Дело № 12-389/2022
Уникальный идентификатор дела
№ 92RS0002-01-2021-004852-95
Р Е Ш Е Н И Е
город Севастополь 31 мая 2022 года
Судья Гагаринского районного суда г. Севастополя Кныш Н.Н.,
с участием представителя заявителя Новиковой Н.А.,
представителя административного органа Кузьминой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Лихачёвой Валентины Ивановны Новиковой Натальи Александровны на постановление старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзор) Ганенко С.Н. №292/11/2021-Ф от 13.08.2021 о привлечении Лихачёвой Валентины Ивановны к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзор) ФИО5 №-Ф от ДД.ММ.ГГГГ Лихачёва В.И. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель ФИО6 ФИО3 Н.А. подала жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, указывая на то, что Лихачёва В.И. самостоятельно не размещала грунт на своем земельном участке, состав административного правонарушения в ее действиях отсутствует, не доказано, что отсыпка и планировка земельного участка ФИО7 проведена с использованием отходов. Кроме того, при проведении проверки на земельном участке пробы грунта не отбирались, протоколы геодезического исследования и отбора проб составлялись не в рамках КоАП и с нарушением требований методических рекомендаций, в ходе лабораторных испытаний не установлено к какому классу опасности относятся выявленные отходы грунта, дата в рейд-задании и дата проверки не совпадают, отсутствуют приказы об утверждении рейдовых заданий.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности ФИО3 Н.А. просила суд жалобу удовлетворить по доводам и основаниям, изложенным в ней, постановление о назначении административного наказания отменить, а производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях Лихачёвой В.И., указав на то, что относимых и допустимых доказательств совершения правонарушения не предоставлено, проверка проведена с грубым нарушением закона, отбор проб и проведение лабораторных испытаний, геодезических исследований также проведено в нарушение закона.
Представитель Департамента природных ресурсов и экологии г. Севастополя ФИО8 в судебном заседании возражала относительно удовлетворения жалобы, считая постановление законным и обоснованным, неподлежащим удовлетворению.
Выслушав представителя заявителя, представителя Департамента, изучив материалы административного производства, имеющиеся доказательства в их последовательности и совокупности, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 12 Земельного Кодекса Российской Федерации земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Согласно подпункта 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности (часть 1 статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации).
В порядке статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с частью 7 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 00 минут в ходе проведения рейдового мероприятия сотрудниками Севприроднадзора зафиксирован факт несанкционированного складирования отходов грунта при проведении земляных работ в виде навалов (географические координаты <адрес>) в районе земельных участков с кадастровыми номерами №, а также планировка территории отходами грунта при проведении земляных работ (географические координаты <адрес>) в районе земельных участков с кадастровыми номерами №
По факту несанкционированного складирования отходов грунта при проведении земляных работ в виде навалов (географические координаты <адрес>) в районе земельных участков с кадастровыми номерами №, а также планировки территории отходами грунта при проведении земляных работ (географические координаты <адрес>) в районе земельных участков с кадастровыми номерами № возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ специалистами химико-аналитической лаборатории ГБУ города Севастополя «Экологический центр» (Аттестат аккредитации химико-аналитической лаборатории <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ) в районе земельных участков с кадастровыми номерами № отобраны пробы почвы на наличие загрязняющих веществ таких как: нефтепродукты, аммоний, хлорид-ионы, сульфат-ионы, нитрат- ионы, фосфат-ионы, кадмий, кобальт, медь, никель, свинец, хром, цинк:
1 проба (№-П-21) — фоновая проба;
2 проба (№-П-21) — место несанкционированного складирования отходов грунта при проведении земляных работ.
Согласно протоколу лабораторных испытаний химико-аналитической лаборатории ГБУ города Севастополя «Экологический центр» №-П-21 от ДД.ММ.ГГГГ установлены превышения значений концентрации загрязняющих веществ, таких как: нефтепродукты (5,98 мг/кг) над значением в фоновой пробе (<5,0 мг/кг), хлорид-ионы (89,0 мг/кг) над значением в фоновой пробе (68,3 мг/кг). Тем самым причинен вред почве как объекту окружающей среды вследствие загрязнения ее химическими веществами.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Реал» были выполнены геодезические и топографические работы, соотнесены границы несанкционированных свалок отходов с границами земельных участков, произведены замеры площадей несанкционированных свалок отходов на территории: г. Севастополь, район Юхариной балки, ТСН СНТ «Фрегат» (в районе земельных участков с кадастровыми номерами №, а также зафиксированы точки отбора проб почвы в системе координат СК-63.
В соответствии с соотнесенными границами несанкционированных свалок отходов с границами земельных участков установлено, что отходы размещены на следующих земельных участках с кадастровыми номерами: №
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (№ № от ДД.ММ.ГГГГ) правообладателем земельного участка с кадастровым номером № по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, ТСН СЫТ «Фрегат», уч. 108, - является Лихачёва ФИО2.
В соответствии с отчетом о выполнении геодезических и топографических работ по установлению границ загрязнения территории общая площадь загрязнения на земельном участке с кадастровым номером № составила - 400 кв.м.
На основании п. 5 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ) на земельном участке с кадастровым номером 91:02:006021:489 по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, ТСН СНТ «Фрегат», уч. 108, относящемся к категории земель «Земли поселений (земли населенных пунктов)», запрещено захоронение отходов.
При этом, в силу ст. 1 указанного закона захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, которая допускается только в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду, под размещением отходов понимается их хранение и захоронение, которое допускается только в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Однако, по состоянию на 11 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ в нарушение указанных требований на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, ТСН СНТ «Фрегат», уч. 108, собственником которого является Лихачёва ФИО2, вне специально отведенных мест на почве и прилегающей к нему территории общего пользования складируются отходы грунта при проведении земляных работ (№ согласно Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ №). С использованием специализированной техники проведены работы по планированию территории, повлекшие утрамбовывание отходов и уплотнение земельного участка под свалочными массами.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО7 к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. С данными выводами суд соглашается. Обстоятельств, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого акта, не установлено.
Факт совершения административного правонарушения подтвержден служебной запиской, протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; плановым (рейдовым) заданием №-Р от ДД.ММ.ГГГГ; фототаблицей к акту рейдового мероприятия №-Р от ДД.ММ.ГГГГ; актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований №-Р от ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из Единого государственного реестра недвижимости; техническим заданием № от ДД.ММ.ГГГГ; актом отбора проб №-П-21 от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом лабораторных испытаний №-П-21 от ДД.ММ.ГГГГ; отчетом о выполнении геодезических и топографических работ по установлению границ загрязнения территории; протоколом взятия проб и образцов № от ДД.ММ.ГГГГ; фототаблицей к акту обследования №-О от ДД.ММ.ГГГГ; актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований №-О от ДД.ММ.ГГГГ, приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-и о проведении Государственной экологической инспекцией рейдовых мероприятий по соблюдению требований природоохранного законодательства на территории города Севастополя в марте 2021.
То обстоятельство, что дата в рейдовом задании и дата проверки не совпадают, является несущественным и не влечет отмену постановления, фактически проверка проводилась ДД.ММ.ГГГГ, что сторонами не оспаривается, т.е. фактически имеет место техническая описка.
Ссылка в жалобе на Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" несостоятельна, поскольку указанный Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия Лихачёвой В.И. правильно квалифицированы по части 2 статье 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, регулирующего отношения в области обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.
Доводы жалобы о том, что протоколы геодезического исследования и отбора проб, лабораторных испытаний являются ненадлежащими доказательствами, судом отклоняются. Замечания к процедуре отбора проб носят формальный характер и не могут свидетельствовать о недостоверности лабораторных исследований.
Доводы жалобы о том, что Лихачёва В.И. самостоятельно не размещала грунт на своем земельном участке, состав административного правонарушения в ее действиях отсутствует, являются несостоятельными. Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, является невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. Исходя из конструкции и буквального смысла указанной нормы, правонарушение имеет формальный состав, и наступление последствий в виде ухудшения качества земли не является обязательным условием для привлечения виновного лица к ответственности за его совершение. Субъектом правонарушения по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и осуществлять обязательные мероприятия - собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков (владельцы, пользователи, арендаторы земельных участков): граждане, должностные лица, юридические лица. Субъективная сторона правонарушения по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ - вина в форме умысла или неосторожности.
Представителем заявителя при рассмотрении жалобы заявлено ходатайство о направлении жалобы и материалов дела по месту жительства ФИО7, данное ходатайство отклонено ввиду нецелесообразности его удовлетворения.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л :
Постановление старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзор) ФИО5 №-Ф от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Лихачёвой ФИО2 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня получения его копии в Севастопольский городской суд.
Судья Н.Н. Кныш