению.
Согласно уведомления государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 31.08.2020г. №, осуществлена проверка сведений об объекте недвижимости и содержащих их документов, проведенная в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в результате которой установлено следующее: В соответствий с пунктом 7, 20 части 1 статьи 26 Закона о регистрации имеются основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учёта земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, Суворовский сельский совет, на территории СТ "Таврида", №б, 302, форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, а именно: Межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым Номером 90:11:211101:328 представленный с заявлением о государственном кадастровом учете № электронного документа на электронном носителе, не соответствует требованиям, установленным Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - Требования), а именно.
В соответствии с частью 10 статьи 22 Закона о регистрации и на основании пункта 70 Требований, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется Исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В представленном Межевом плане местоположение характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 90:18:000000:64, не соответствуют аналогичным сведениям, содержащимся в таком документе, ранее сформированном и определяющем местоположение границ земельного участка при его формировании.
Согласно части 3 статьи 22 Закона о регистрации, в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой План должен содержать сведения о проведении такого согласования. Пунктом 82 Требований предусмотрено, в случае если межевой план оформляется в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка (земельных участков) или в результате кадастровых работ по образованию земельных участков уточнено местоположение границ смежных земельных участков, на обороте Чертежа оформляется Акт согласования местоположения границ земельного участка.
В соответствии с п. 82 Требований, в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границ нескольких смежных земельных участков количество Актов согласования, должно соответствовать количеству уточняемых земельных участков.
В соответствии с Пунктом 20 Части 1 статьи 26 Закона о регистрации, границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, имеются основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета земельного участка. При Проведении пространственного анализа Межевого плана, представленного с заявлением № и кадастровым номером 90:11:211101:328 выявлено, что в результате загрузки координат уточняемый земельный участок пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами 90:11:211101:577, 90:11:211101:156, 90:11:211101:576, 90:11:211101:591, 90:11:211101:559, 90:11:211101:602, 90:11:211101:157, 90:11:211101^72, 90:11:211101:599, 90:11:211101:588, 90:11:211101:90, 90:11:211101:584, 90:11:211101:555, 90:11:211101:593, 90:11:211101:583, 90:11:211101:600, 90:11:211101:151, 90:11:211101:582, 90:11:211101:587, 90:11:211101:563, 90:11:211101:155, 90:11:211101:575, 90:11:211101:579, 90:11:211101:574, 90:11:211101:603, 90:11:211101:580, 90:11:211101:557, 90:11:211101:556, 90:11:211101:78, 90:11:211101:562, 90:11:211101:571, 90:11:211101:578, 90:11:211101:581, 90:11:211101:586, 90:11:211101:610, 90:11:000000:4793, 90:11:211101:585, 90:11:211101:592, 90:11:211101:569, 90:11:211101:154, 90:11:211101:158, 90:11:211101:564, 90:11:211101:573, 90:11:211101:561, 90:11:211101:567, 90:11:211101:570, 90:11:211101:601, 90:11:211101:590, 90:11:211101:568, 90:11:211101:604, 90:11:211101:121 и: ЗУ1 (№, кадастровый инженер Ковалёва Анна ФИО6), 90:18:000000:64:ЗУ22 (№, кадастровый инженер ФИО2), 90:18:000000:64:ЗУ1 (№, кадастровый инженер ФИО3), 90:11:210101:3848(№, кадастровый инженер ФИО4), 90:18:000000:64:ЗУ26(№, кадастровый инженер ФИО2), 90:18:000000:64:ЗУ1 (№, кадастровый инженер ФИО5), 90:18:000000:64:ЗУ1(№, кадастровый инженер ФИО6), 90:18;000000:64:ЗУ1 (№, кадастровый инженер ФИО6), 90:18:000000:64:ЗУ1 (№, кадастровый инженер ФИО6), 90:18:000000:64:ЗУ1(№, кадастровый инженер ФИО3), 90:11:210101:3848(№, кадастровый инженер ФИО4), ЗУ1 (№, кадастровый инженер Ковалёва Анна ФИО6),
90:18:000000:64:ЗУ22(№, кадастровый инженер ФИО2), 90:18:000000:64:ЗУ1(№, кадастровый инженер ФИО6), 90:18:000000:64:ЗУ1 (№, кадастровый инженер ФИО5),
90:18:000000:64:ЗУ26(№, кадастровый инженер ФИО2), 90:18:000000:64:ЗУ1 (№, кадастровый инженер ФИО6).
В соответствии с пунктом 7, 20 части 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» принято решение приостановить осуществление государственного кадастрового учета.
Решением государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 28.12. 2020г. №, ФИО7 отказано в учете изменений объекта недвижимости в соответствии со ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с ч.10 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется Исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»,в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой План должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В силу части 1 статьи 43 Закона N 218-ФЗ, под уточнением границ земельного участка понимается государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, который осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании Закона N 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
В случае, если границы (части границ) образуемого земельного участка являются общими с границами (частями границ) смежных земельных участков, сведения ЕГРН о которых не соответствуют установленным на основании Закона N 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков, в том числе при отсутствии в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ таких смежных земельных участков, местоположение таких границ (частей границ) в силу части 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ подлежит обязательному согласованию.
