Решение по делу № 33-735/2020 от 24.01.2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

судья Туравинина Ю.Ю.

дело № 33- 735 (04RS0019-01-2019-00888-62)

поступило24 января 2020г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Улан-Удэ                                                12 февраля 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего судьи Нимаевой О.З.

судей коллегии Вагановой Е.С., Семенова Б.С.

при секретаре Эрдынеевой Е.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Прибайкальского района Республики Бурятия к администрации МО «Прибайкальский район», МУП «Ярцы» о понуждении к созданию и поддержанию общего нормативного запаса топлива,

по апелляционной жалобе ответчика на решение Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 17 декабря 2019 года, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Прибайкальского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Ярцы», Прибайкальской районной администрации, Комитету по управлению муниципальным хозяйством об обязании создать и поддерживать в течение отопительного сезона 2019-2020гг. 45-ти суточный запас топлива (угля) на котельной удовлетворить.

Обязать МУП«Ярцы», Прибайкальскую районную администрацию, Комитет по управлению муниципальным хозяйством создать и поддерживать в течение отопительного сезона 2019-2020гг.45-ти суточный запас топлива (угля) на котельной по адресу: Республика Бурятия, Прибайкальский район, с. Ярцы,11 А.

Обратить решение к немедленному исполнению.

Заслушав доклад судьи Нимаевой О.З., ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, другими материалами дела, выслушав представителя истца, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Обращаясь в суд к МУП «Ярцы», Прибайкальской районной администрации, Комитету по управлению муниципальным хозяйством, прокурор Прибайкальского района Республики Бурятия просил возложить обязанность по созданию и поддержанию в течение отопительного сезона 2019-2020гг. 45-ти суточного запаса топлива (угля) на котельной по адресу: Республика Бурятия, Прибайкальский район, с. Ярцы, 11А. Просит обратить решение суда к немедленному исполнению.

Исковые требования мотивированы тем, что МУП «Ярцы» не в полной мере соблюдаются требования федерального законодательства, вследствие чего создана угроза безопасности жизни и здоровью населения, проживающего в с.Ярцы, имеется угроза возникновения чрезвычайной ситуации из-за отсутствия нормативного запаса угля на котельной. В ходе прокурорской проверки установлено, что запас топлива (угля) на котельной составляет 96,08 тонн, с учетом суточного расхода запас составляет на 18 суток, что является нарушением законодательства. Выполнение обязанности по формированию нормативного запаса топлива в силу норм действующего законодательства возложена в равной степени как на МО «Прибайкальский район», так и на МУП «Ярцы».

В судебном заседании помощник прокурора Дульская И.Г. исковые требования поддержала.

Представитель Прибайкальской районной администрации по доверенности Коновалов Н.Р. возражал против исковых требований к администрации, считая себя не надлежащим ответчиком по делу. Пояснил, что в настоящее время принимаются меры для решения сложившейся ситуации.

В судебном заседании представитель МУП «Ярцы» по доверенности Матайс В.Н., исковые требования признал.

Председатель Комитета по управлению муниципальным хозяйством Башкиров Н.И. просил рассмотреть дело в его отсутствие, полагал, что Комитет не является надлежащим ответчиком.

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе и в дополнениях к ней Глава Прибайкальского района Семенов С.А. ставит вопрос об отмене решения в части возложения обязанности на администрацию района. Указывает, что на территории района полномочия в сфере ЖКХ осуществляет Комитет по управлению муниципальным хозяйством района.

В суд апелляционной инстанции апеллянт не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель Прокуратуры Хорошева О.Я. возражала против отмены решения по доводам жалобы.

Остальные участники процесса в суд не явились, надлежаще извещены о дате и месте рассмотрения дела.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Изучив материалы гражданского дела, выслушав представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней, возражения, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003г. вопросы организации теплоснабжения населения поселения решаются органами местного самоуправления района.

Статьями 24 и 25 указанного закона регламентировано, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций и создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О теплоснабжении», надежность теплоснабжения – характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о теплоснабжении обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей отнесены к общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения, на обеспечение соблюдения которых направлена государственная политика в сфере теплоснабжения.

Разрешая спор, суд, ссылаясь на то, что обязанности по обеспечению создания нормативного запаса топлива возложены и на ресурсоснабжающие организации как организации, эксплуатирующие источники теплоты (котельные), и на органы местного самоуправления в рамках исполнения ими полномочий по обеспечению надежного теплоснабжения потребителей, в том числе снабжения населения топливом, пришел к выводу о том, что ответчиками не в полной мере соблюдаются требования федерального и регионального законодательства об организации теплоснабжения в с.Ярцы Прибайкальского района, не создан нормативный запас угля, что создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории сельского поселения на безопасность жизни и здоровья, удовлетворил иск.

