№а-157/2021
24RS0№-88
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июня 2021 года <адрес>
Туруханский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Демина А.В.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела №а-157/2021 по административному исковому заявлению ИФНС России по <адрес> к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2018 год, пени по налогу на доходы физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по <адрес> обратилась с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций.
Требования административного искового заявления мотивированы тем, что на налоговом учете в ИФНС России по <адрес> состоит в качестве налогоплательщика ФИО1, в соответствии с п.1 ст.23 НК РФ обязанная уплачивать законно установленные налоги. Налоговым агентом – «<адрес>вой фонд жилищного строительства» представлена в налоговый орган справка о доходах физического лица – ФИО1 за 2018 год, согласно которой начисленная сумма налога на доходы физических лиц подлежащая уплате в бюджет составила 45678,00 рублей. Налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика было направлено в адрес налогоплательщика налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого налог, подлежащий уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ за 2018 год составил 45 678,00 рублей. Налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени в размере 166,72 рублей. В адрес налогоплательщика в соответствии со ст.69,70 НК РФ направлено требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафа № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Однако, в установленный требованием срок, задолженность по требованию налогоплательщиком не погашена. ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ИФНС России по <адрес> мировым судьей судебного участка № в <адрес> был вынесен судебный приказ №а-0179/49/2020 о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу и пени, налогу на доходы физических лиц и пени в сумме 46 201,01 рубль. Определением мирового судьи судебного участка № в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был отменен, в связи с поступившими возражениями административного ответчика относительно исполнения судебного приказа. На момент подготовки административного искового заявления задолженность по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ в части транспортного налога и пени оплачена, в части налога на доходы физических лиц и пени не оплачена. Просит взыскать с ФИО1 недоимки по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ: налог за 2018 год в размере 45 678,00 рублей, пеня, исчисленная в связи с неуплатой налога в установленный срок за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 166,72 рублей.
Представитель административного истца ИФНС России по <адрес> о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. Представила суду заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца. Задолженность административным ответчиком не погашена, просит заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик ФИО1 о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. Представила суду заявление с просьбой о рассмотрении дела без ее участия.
В силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4).
Положениями ст. 75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ (п. 3).
В соответствии со ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее НДФЛ) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В силу статьи 208 НК РФ для целей главы 23 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относятся вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации; иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации.
В силу положений ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 216 НК РФ).
Налоговая ставка по налогу на доходы физических лиц в силу п. 1 ст. 224 НК РФ устанавливается в размере 13 процентов.
Положениями статьи 24, пункта 1 статьи 226 НК РФ установлена обязанность российских организаций и индивидуальных предпринимателей, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц, причитающуюся к уплате с этих доходов.
Согласно пункту 3 статьи 226 НК РФ исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 НК РФ, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации), в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 НК РФ, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
Пунктом 4 статьи 226 НК РФ предусмотрено, что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога на доходы физических лиц непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
В соответствии с пунктом 2 статьи 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев - не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога (пункты 2, 4, 5 статьи 226 НК РФ).
Пунктом 6 статьи 228 НК РФ установлено, что налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 НК РФ, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 НК РФ, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно подпунктами 2, 4 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.
Таким образом, из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что при получении от налогового агента сведений о невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога, налоговый орган обязан направить в адрес налогоплательщика уведомление о необходимости уплаты налога на доходы физических лиц.
Из материалов, представленных административным истцом, следует, что <адрес>вой фонд жилищного строительства в 2018 году выплатило ФИО1 денежную сумму, и, следовательно, являлось в отношении нее налоговым агентом.
<адрес>вым фондом жилищного строительства представлена в ИНФС по <адрес> справка № от ДД.ММ.ГГГГ, в которой отражена сумма доходов ФИО1 за 2018 год в размере 351 373,02 рубля. Размер суммы НДФЛ, не удержанного налоговым агентом, составил 45 678,00 рублей.
ИНФС по <адрес> в адрес ФИО1 направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на доходы физических лиц, не удержанного налоговым агентом, в размере 45 678,00 рублей по сроку уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Указанное налоговое уведомление направлено в адрес ФИО1 через личный кабинет налогоплательщика и согласно сведениям из личного кабинета получено ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.
Ввиду не исполнения уведомления в добровольном порядке налоговым органом ФИО1 направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по налогу на доходы физических лиц в размере 45 678,00 рублей, а также пени по НДФЛ в размере 166,72 рублей. Требованием установлен срок уплаты до ДД.ММ.ГГГГ. Требование направлено через личный кабинет налогоплательщика, получено ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.
Судом на основании определения мирового судьи установлено, что мировым судьей судебного участка № в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ №а-0179/49/2020 о взыскании с ФИО1 в пользу ИФНС России по <адрес> недоимки и пени по транспортному налогу, НДФЛ в сумме 46 201,01 рубль.
Поскольку от ФИО1 поступили возражения относительно исполнения судебного приказа, определением от ДД.ММ.ГГГГ мирового судьи участка № в <адрес> судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ отменен.
При таких обстоятельствах, учитывая, что <адрес>вой фонд жилищного строительства как налоговый агент представил в налоговый орган сведения о получении ФИО1 налогооблагаемого дохода в 2018 году, сообщив о невозможности удержания у налогоплательщика исчисленной суммы налога, у ИФНС России по <адрес> имелись законные основания для направления в адрес административного ответчика, как налогового уведомления, так и требования о необходимости уплаты налога на доходы физических лиц за 2018 год, исчисленного исходя из полученных ФИО1 от <адрес>вого фонда жилищного строительства сумм дохода.
В связи с вышеизложенным, суд признает обоснованными требования об уплате сумм НДФЛ, которые в соответствие с вышеприведенными положениями НК РФ исчислены налоговым агентом <адрес>вым фондом жилищного строительства, но не уплачены налогоплательщиком ФИО1 Размер требований налогового органа соответствует представленным доказательствам и положениям НК РФ: 351 373,02 рубля* 0,13% = 45 678,00 рублей, и признается судом верным.
Расчет пени, представленный административным истцом, также признается судом верным, рассчитанным в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Со стороны административного ответчика мотивированных и подкрепленных доказательствами возражений относительно размера начисленных недоимки и пеней суду не представлено, уплата имущественных налогов в установленные НК РФ сроки не доказана.
Оценивая соблюдение налоговым органом сроков обращения в суд, суд приходит к выводу о том, что указанные сроки административным истцом не пропущены.
В силу п. 1 ст. 70 НК РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 248-ФЗ) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено статьей 70 НК РФ. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 70 НК РФ.
В силу положений ст. 48 НК РФ (в редакции, действующей на момент обращения к мировому судье) в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что с учетом срока уплаты НДФЛ в порядке ст. 228 НК РФ (до ДД.ММ.ГГГГ) и с учетом того, что сумма налога превышала 500 рублей, срок обращения в порядке искового производства, с учетом отмены судебного приказа, исчисляется до ДД.ММ.ГГГГ. Обращение в суд имело место ДД.ММ.ГГГГ, в пределах данного срока.
При таких обстоятельствах, поскольку судом установлены основания для начисления и принудительного взыскания с налогоплательщика требуемых сумм недоимки и пени, а также установлено соблюдение налоговым органом порядка обращения в суд, суд находит подлежащими удовлетворению требования о взыскании с ФИО1 требуемых сумм задолженности.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
При таких обстоятельствах суд взыскивает с административного ответчика государственную пошлину в доход бюджета в соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ в размере 1 575,34 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 181 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> к ФИО1 удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 45 678,00 рублей, пени по налогу на доходы физических лиц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 166,72 рублей, а всего взыскать 45 844 (сорок пять тысяч восемьсот сорок четыре) рубля 72 копейки.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1 575 рублей 34 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в адрес <адрес>вого суда через Туруханский районный суд в течении одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий А.В. Демин
№а-157/2021
24RS0№-88
РЕШЕНИЕ
(РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ)
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Туруханский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Демина А.В.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела №а-157/2021 по административному исковому заявлению ИФНС России по <адрес> к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2018 год, пени по налогу на доходы физических лиц,
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 181 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> к ФИО1 удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 45 678,00 рублей, пени по налогу на доходы физических лиц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 166,72 рублей, а всего взыскать 45 844 (сорок пять тысяч восемьсот сорок четыре) рубля 72 копейки.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1 575 рублей 34 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в адрес <адрес>вого суда через Туруханский районный суд в течении одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение будет составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий А.В. Демин