Пунктами 77, 78, 82 и 85 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 921 (далее - Требования), предусмотрено следующее: чертеж земельных участков и их частей (далее - Чертеж) составляется таким образом, чтобы в поле его изображения отображались все образуемые и (или) уточняемые земельные участки, а также части земельных участков; на Чертеже отображаются местоположение существующих, новых и прекращающих существование характерных точек границ, а также частей границ земельных участков, частей земельных участков; обозначения земельных участков, частей земельных участков и характерных точек границ; в случае если межевой план оформляется в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка (земельных участков) или в результате кадастровых работ по образованию земельных участков уточнено местоположение границ смежных земельных участков, на обороте Чертежа оформляется акт согласования местоположения границ земельного участка (далее - Акт согласования); в Акт согласования включаются также сведения о заинтересованном лице, являющемся правообладателем (приобретателем прав) земельного участка, в отношении которого в результате кадастровых работ оформляется Акт согласования.
Таким образом, в случае выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельных участков: на Чертеже отображаются образуемые земельные участки и элементы их границ, а также при наличии - сведения о смежных земельных участках в объеме сведений ЕГРН, отображаемых на Чертеже (обозначение смежного земельного участка в соответствии с пунктом 79 Требований, при наличии в ЕГРН сведений о границах смежного земельного участка - местоположение его границ в соответствии с Приложением к Требованиям к подготовке межевого плана); в межевой план включается Акт согласования образуемого земельного участка.
Таким образом, ввиду того, что согласование местоположения общих частей границ образуемого и смежного с ним земельного участка является обязательным, Акт согласования оформляется в отношении образуемого земельного участка и его наличие (включение в межевой план) не зависит от наличия или отсутствия раздела "Сведения об уточняемых земельных участках" в отношении такого смежного земельного участка.
В соответствии с п.1 ч. 20 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости, а также случаев, предусмотренных пунктом 20.1 настоящей части и частями 1 и 2 статьи 60.2 настоящего Федерального закона).
Поскольку судом было установлено, что ФИО7 при обращении в государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о кадастровом учете в ЕГРН сведений о местоположении границ принадлежащего ей земельного участка, представила межевой план подготовленный кадастровым инженером на основе данных проекта межевания территории СПК «Таврида» (кад.№), предоставила информацию о проведении процедуры дополнительного согласования границ своего участка со всеми заинтересованными лицами, что подтверждается актом согласования местоположения границ земельного участка, извещением о проведении собрания о согласовании месторасположения границы земельного участка, опубликованного в средстве массовой информации «Сакская газета» от ДД.ММ.ГГГГ № (11082), а доводы ответчика о том, что в представленном истцом межевом плане месторасположение характерных точек границ земельного участка СПК «Таврида» КН 90:18:000000:64 не соответствует сведениям содержащимся в ранее сформированном документе, а также о пересечении уточняемым земельным участочком, КН 90:11:211101:328, границ 59 земельных участков, не нашли своего подтверждения, суд находит выводы решения о приостановлении регистрации от ДД.ММ.ГГГГ и отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, необоснованными поскольку они основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судом при рассмотрении настоящего дела.
Как установлено в п.2 ст.227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В связи с изложенным требования о признании незаконным и отмене решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об оставлении без рассмотрения заявления ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ о государственном кадастровом учете границ земельного участка с кадастровым №, выраженное в уведомлении от 08.01.2021г. №, полежат удовлетворению.
В силу ст. 227 ч. 3 п. 1 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом.
Учитывая установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований о возложении обязанности на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым повторно рассмотреть заявление ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ о государственном кадастровом учете границ земельного участка с кадастровым №.
Согласно статье 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороне в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса, таким образом с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу ФИО7 подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины размере 300 рублей.
Что касается исковых требований ФИО7 о взыскании с ответчика расходов связанных с оформлением нотариальной доверенности на представление ее интересов в суде в размере 2300 рублей, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении данных требований, поскольку нотариальная доверенность серии <адрес>6 от 31.03.2021г. носит общий характер и не выдана для участия в конкретном деле.
Руководствуясь ст.ст. 174-179 КАС РФ, суд-
Р Е Ш И Л :
Исковые ФИО7 к государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО1 о признании решения незаконным и его отмене- удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об оставлении без рассмотрения заявления ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ о государственном кадастровом учете границ земельного участка с кадастровым №, выраженное в уведомлении от 08.01.2021г. №.
Возложить обязанность на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым повторно рассмотреть заявление ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ о государственном кадастровом учете границ земельного участка с кадастровым №
Взыскать с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу ФИО7 судебные расходы связанные с оплатой государственной пошлины в размере 300 рублей.
В удовлетворении исковых требований ФИО7 о взыскании с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым расходов связанных с оформлением нотариальной доверенности, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Евпаторийский городской суд Республики Крым.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.Н. Вильховый