Решение по делу № 2а-33/2018 от 27.10.2017

Дело №2а-33/2018 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 января 2018 года                                                                        гор.Углегорск

Углегорский городской суд Сахалинской области в составе

председательствующего судьи – Калашниковой Ю.С.,

при секретаре – Трахановой Е.Н.,

с участием административного истца прокурора - Щепина А.Н.,

представителя административного истца администрации Углегорского муниципального района Филатова А.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Углегорского городского суда административное дело по административному исковому заявлению заместителя Углегорского городского прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по содержанию мест погребения – кладбищ <адрес>, возложении обязанности на администрацию Углегорского муниципального района Сахалинской области устранить нарушения,

установил:

    27.10.2017 заместитель Углегорского городского прокурора обратился в Углегорский городской суд с административным исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Углегорского муниципального района Сахалинской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по содержанию мест погребения – кладбищ <адрес>, <адрес> в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» незаконным, возложении обязанности в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения, а именно обязать организовать мероприятия по обустройству водоупорного слоя для кладбища традиционного типа в <адрес>; обустройства подъездных путей, подсыпки дорог, устройство системы дренажа на кладбище <адрес>; провести обваловку и обустройство зеленых насаждений в виде естественного смешанного леса, автостоянок, соответствующих санитарным требованиям, обустройство санитарно-защитных зон, организовать хозяйственно-питьевое водоснабжение для питьевых и хозяйственных нужд, оборудовать общественными туалетами территории кладбищ <адрес>, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения».

В обоснование административного искового заявления указано, что Углегорской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле, в ходе которой установлено, что при обслуживании кладбищ <адрес> не обеспечено наличие водоупорного слоя для кладбища традиционного типа в <адрес>, подъездные пути размыты, подсыпка дороги не выполнена, система дренажа не предусмотрена на кладбище <адрес>, ливневыми водами размыт ров вдоль центральной дороги в непосредственной близости от захоронений, в северо-западной части участок заболочен, дренажная система отсутствует, обваловка территории кладбищ не предусмотрена, зеленые насаждения в виде естественного смешанного леса, зеленая защита по периметру кладбищ не предусмотрена, автостоянки, соответствующие санитарным требованиям не оборудованы ни на одном из кладбищ, территория санитарно-защитных зон не благоустроена, транспортные коридоры не отсыпаны, размыты (<адрес>), для проведения поливочных и уборочных работ кладбищ система водоснабжения не предусмотрена ни на одном из кладбищ, не предусмотрено хозяйственно – питьевое водоснабжение для питьевых и хозяйственных нужд на кладбищах, общественный туалет выгребного типа оборудован на 1 кладбище <адрес>, содержится в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии, на кладбище <адрес> отсутствуют урны для сбора мусора, на кладбище <адрес> отсутствует общественный туалет, контейнер для мусора, не оборудована площадка для размещения контейнера для мусора, что влечет нарушения требований СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». Содержание и благоустройство мест захоронения является неотъемлемым элементом благоустройства территории муниципального образования, так как ритуально-похоронное дело является одной из наиболее социально значимых отраслей в сфере услуг и охватывает практически все население.

Протокольным определением Углегорского городского суда от 23.11.2017 в участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство», МБУ «Многоотраслевое производственное объединение Шахтерского городского поселения».

Протокольным определением Углегорского городского суда от 19.12.2017 к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Администрация Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области и Администрация Шахтерского городского поселения Углегорского муниципального района в лице председателя ликвидационной комиссии Дорощука С.В.

В судебном заседании прокурор изменил предмет иска, представив письменное заявление. Просил признать бездействие администрации Углегорского городского поселения по непринятию мер по содержанию мест погребения – кладбищ <адрес> в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» - незаконным. Обязать администрацию Углегорского муниципального района в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения, а именно обязать организовать мероприятия по обустройству кладбищ <адрес> контейнерами для сбора мусора в соответствии с требованиями санитарных правил и норм. Заявленные требования прокурор Щепин А.Н. в судебном заседании поддержал, привел доводы, аналогичные исковому заявлению.

     Представитель административного ответчика – администрации Углегорского муниципального района Филатов А.Н., действующий на основании доверенности, административные исковые требования с учетом изменения предмета иска признал в полном объеме.

В судебное заседание вызывались и не явились представитель администрации Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области, администрации Шахтерского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области в лице председателя ликвидационной комиссии Дорощука С.В., заинтересованные лица МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство», МБУ «Многоотраслевое производственное объединение Шахтерского городского поселения», о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.

С учетом мнения сторон, руководствуясь ст.226 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Рассмотрев административное дело по принципу законности и справедливости, выслушав доводы прокурора, представителя административного ответчика, исследовав представленные доказательства с точки зрения их относимости и допустимости, суд пришёл к следующему.

    Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации права и свободы человека являются высшей ценностью и государство, выполняя свою обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека, устанавливает способы их охраны и защиты в различных отраслях прав.

    Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

    В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (без действий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (без действий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

    В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

    Деятельность на местах погребения, в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (пункт 1).

    Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 18 Закона).

    В соответствии ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

    Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 3 Закона).

    В силу ст. 8 Закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

    Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2011 года N 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", распространяющиеся на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.

    Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.

    Согласно пункту 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.

    Территория санитарно-защитных зон должна быть спланирована, благоустроена и озеленена, иметь транспортные и инженерные коридоры (пункт 2.9).

    Из материалов дела следует, что на территории Углегорского городского округа имеются действующие кладбища, расположенные в <адрес>, используемые для захоронения умерших.

    Прокуратурой <адрес> на основании решения о проведении проверки от 11.10.2017 с привлечением специалиста территориального отдела Управления Роспотребнадзора в Углегорском и Томаринских районах Кубрак А.А., ведущего специалиста 1 разряда Комитета по управлению муниципальной собственностью Углегорского муниципального района Дроздова М.В., ведущего специалиста 1 разряда Комитета по управлению муниципальной собственностью Погодиной А.Н. была проведена проверка по соблюдению законодательства на соответствие санитарным требованиям СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения».

     По результатам проведения проверки установлено, что в нарушение Федерального закона N 8-ФЗ от 12 января 1996 года, СанПиН 2.1.2882-11 при обслуживании кладбищ <адрес>, а именно: не обеспечено водоупорного слоя для кладбища традиционного типа в <адрес>, подъездные пути размыты, подсыпка дороги не выполнена, система дренажа не предусмотрена на кладбище <адрес>, ливневыми водами размыт ров вдоль центральной дороги в непосредственной близости от захоронений, в северо-западной части участок заболочен, дренажная система отсутствует, обваловка территории кладбищ не предусмотрена, на кладбище в <адрес>, автостоянки, соответствующие санитарным требованиям не оборудованы ни на одном из кладбищ; территория санитарно-защитных зон не благоустроена, транспортные коридоры не отсыпаны, размыты (<адрес>); для проведения поливочных и уборочных работ кладбищ система водоснабжения не предусмотрена ни на одном из кладбищ; не предусмотрено хозяйственно-питьевое водоснабжение для питьевых и хозяйственных нужд на кладбищах; общественный туалет выгребного типа оборудован только на 1 кладбище <адрес>, содержится в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии; на кладбище <адрес> отсутствуют урны для сбора мусора; на кладбище <адрес> отсутствует общественный туалет, контейнер для мусора, не оборудована площадка для размещения контейнера для мусора.

    В рамках исполнения законодательства «О погребении и похоронном деле» администрацией Углегорского городского поселения приняты следующие нормативно-правовые акты: Постановление об утверждении «Правил работы муниципальных кладбищ и порядка их содержания» № 204 от 22.09.2014 и Решение Совета Углегорского городского поселения № 116 от 30.09.2008 «Об утверждении положения «О погребении и похоронном деле на территории Углегорского городского поселения».

    Указанные нормативные акты предусматривают, что все городские кладбища являются муниципальной собственностью, содержание и благоустройство кладбищ осуществляет специализированная организация.

    В соответствии с муниципальными контрактами от 16.07.2017 и 16.08.2017 содержание мест захоронения на территории <адрес> осуществляет МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство».

    Проведенная прокуратурой проверка свидетельствует, что в период деятельности администрации Углегорского городского поселения, вопросы местного значения по содержанию мест захоронения решались ненадлежащим образом, что свидетельствует о наличии бездействия указанного органа местного самоуправления.

    Поскольку доказательств, свидетельствующих об обратном суду не представлено, бездействие администрации Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области по непринятию мер по содержанию мест погребения – кладбищ <адрес> в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» признается судом незаконным.

    В свою очередь суд учитывает, что с 10.01.2017 принято решение о прекращении полномочий органов местного самоуправления Углегорского городского поселения, но фактически на момент вынесения судом решения из реестра юридических лиц администрация Углегорского городского поселения не исключена.

    Содержание и благоустройство мест захоронений является неотъемлемым элементом благоустройства территории городского округа, так как ритуально-похоронное дело является одной из наиболее социально значимых отраслей в сфере услуг и охватывает практически все население.

    Рассматривая требования прокурора о возложении на администрацию Углегорского муниципального района обязанностей устранить нарушения, суд приходит к следующему.

    В соответствии со ст.1 Закона Сахалинской области от 26.12.2016 № 120-ЗО «Об организации местного самоуправления на территории Углегорского муниципального района Сахалинской области и о внесении изменений в Закон Сахалинской области «О границах и статусе муниципальных образований в Сахалинской области» (далее – Закон Сахалинской области №120-ЗО), вступившим в силу с 10.01.2017, Углегорское городское поселение Углегорского муниципального района Сахалинской области, Шахтерское городское поселение Углегорского муниципального района Сахалинской области, Бошняковское сельское поселение Углегорского муниципального района Сахалинской области объединены в городское поселение без изменения границ Углегорского муниципального района Сахалинской области. Городское поселение наделено статусом городского округа – Углегорский городской округ. Со дня вступления в силу настоящего Закона утрачивают статус муниципальных образований: Углегорское городское поселение Углегорского муниципального района Сахалинской области, Шахтерское городское поселение Углегорского муниципального района Сахалинской области, Бошняковское сельское поселение Углегорского муниципального района Сахалинской области.

    Согласно п.п.1,2 ст.2 Закона Сахалинской области № 120-ЗО, со дня объединения Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области, Шахтерского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области и Бошняковского сельского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области прекращаются полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления каждого из объединяемых поселений, указанных в ч.1 ст.1 настоящего Закона. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления Углегорского муниципального района Сахалинской области со дня вступления в законную силу настоящего Закона приступают к осуществлению полномочий по решению вопросов местного значения городского округа, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

    Пунктом 5 статьи 2 Закона Сахалинской области № 120-ЗО, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления Углегорского муниципального района Сахалинской области осуществляют полномочия, указанные в частях 2-4 настоящей статьи, до дня начала работы органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Углегорского городского округа.

    В силу ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения городского округа.

    В судебном заседании установлено, что 20.12.2017 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены изменения в части наименования юридического лица на администрацию Углегорского городского округа. Указанное обстоятельство не связано с реорганизацией либо упразднением органа местного самоуправления, являющегося административным ответчиком по делу, в связи с чем не предусматривает процессуальное правопреемство.

    При указанных обстоятельствах возложение обязанностей подлежит на администрацию Углегорского городского округа.

    Согласно п. 6.6.СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.

    Поскольку кладбища <адрес> не обустроены контейнерами для сбора мусора, суд приходит к выводы о возложении обязанности организовать мероприятия по обустройству указанных кладбищ контейнерами для сбора мусора в соответствии с требованиями санитарных правил и норм на администрацию Углегорского городского округа.

    Возражений представителя административного ответчика против обозначенного прокурором срока в судебном заседании не заявлено. В свою очередь, суд признает данный срок разумным и достаточным для исполнения возложенной обязанности.

Учитывая, что суд признает подлежащими удовлетворению требования прокурора, в силу требований п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, суд возлагает на административного ответчика администрацию Углегорского городского округа обязанность сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в Углегорский городской суд и административному истцу Углегорскому городскому прокурора в срок, установленный решением суда, для исполнения возложенной обязанности.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

                    решил:

Административные исковые требования заместителя Углегорского городского прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по содержанию мест погребения – кладбищ <адрес>, возложении обязанности на администрацию Углегорского муниципального района Сахалинской области устранить нарушения, - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области по непринятию мер по содержанию мест погребения – кладбищ <адрес> в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения».

Возложить обязанность на администрацию Углегорского городского округа в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия по обустройству кладбищ <адрес> контейнерами для сбора мусора в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.

В удовлетворении административных исковых требований заместителя Углегорского городского прокурора к администрации Шахтерского городского поселения Углегорского муниципального района – отказать.

Административному ответчику администрации Углегорского городского округа сообщить об исполнении решения по административному делу в Углегорский городской суд и Углегорскому городскому прокурору в срок, установленный решением суда для исполнения возложенной обязанности.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Углегорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 17 января 2018 года.

Председательствующий судья                     Ю.С.Калашникова

2а-33/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Углегорский городской прокурор
Ответчики
Администрация Углегорского муниципального района
Другие
МУП "ЖКХ"
Администрация Шахтерского городского поселения
МБУ "МПО ШГП"
Администрация Углегорского городского поселения
Ликвидационная комиссия ШГП УГП в лице председателя ликвидационной комиссии С.В. Дорощук
Суд
Углегорский городской суд Сахалинской области
Судья
Калашникова Юлия Сергеевна
Дело на странице суда
uglegorskiy.sah.sudrf.ru
27.10.2017Регистрация административного искового заявления
30.10.2017Передача материалов судье
30.10.2017Решение вопроса о принятии к производству
30.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.10.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.11.2017Судебное заседание
23.11.2017Судебное заседание
19.12.2017Судебное заседание
12.01.2018Судебное заседание
17.01.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.02.2018Дело оформлено
11.10.2018Дело передано в архив
12.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее