Дело № 2а-2732/2020
25RS0002-01-2020-004259-41
Мотивированное решение
изготовлено 31.07.2020г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июля 2020 года г. Владивосток, ул. Адм. Фокина, 23а
Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи О.О.Ясинской, при секретаре В.В.Севостьяновой, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Полозова Валерия Михайловича к управлению муниципальной собственности г.Владивостока об оспаривании решения, возложении обязанности,
установил:
Полозов В.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению муниципальной собственности (далее по тесту – УМС) г. Владивостока, в котором указал, что он дата обратился в УМС г.Владивостока с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка с кадастровым номером № площадью 1002 кв.м. в целях дальнейшей эксплуатации капитального гаража и подпорной стены, расположенных по адресу: <адрес>. Письмом от дата УМС г.Владивостока отказало ему в предоставлении вышеуказанного земельного участка по причине наличия задолженности по оплате аренды по договору аренды от дата № в размере 445826,31 рублей, указав, что вопрос о предоставлении земельного участка в собственность будет рассмотрен после перечисления арендной платы и пени по договору аренды. В феврале 2020 года арендная плата была оплачена в полном объеме. В связи с чем, Полозов В.М. повторно обратился в УМС г.Владивостока с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в собственность. Уведомлением в письме №у от дата. административный ответчик отказал в предоставлении вышеуказанного земельного участка по причине не представления сведений, обосновывающих соразмерность площади испрашиваемого земельного участка площади расположенного на нем объекта недвижимости со ссылкой на Постановления Президиума ВАС РФ от дата и от дата. С указанным ответом не согласен, полагает, что оснований для отказа в предоставлении спорного земельного участка у УМС г.Владивостока не имелось, поскольку Полозов В.М является арендатором земельного участка, на котором расположено два объекта недвижимости, находящиеся в его собственности, в связи с чем, руководствуясь п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ он обладает исключительным правом на приобретение земельного участка в собственность. Указал, что подпорную стену длинной 72м и высотой 8м требуется ежегодно осматривать на целостность несущих конструкций в весенний период на предмет разрушений после зимнего пучения грунтов и производить ремонтно-восстановительные работы. Согласно СНиП 12-01-2004 заявителем разработана проектная документация 19-916-ПОС, где подтверждается невозможность проведения ремонтно-восстановительных работ без использования прилегающей территории к подпорной стене, поскольку для работ с подпорной стеной высотой 8м требуется специальная строительная техника - автокран с рабочим радиусом подъема груза не менее 10м. Испрашиваемая заявителем площадь земельного участка - 1002 кв.м. необходима для использования объекта недвижимого имущества - капитального гаража и подпорной стены, поскольку Полозов В.М. планирует строительство вспомогательных объектов недвижимого имущества, в целях организации более эффективной эксплуатации принадлежащих ему объектов недвижимого имущества. При возведении вспомогательного объекта застройщик не обязан получать разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию. Право собственности на объекты вспомогательного назначения регистрируется в упрощенном порядке на основании декларации, которая подтверждает создание таких объектов и содержит их техническое описание. Просит признать незаконным решение УМС г.Владивостока, содержащегося в письме от дата №у, об отказе в предоставлении в собственность заявителя земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1002 кв.м. в целях дальнейшей эксплуатации капитального гаража и подпорной стены, расположенных по адресу: <адрес> обязать УМС г.Владивостока подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №
В судебное заседание административный истец Полозов В.М. не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика УМС г. Владивостока ФИО5 против удовлетворения требований возражал, представил письменный отзыв, из которого следует, что процент застройки земельного участка с кадастровым номером № площадью 1002 кв.м. составляет менее 2%. Административным истцом не предоставлено доказательств соразмерности площади испрашиваемого земельного участка площади расположенного на нем объекта недвижимости.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении дела административный ответчик должен доказать законность совершенных действий или принятых решений, тогда как на административном истце лежит обязанность доказать нарушение непосредственно его прав и свобод.
В судебном заседании установлено, на земельном участке с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> находятся принадлежащие Полозову В.М. на праве собственности сооружения с кадастровым номером №- гараж, площадью 15,4 кв.м, год ввода в эксплуатацию – 2017, а также подпорная стена с кадастровым номером № протяженностью 72 м, год завершения строительства 2016.
Полозов В.М. дата обратился в УМС г.Владивостока с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> собственность за плату для использования в целях дальнейшей эксплуатации капитального гаража и подпорной стены.
Уведомлением, оформленным письмом № от дата. УМС г.Владивостока отказал административному истцу в предоставлении вышеуказанного земельного участка с указанием на то, что площадь испрашиваемого земельного участка (1002 кв.м) существенно превышает площадь, занятую объектом недвижимости (15, 4 кв.м) и необходимую для его использования. Сообщено о наличии неоплаченной пени по договору аренды земельного участка № от дата. в размере 4683,88 руб.
Данное решение принято административным ответчиком в соответствии с действующим законодательством, в пределах полномочий, предоставленных данному органу, и прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушает.
Из административного иска следует, что требования Полозова В.М. основаны на положениях подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ, согласно которого без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Земельного кодекса РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 7 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. В соответствии с пунктами 14, 25 данной статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории; площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов; указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от дата N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
Необходимыми условиями для выкупа земельного участка без проведения торгов в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3, статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации являются: нахождение на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности заявителю; соответствие объекта недвижимости целям использования земельного участка и их площадей; отнесение находящегося на участке объекта к объектам недвижимости.
Из вышеприведенных положений действующего законодательства следует, что Земельный кодекс Российской Федерации предполагает преимущественный выкуп земельного участка собственником объекта недвижимости именно под объектом, а не всего земельного участка, на котором он расположен.
Как установлено в судебном заседании, на земельном участке с кадастровым номером № площадью 1002 кв.м., расположен объект: гараж площадью 15,4 кв.м, что свидетельствует о явной несоразмерности испрашиваемого земельного участка площади размещенного на нем объекта, на что обоснованно указано административным ответчиком в оспариваемом решении.
Доказательств необходимости приобретения земельного участка, площадью 1002 кв.м. для эксплуатации гаража общей площадью 15,4 кв.м. административным истцом не представлено.
Подпорная стена протяженностью 72 м, расположенная в границах испрашиваемого земельного участка является инженерным сооружением, предназначенным для предотвращения оползневых и обвальных процессов при невозможности или экономической нецелесообразности изменения рельефа склона (откоса).
Доводы административного истца о том, что ст. 39.16 Земельного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка и не устанавливает такого основания как несоразмерность площади испрашиваемого земельного участка площади участка, необходимой для эксплуатации расположенного на нем объекта недвижимости, подлежат отклонению в силу следующего.
В соответствии с подпунктами 5 и 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципами земельного законодательства являются: единство судьбы земельного участка и размещенного на нем объекта недвижимости, а также целевое использование земель, согласно которому правовой режим земельных участков определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (введенной Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ) предусмотрено, что отказ уполномоченного органа в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории допускается при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков, установленные в соответствии с частью 20 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а если указанные предельные (максимальные) размеры не установлены, - в случае, если площадь образуемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что собственник объекта недвижимости имеет право на приобретение земельного участка в размерах, занятых объектом недвижимости и необходимых для его использования. Площадь такого земельного участка определяется исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенного на нем объекта.
Таким образом, предоставление земельного участка собственнику здания, сооружения в соответствии с разрешенным использованием предполагает соответствие как целей использования земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости, так и их площадей.
С учетом этого, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Полозова Валерия Михайловича к управлению муниципальной собственности г.Владивостока об оспаривании решения, возложении обязанности, отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд города Владивостока в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья О.О.Ясинская