Решение по делу № 2а-6107/2022 от 25.04.2022

УИД 11RS0001-01-2022-006890-52                дело № 2а-6107/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Печининой Л.А.,

при секретаре Смолевой Ю.В.,

представителя административных ответчиков ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России по Республике Коми Жабинца М.В.,

    рассмотрев в отрытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 31 мая 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Секретарева Сергея Николаевича к ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о присуждении денежной компенсации в результате необеспечения надлежащих условий его содержания в исправительном учреждении,

установил:

    Секретарев С.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Республике Коми, в котором, ссылаясь на ненадлежащие условия его содержания в камерах ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республике Коми в период с 27.11.2012 по октябрь 2014 года в результате необеспечения его горячим водоснабжением, необходимой площадью, приходящейся на осужденного с учетом установленных нормативов, указывал об отсутствии необходимого количества розеток и осветительных приборов, полноразмерной двери в санитарном узле, возможности проветрить помещение по причине ограниченного доступа к окну, также на необеспечение стирки личного белья содержащихся в пенитенциарном учреждении лиц, ограничении прогулки, в связи с чем, просил взыскать с административного ответчика денежную компенсацию в размере 1000000 руб.

    Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена ФСИН России.

    В судебном заседании истец участия не принимал по причине нахождения в пенитенциарном учреждении. По причине отсутствия соответствующего ходатайства личное участие Секретарева С.Н. в судебном заседании обеспечено не было.

Представитель административных ответчиков с заявленными исковыми требованиями не согласился, настаивая на отсутствии правовых оснований для их удовлетворения.

    Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав представленные в материалы дела доказательства и установленные по результатам их оценки в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, суд приходит к следующему.

    Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статья 17, 21 и 22 Конституции РФ).

    Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией РФ цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности с тем, чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.

Статья 55 Конституции РФ допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения, особенность которой состоит в том, что на осужденного оказывается специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении принадлежащих ему прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей (статья 43 Уголовного кодекса РФ).

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ и изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ. Осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний. Лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством РФ, имеет право на присуждение за счет казны РФ компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (статья 8, 10, 12, 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, является одной из приоритетных задач ФСИН России.

ФСИН России обеспечивается создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов.

Государство в лице федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции исполнения уголовных наказаний, берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.

Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ права и обязанности указанных лиц, включая право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий, питание (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания»).

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Порядок и условия содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 №103 – ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и утвержденными приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189 Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.

Согласно статье 4 Федерального закона №103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона №103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

В случае нарушения предусмотренных законодательством РФ условий содержания под стражей подозреваемый, обвиняемый наделены правом обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (статья 17.1 Федерального закона № 103-ФЗ).

Материально-бытовое обеспечение осужденных подразумевает создание подозреваемым и обвиняемым бытовых условий, отвечающих требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности (статья 23 Федерального закона № 103-ФЗ).

Наряду с правами, закрепленными названным Федеральным законом за подозреваемыми и обвиняемыми, осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания; они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию; вправе обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения, в вышестоящие органы, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также в соответствии с международными договорами РФ в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека; имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения; право на личную безопасность; для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи (части 2, 4, 6, 8 статьи 12, часть 1 статьи 13 Уголовно – исполнительного кодекса РФ).

Согласно частям 1, 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны РФ компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

В соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).

Указанные нормы введены в Кодекс административного судопроизводства РФ Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и применяются с 27.01.2020.

Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными и иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регламентировано главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, положениями части 1 статьи 218 которого гражданину предоставлено право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Разрешая требования по существу, суд исходит из того, что за период, до введения в действие положений статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ, применению подлежат общие положения, в том числе закрепленные статьями 151, 1069, 1070 и 1071 Гражданского кодекса РФ об ответственности государства за вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов, должностных лиц, иных публичных образований, что не исключает возможности взыскания вреда в общем порядке за допущенные виновные действия (бездействие).

Разрешая заявленные требования с учетом доводов административного иска, суд, оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом положений статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с ** ** ** по ** ** ** Секретарев С.Н. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми.

На дату прибытия в изолятор, 30.11.2012 Секретарев С.Н. был размещен в одну из камер сборного отделения, расположенную в цокольном этаже административного здания СИЗО.

В последующем был размещен в камерах режимного корпуса ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республик Коми, где: в период с 01.12.2012 по 09.12.2012 содержался в камере № 68, с 09.12.2012 до 11.05.2013 - в камере № 42, с 11.05.2013 до 24.06.2013 – в камере № 50, в период с 24.06.2013 до 08.07.2013 - в камере № 74, с 08.07.2013 до 11.07.2013 – в камере № 7, с 11.07.2013 до 28.11.2013 – в камере № 74, с 28.11.2013 до 11.12.2013 – в камере № 74, с 11.12.2013 до 31.05.2014 – в камере № 76, с 31.05.2014 до 11.10.2014 – в камере № 77.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 15.07.1995 №103 – ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», регулирующего условия и порядок содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания, обвиняемые и подозреваемые наделены правом получать бесплатное питание, материально – бытовое и медико – санитарное обеспечение (пункт 9); пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа (пункт 11); пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка (пункт 12).

Согласно положениям 23 указанного Федерального закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Указанным лицам предоставляется индивидуальное спальное место; бесплатно выдаются, в том числе, постельные принадлежности, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин). Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуется в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья (статья 24).

В силу требований статьи 32 указанного Федерального закона подозреваемые и обвиняемые содержатся в общих и одиночных камерах в соответствии с требованиями раздельного размещения, предусмотренными статьей 33 настоящего Федерального закона.

Размещение по камерам осуществляется в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона на основании плана покамерного размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных (пункт 18 Правил).

В соответствии с пунктом 40 Правил подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования спальным местом.

Камеры СИЗО оборудуются одноярусными или двухъярусными кроватями; столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; радиодинамиком для вещания; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником (при наличии возможности (камеры для содержания женщин и несовершеннолетних – в обязательном порядке); вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); напольной чашей (унитазом), умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией (пункт 42 Правил).

При отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности (пункт 43).

Подозреваемые и обвиняемые, в том числе выдворенные в карцер, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией СИЗО с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств (пункт 134 Правил).

Согласно пунктам 135, 136 Правил прогулка предоставляется подозреваемым и обвиняемым в преимущественно в светлое время суток. Прогулка проводится на территории прогулочных дворов. Прогулочные дворы оборудуются скамейками для сиденья и навесами от дождя.

На прогулку выводятся одновременно все подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в камере.

Приказом ФСИН от 27.07.2006 № 512 утверждены Номенклатура, нормы обеспечения и сроки эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно исполнительной системы.

В соответствии с пунктом 5 названного Приложения № 1 камеры штрафного (дисциплинарного) изолятора, помещений камерного типа, следственного изолятора и тюрьмы оборудуются санитарным узлом (унитаз, отделенный от остального помещения экраном высотой 1 м, и умывальник), окно - форточкой. Для оборудования одиночных камер исправительных учреждений такие требования вышеуказанным Приказом не предусмотрены.

В камерных помещениях на двух и более мест напольные чаши (унитаз) следует размещать в кабинах с дверьми, открывающимися наружу. Кабинки должны иметь перегородки высотой 1 м от пола уборной.

Естественное освещение в камерах следует определять согласно требованиям СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» (зарегистрирован за № СП 52.13330.2011). Размеры оконных проемов должны составлять не менее 1,2 м по высоте и 0,9 м по ширине. Оконные переплеты в камерах должны выполняться створными и оборудоваться для вентиляции форточками или фрамугами. Низ оконных проемов в камерах должен быть на высоте не менее 1,5 м от уровня пола. В оконных проемах камер вместо подоконников следует устраивать откосы с закругленными углами (пункт 9.8).

В силу п. 20.33 Приказа Минюста России № 130-ДСП от 02.06.2003 «Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» освещенность жилых комнат (помещений), камер, палат, должна составлять не менее 50 лк для ламп накаливания, и не менее 100 лк для люминесцентных ламп.

Конституция РФ презюмирует добросовестное выполнение органами государственной власти возлагаемых на них Конституцией и федеральными законами обязанностей и прямо закрепляет их самостоятельность в осуществлении своих функций и полномочий (статья 10).

Проверяя обоснованность доводов административного истца в части соблюдения при его содержании в камере следственного изолятора нормы санитарной площади, принимая во внимание, что в оспариваемые периоды своего содержания в ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республике Коми Секретарев С.Н. до 01.10.2014 являлся обвиняемым, в соответствии с установленным порядком административный истец подлежал обеспечению площадью из расчета 4 кв.м, с 01.10.2014 с даты вступления приговора в законную силу являлся лицом, в отношении которого постановлен обвинительный приговор, в связи с чем при расчете санитарной площади, приходящейся на осужденного, с указанной даты (01.10.2014) подлежат применению нормы, установленные Уголовно-исполнительным кодекса РФ.