С выводами суда о возложении на каждого из ответчиков установленных законом обязанностей об организации теплоснабжения в сельском поселении судебная коллегия соглашается.

Доводы жалобы о том, что администрация района не является надлежащим ответчиком по делу, не основаны на законе.

В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования относятся к вопросам местного значения и не могут быть делегированы хозяйствующим субъектам. При этом суд пришел к правильному выводу, что приоритетное применение к вопросу о размерах нормативных запасов топлива, необходимых и достаточных для бесперебойного обеспечения теплом объектов ЖКХ и социальной сферы, имеют Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, определяющие правила по эксплуатации объектов ЖКХ, которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов РФ, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.

В соответствии с подпунктом 6.10 пункта 6 Распоряжения Правительства РБ №550-р от 06.09.2019 «О подготовке объектов теплоэнергетики, жилищно-коммунального комплекса и бюджетной сферы к отопительному сезону 2019/2020 года» на глав муниципальных образований возложена персональная ответственность за недопущение чрезвычайных ситуаций в период прохождения отопительного сезона 2019/2020 года, осуществление контроля подготовки объектов жизнеобеспечения и жилищного фонда военных городков, расположенных на территории муниципальных образований, и формирование запаса топлива.

Вместе с тем, согласно п. 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115, энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.

В соответствии с п. 21 Порядка определения нормативного запаса топлива на источниках тепловой энергии, утв.Минэнерго РФ от 10.08.2012 г. № 377 для расчета размера нормативного эксплуатационного запаса топлива (НЭЗТ) принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток. Для твердого топлива НЭЗТ рассчитывается на 45 суток.

          Таким образом, вопреки доводам жалобы, в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций на органе местного самоуправления муниципального района лежит обязанность обеспечить организацию надежного теплоснабжения на территории района, включая сельское поселение Ярцы и выполнение обязанности по формированию нормативного запаса топлива возложено как на МО «Прибайкальский район»,так и на МУП «Ярцы», как организацию, имеющую источники теплоты и непосредственно обслуживающую котельную.

            Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Законодателем установлено, что в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, органы местного самоуправления поселений обязаны принимать меры по организации обеспечения теплоснабжения потребителей администрация сельского поселения. В рассматриваемом деле к участию в деле администрации сельского поселения «Ярцы» не привлекалась.

В связи с изложенным, довод жалобы о том, что администрация района не обязана создавать нормативный запас топлива, на результат рассмотрения дела не влияет, поскольку муниципальное образование обязано принять меры и организовать создание нормативного запаса топлива в соответствии с требованиями закона.

Доводы жалобы о том, что администрацией района принимаются меры по теплоснабжению сельского поселения, обоснованно расценены судом в качестве ненадлежащего исполнения указанной выше обязанности, поскольку данные меры к обеспечению котельной нормативным запасом топлива не привели.

В соответствии с ч.1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что в нарушение закона в настоящее время нормативный эксплуатационный запас топлива на котельной с. Ярцы не создан, что ставит под угрозу срыв отопительного сезона 2019-2020гг.,создает угрозу безопасности жизни и здоровью населения, проживающего в сельском поселении на получение жизненно важных коммунальных услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению. Более того, со слов представителя истца в суде апелляционной инстанции установлено, что нормативный запас угля составляет в настоящее время 8 суток.

Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, угрозу обеспечения бесперебойного функционирования объектов жизнеобеспечения, создания чрезвычайной ситуации, учитывая погодные и климатические условия, зимнее время года, что запас топлива на котельной МУП «Ярцы» в несколько раз меньше необходимого запаса, оснований для отмены решения в части обращения решения к немедленному исполнению коллегия не усматривает.

Иных доводов и обстоятельств, способных повлиять на существо принятого по делу решения, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь ст.ст. 328,329,330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 17 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-735/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Дульская Ирина Геннадьевна
Прокурор Прибайкальского района Республики Бурятия
Ответчики
Муниципальное унитарное предприятие Ярцы
Прибайкальская районная администрация
Комитет по управлению муниципальным хозяйством
Другие
Матайс Владимир Николаевич
Башкиров Николай Иванович
Коновалов Николай Романович
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Нимаева Оюна Зориктуевна
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
27.01.2020Передача дела судье
12.02.2020Судебное заседание
25.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.02.2020Передано в экспедицию
12.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее