РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
№ 2А-7868/2018
г. Тюмень 20 сентября 2018 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Гариповой Е.А.,
при секретаре Башировой А.Х.,
с участием административных истцов,
представителей административного ответчика,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Акишева Б.М., Бикбулатова Р.Р., Основина Э.А., Чукреева А.А. к Управлению Росреестра по Тюменской области о признании незаконным решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права,
У С Т А Н О В И Л:
Административные истцы обратились в суд к административному ответчику с административным иском о признании незаконным в оспариваемой части решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ №, принятое Управлением Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области в десятидневный срок осуществить государственный кадастровый учет недвижимого имущества и государственную регистрацию права собственности административных истцов на земельные участки, образуемые при разделе земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 24465 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес>», кадастровый (условный) №, согласно заявлению о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ №; о возложении на административного ответчика обязанности воздержаться от принятия решения об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права собственности административных истцов на земельные участки, образуемые при разделе земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 24465 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес>», кадастровый (условный) №, согласно заявлению о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ №. Требования мотивированы тем, что административные истцы обратились с заявлением о государственной регистрации права собственности на образуемые при разделе земельного участка с кадастровым номером №, однако административный ответчик приостановил государственную регистрацию права собственности, в связи с несоответствием межевого плана требованиям законодательства Российской Федерации, а именно: вид разрешенного использования образуемых земельных участков не соответствует видам разрешенного использования, установленного для зоны О-1.
Административные истцы Акишев Б.М., Бикбулатов Р.Р., Чукреев А.А. в судебном заседании требования поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просили требования удовлетворить в полном объеме.
Представители административного ответчика Кривошей Е.Д., действующая на основании доверенности №, выданной ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 84), Аксенова Е.В., действующая на основании доверенности №, выданной ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 87), в судебном заседании с требованиями не согласились, просили отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 69-74).
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования административных истцов не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ административные истцы Чукреев А.А., Бикбулатов Р.Р., Акишев Б.М. обратились к административному ответчику с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на земельные участки, образованные путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>» (л.д. 21). К заявлению были приложены соглашение от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22), а также межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому путем раздела земельного участка с кадастровым номером № образуются двадцать земельных участков (л.д. 23).
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ осуществление государственного кадастрового учета, государственная регистрация прав были приостановлены в связи с тем, что площадь исходного земельного участка (24465 кв.м.) не соответствует сумме площадей образуемых земельных участков (24467 кв.м.) (л.д. 25-29).
ДД.ММ.ГГГГ Чукреевым А.А. представлено дополнительное соглашение к соглашению от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32), а также межевой план.
ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором принято решение о приостановлении «Постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости (л.д. 33-35).
Указанное решение принято в связи с тем, что вид разрешенного использования образуемых земельных участков (для ведения личного подсобного хозяйства) не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, установленным Правилами землепользования и застройки Салаирского муниципального образования для зоны делового, общественного и коммерческого назначения (О-1).
В силу п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно требованиям ч. 1 ст. 21 названного федерального закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
Частями 1, 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, а действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (ч. 1 и 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 3 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
По смыслу п. 3 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации из земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет с определенным разрешенным использованием, может быть образован земельный участок только с тем же разрешенным использованием.
Таким образом, действующее земельное законодательство основано на принципе использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением.
Как установлено в судебном заседании, на основании распоряжения Главного управления строительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил землепользования и застройки Салаирского муниципального образования Тюменского муниципального района» в ЕГРН внесены сведения о том, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне делового, общественного и коммерческого назначения (О1). Данное обстоятельство административными истцами не оспаривалось.
Ни основные виды разрешенного использования, ни вспомогательные, ни условно – разрешенные не предусматривают размещение в указанной территориальной зоне земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Исходя из положений статьи 227 КАС РФ, для признания незаконными действий должностных лиц необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Исследовав все доказательства в их совокупности, судом установлено, что при оценке представленных для осуществления кадастрового учета документов государственным регистратором было установлено, что указанный заявителями вид разрешенного использования земельного участка не соответствует виду территориальной зоны, закрепленной Правилами землепользования и застройки Салаирского муниципального образования Тюменского муниципального района. Установив данное обстоятельство, государственный регистратор обоснованно пришел к выводу о несоответствии заявленного вида разрешенного использовании земельного участка градостроительному регламенту, что является основанием для приостановления государственного кадастрового учета.
При указанных обстоятельствах, решение административного ответчика о приостановлении государственной регистрации соответствует требованиям закона и не нарушает прав административных истцов.
Таким образом, оспариваемое решение принято уполномоченным лицом, решение соответствует требованиям нормативных правовых актов оно не нарушает прав и законных интересов административных истцов, при этом не лишает их права на повторное обращение в кадастровый орган для осуществления кадастрового учета.
Поскольку совокупности двух необходимых условий для признания незаконными действий должностных лиц в судебном заседании не установлено, суд считает необходимым в удовлетворении требований административного истца отказать в полном объеме.
Срок, установленный ст. 219 КАС РФ, административным истцом соблюден.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований Акишева Б.М., Бикбулатова Р.Р., Основина Э.А., Чукреева А.А., отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение
месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, путем подачи
апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.
Мотивированное решение составлено 25 сентября 2018 года.
Судья Е.А. Гарипова