Согласно части 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.

На основании представленных административным ответчиком доказательств судом установлено, что в период нахождения истца в пенитенциарном учреждении в камере № 68, площадью 17,3 кв.м., содержалось 2 человека, площадь, приходящаяся на каждого, с учетом установленных нормативов (4 кв.м) была соблюдена (17,3/2=8,65 кв.м.), за период нахождения истца в камере № 42, площадью 32, 1 кв.м., с учетом сведений о количестве осужденных в камере установленный норматив площади не нарушался в периоды с 21.01.2013 до 25.01.2013, с 04.02.2013 до 26.02.2013, с 01.03.2013 до 04.03.2013, с 03.04.2013 до 12.04.2013, с 19.04.2013 до 25.04.2013 при заполняемости камеры 8 человек (32,1/8=4,01 кв.м.), в периоды с 11.01.2013 до 21.01.2013, с 01.02.2013 до 04.02.2013, с 26.02.2013 до 27.02.2013 с 19.03.2013 до 21.03.2013, со 02.04.2013 до 03.04.2013, с 12.04.2013 до 19.04.2013, с 25.04.2013 до 30.04.2013, с 07.05.2013 до 09.05.2013 при заполняемости камеры 9 человек площадь, приходящаяся на каждого, составила 3,56 кв.м (32,1 кв.м/9члк), в периоды с 09.12.2012 до 11.01.2013, с 25.01.2013 до 01.02.2013, с 27.02.2013 до 01.03.2013, с 04.03.2013 до 19.03.2013, с 21.03.2013 до 02.04.2013, с 30.04.2013 до 07.05.2013, и с 09.05.2013 до 11.05.2013 при заполняемости камер от 10 до 12 человек, площадь помещения при установленном нормативе 4 кв.м на человека также не соблюдалась, составила при заполняемости камеры 10 человек – 3,2 кв.м на каждого, при расчете площади из расчета 12 человек площадь составила 2.7 кв.м.

В периоды нахождения истца в камере № 50, площадью 11,0 кв.м., с 11.05.2013 до 24.06.2013 установленной нормой жилой площади Секретарев С.Н. не был обеспечен, при максимально возможной заполняемости 3 человека, в камере содержалось 4 человека, площадь, приходящаяся на каждого, составила 2,75 кв.м. В период содержания истца в камере № 74, площадью 39,8 кв.м., с 24.06.2013 до 08.07.2013 при заполняемости камеры 16 человек, в камере № 7, площадью 6,8 кв.м, с 08.07.2013 до 11.07.2013, при заполняемости камеры 2 человека, норма также не была обеспечена.

За период нахождения в камере № 76, площадью 46,1 кв.м., с учетом сведений заполняемости камеры, истец площадью не был обеспечен в периоды 15.07.2013 до 19.07.2013, с 23.07.2013 до 26.07.2013, 30.07.2013 до 02.08.2013, с 15.08.2013 до 16.08.2013, с 18.08.2013 до 25.08.2013, с 27.08.2013 до 03.09.2013, 05.09.2013 до 11.09.2013, с 17.09.2013 до 18.09.2013, с 21.09.2013 до 12.11.2013, с 20.03.2014 до 24.03.2014, с 08.04.2014 до 07.05.2014, с 17.05.2014 до 31.05.2014, учитывая, что обеспеченность площадью при установленном нормативе 4 м., не превышала 3,5 кв.м. на каждого, при содержании истца в указанной камере совместно с иными осужденными в периоды с 12.07.2013 до 15.08.2013, с 19.07.2013 до 23.07.2013, с 03.08.2013 по 05.08.2013, с 16.08.2013 до 18.08.2013, с 25.08.2013 до 27.08.2013, с 03.09.2013 до 05.09.2013, с 16.09.2013 до 17.09.2013, с 18.09.2013 до 21.09.2013, с 12.11.2013 до 18.11.2013, с 20.02.2014 до 24.02.2014, с 01.03.2014 до 03.03.2014, с 17.03.2014 до 20.03.2014, с 07.05.2014 до 08.05.2014, при содержании в камере 12 человека, площадь, приходящаяся на каждого составила 3,8 кв.м. в остальной период нахождения в указанной камере при содержании в ней не более 11 человек норма площади не была нарушена. Установлено, что в период с 28.11.2013 до 11.12.2013 Секретарев С.Н. содержался в камере 74, площадью 39,8 кв.м., в указанный период с 28.11.2013 до 29.11.2013, с 01.12.2013 до 10.12.2013, на каждого составила 3,9 кв.м., с 10.12.2013 до 11.12.2013– 3,6 кв.м., с 29.11.2013 до 01.12.2013 не нарушалась.

С 31.05.2014 до 11.10.2014 Секретарев С.Н. содержался в камере № 77. За период нахождения истца в указанной камере, площадью 38.4 кв.м., с 04.06.2014 до 10.06.2014, с 19.07.2014 до 21.07.2014, с 29.07.2014 до 01.08.2014, с 25.08.2014 до 29.08.2014,с 05.09.2014 до 09.09.2014, с 19.09.2014 до 20.09.2014, с 22.09.2014 до 26.09.2014 истец был обеспечен площадью, равной 3, 8 кв.м, в периоды с 10.06.2014 до 19.07.2014, с 01.08.2014 до 04.08.2014, с 29.08.2014 до 05.09.2014, с 20.09.2014 до 22.09.2014, с 26.09.2014 до 01.10.2014 площадь на каждого не превышала 3,4 кв.м. В периоды с 31.05.2014 до 04.06.2014, с 21.07.2014 до 29.07.2014, с 04.08.2014 до 25.08.2014, с 09.09.2014 до 19.09.2014, а также с 01.10.2014 до 11.10.2014 не была нарушена.

Резюмируя, суд приходит к выводу, что необходимой площадью за период содержания в пенитенциарном учреждении истец не был обеспечен около 1 года 1 месяца 9 дней, из них на протяжении около 2 мес. 20 дн. превышение норматива допускалось при обеспечении площади не ниже 3,8 кв.м.

Оценивая обоснованность заявленных требований в части необеспечения истца жилой площадью, суд исходит из того, что выявленные нарушения порождают права истца на получение компенсации за нарушение условий содержания.

Вместе с тем, по убеждению суда, периоды, в которые нарушение площади на каждого не превышало 3,8 кв.м. (около 2 мес. 20 дней), не подлежат учету при определении размера такой компенсации, поскольку фактическое отклонение является минимальным, незначительным, и не является достаточным для оценки нарушения прав истца как влекущих взыскание в его пользу заявленной компенсации.

Проверяя правомерность заявленных административным истцом требований по основанию отсутствия в камерах горячего водоснабжения, суд руководствуется следующим.

Приказом Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства РФ от 15.04.2016 № 245/пр утвержден и введен в действие с 04.07.2016 Свод правил «Следственные изоляторы уголовно – исполнительной системы. Правила проектирования» (СП 247.1325800.2016), в соответствии с пунктом 1.19 которого, здания СИЗО должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330 («Внутренний водопровод и канализация зданий»), СП 31.13330 («Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»), СП 32.13330 (Канализация. Наружные сети и сооружения»), СП 118.13330 («Общественные здания и сооружения»).

Согласно пункту 19.5 указанного Свода правил СП 247.1325800.2016 подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе к умывальникам в камерах.

По материалам дела установлено, что не все помещения следственного изолятора обеспечены горячим водоснабжением.

Наличие горячего водоснабжения в камерах непосредственным образом касается обеспечения гуманных условий для содержания лиц, в отношении которых применена мера пресечения заключения под стражу, подозреваемых и осужденных и охраны здоровья людей с точки зрения соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, создания благоприятных безопасных условий среды обитания, в связи с чем, эксплуатация объекта с нарушением указанных требований ведет к недопустимому риску для здоровья лиц, находящихся в зданиях ответчика.

На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Руководствуясь тем, что обеспечение помещений СИЗО горячим водоснабжением является обязательным, неисполнение установленных требований исправительным учреждением влечет нарушение прав подозреваемого, обвиняемого, осужденного на содержание в условиях надлежащего обеспечения его жизнедеятельности. С учетом разъяснений Пленума Верховного Суда РФ в постановлении № 47, данные нарушения относятся к нарушениям условий содержания в исправительном учреждении, в связи с чем в соответствии со статьей 227.1 Кодекса РФ в пользу истца подлежит взысканию компенсация.

При проверке доводов истца об отсутствии в камерах достаточного количества осветительных приборов, двери в туалет в период нахождения в указанных камерах заявителя, судом на основании представленных актов ЦГСЭН МСЧ – 11 ФСИН России от 15.05.2014, от 04.09.2014 нарушений условий содержания в изложенной части не установлено. По причине уничтожения соответствующих документов проверить соблюдение надлежащих условий содержания истца по указанных основаниям за более ранний период не представляется возможным.

Вместе с тем, отсутствие доказательств соблюдения прав заявителя в рассматриваемом случае не может быть принято судом и являться достаточным основанием для признания обоснованными доводов заявителя. Принимая решение по доводам иска в изложенной части, суд исходит из того, что, сославшись на обстоятельства, относящиеся к периоду по прошествии почти десяти лет, Секретарев С.Н. лишил ответчика возможности представить соответствующие доказательства. На сегодняшний день возможность представления необходимых доказательств утрачена, в связи с чем, установить фактические обстоятельства и в последующем оценить нарушение прав истца в указанной части не представляется возможным, в то время как факт нарушения условий содержания заявителя в исправительном учреждении для определения его права на получение денежной компенсации является обязательным и должен быть установлен.

Административный истец обратился за защитой нарушенного права по истечении длительного времени, в данном случае, по причине уничтожения в установленном порядке соответствующих документов на ответчика не может быть возложена ответственность в виде наступления неблагоприятных последствий в результате невозможности предоставления доказательств, подтверждающих соблюдения прав административного истца при его содержании в исправительном учреждении.

Не находя оснований для удовлетворения заявленных требований в изложенной части, суд исходит из того, что на сотрудников уголовно-исполнительной системы, как государственных служащих, распространяются общие положения о презумпции добросовестности в их деятельности. Сведений о том, что в спорный период Секретарев С.Н. обращался с жалобами на нарушение условий его содержания в исправительном учреждении не имеется, доказательств обратного суду не представлено.

Доводы заявителя о том, что в стирку осужденными сдавалось только постельное белье, личные вещи осужденные стирали сами, нарушением прав заявителя не является, учитывая, что сдача личный вещей в стирку Правилами внутреннего распорядка не предусмотрена. Исходя из положений пунктов 42, 43 Правил внутреннего распорядка личные вещи стирают осужденные сами. Согласно приложению № 3 Правил внутреннего распорядка стирка личных вещей входит в перечь дополнительных платных услуг.

Предоставление прогулки длительностью один час также не является нарушением прав заявителя, учитывая, что при таком предоставлении требования пункта 134 Правил внутреннего распорядка, где установлено, обеспечение подозреваемых и обвиняемых ежедневной прогулкой продолжительностью не менее часа, соблюдены.

Разрешая заявленные требования с учетом фактических обстоятельств и требований закона, представленной в материалы дела совокупности доказательств, установленного ряда нарушений условий содержания Секретарева С.Н. в ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республике Коми, в частности, касающихся необеспечения истца в период его нахождения в ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республике Коми горячим водоснабжением, приходящейся на каждого обвиняемого площади, суд приходит к выводу о том, что содержание административного истца в условиях, не соответствующих установленным нормам, повлекло нарушение его прав, гарантированных законом, и само по себе является достаточным для того, чтобы причинить страдания и переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, что в соответствии с приведенными выше правовыми нормами является основанием для удовлетворения заявленных требований о признании действий (бездействия) незаконными и присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

В силу установленного законом порядка при определении размера компенсации учитываются характер причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При этом, характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых были допущены нарушения условий содержания в исправительном учреждении, и индивидуальных особенностей каждой отдельной ситуации. Оценка разумности и справедливости размера компенсации относится к прерогативе суда.

Учитывая конкретные обстоятельства по делу, при которых были допущены нарушения, характер и продолжительность нарушений (необеспечение нормой площади около года, горячим водоснабжением на протяжении всего срока нахождения – 1 год 11 мес.) с учетом принципов разумности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании в пользу истца компенсации за ненадлежащие условия содержания Секретарева С.Н. в ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республике Коми в размере 60000 руб.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Секретарева Сергея Николаевича к ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о присуждении денежной компенсации в результате необеспечения надлежащих условий его содержания в исправительном учреждении, удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Секретарева Сергея Николаевича компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 60000 (шестьдесят тысяч) рублей путем перечисления взысканной суммы на банковский счет на имя Секретарева С.Н. по представленным реквизитам.

В удовлетворении административных исковых требований Секретарева Сергея Николаевича к ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республике Коми о присуждении денежной компенсации в результате необеспечения надлежащих условий его содержания в исправительном учреждении отказать.

Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий         Л.А. Печинина

<данные изъяты>

2а-6107/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Секретарев Сергей Николаевич
Ответчики
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК
ФСИН России
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Печинина Людмила Анатольевна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
25.04.2022Регистрация административного искового заявления
26.04.2022Передача материалов судье
28.04.2022Решение вопроса о принятии к производству
28.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.05.2022Судебное заседание
31.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее