ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Туравинина Ю.Ю.
дело № 33- 735 (04RS0019-01-2019-00888-62)
поступило24 января 2020г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Улан-Удэ 12 февраля 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Нимаевой О.З.
судей коллегии Вагановой Е.С., Семенова Б.С.
при секретаре Эрдынеевой Е.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Прибайкальского района Республики Бурятия к администрации МО «Прибайкальский район», МУП «Ярцы» о понуждении к созданию и поддержанию общего нормативного запаса топлива,
по апелляционной жалобе ответчика на решение Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 17 декабря 2019 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Прибайкальского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Ярцы», Прибайкальской районной администрации, Комитету по управлению муниципальным хозяйством об обязании создать и поддерживать в течение отопительного сезона 2019-2020гг. 45-ти суточный запас топлива (угля) на котельной удовлетворить.
Обязать МУП«Ярцы», Прибайкальскую районную администрацию, Комитет по управлению муниципальным хозяйством создать и поддерживать в течение отопительного сезона 2019-2020гг.45-ти суточный запас топлива (угля) на котельной по адресу: Республика Бурятия, Прибайкальский район, с. Ярцы,11 А.
Обратить решение к немедленному исполнению.
Заслушав доклад судьи Нимаевой О.З., ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, другими материалами дела, выслушав представителя истца, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Обращаясь в суд к МУП «Ярцы», Прибайкальской районной администрации, Комитету по управлению муниципальным хозяйством, прокурор Прибайкальского района Республики Бурятия просил возложить обязанность по созданию и поддержанию в течение отопительного сезона 2019-2020гг. 45-ти суточного запаса топлива (угля) на котельной по адресу: Республика Бурятия, Прибайкальский район, с. Ярцы, 11А. Просит обратить решение суда к немедленному исполнению.
Исковые требования мотивированы тем, что МУП «Ярцы» не в полной мере соблюдаются требования федерального законодательства, вследствие чего создана угроза безопасности жизни и здоровью населения, проживающего в с.Ярцы, имеется угроза возникновения чрезвычайной ситуации из-за отсутствия нормативного запаса угля на котельной. В ходе прокурорской проверки установлено, что запас топлива (угля) на котельной составляет 96,08 тонн, с учетом суточного расхода запас составляет на 18 суток, что является нарушением законодательства. Выполнение обязанности по формированию нормативного запаса топлива в силу норм действующего законодательства возложена в равной степени как на МО «Прибайкальский район», так и на МУП «Ярцы».
В судебном заседании помощник прокурора Дульская И.Г. исковые требования поддержала.
Представитель Прибайкальской районной администрации по доверенности Коновалов Н.Р. возражал против исковых требований к администрации, считая себя не надлежащим ответчиком по делу. Пояснил, что в настоящее время принимаются меры для решения сложившейся ситуации.
В судебном заседании представитель МУП «Ярцы» по доверенности Матайс В.Н., исковые требования признал.
Председатель Комитета по управлению муниципальным хозяйством Башкиров Н.И. просил рассмотреть дело в его отсутствие, полагал, что Комитет не является надлежащим ответчиком.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе и в дополнениях к ней Глава Прибайкальского района Семенов С.А. ставит вопрос об отмене решения в части возложения обязанности на администрацию района. Указывает, что на территории района полномочия в сфере ЖКХ осуществляет Комитет по управлению муниципальным хозяйством района.
В суд апелляционной инстанции апеллянт не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Прокуратуры Хорошева О.Я. возражала против отмены решения по доводам жалобы.
Остальные участники процесса в суд не явились, надлежаще извещены о дате и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней, возражения, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003г. вопросы организации теплоснабжения населения поселения решаются органами местного самоуправления района.
Статьями 24 и 25 указанного закона регламентировано, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций и создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст. 2 ФЗ «О теплоснабжении», надежность теплоснабжения – характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о теплоснабжении обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей отнесены к общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения, на обеспечение соблюдения которых направлена государственная политика в сфере теплоснабжения.
Разрешая спор, суд, ссылаясь на то, что обязанности по обеспечению создания нормативного запаса топлива возложены и на ресурсоснабжающие организации как организации, эксплуатирующие источники теплоты (котельные), и на органы местного самоуправления в рамках исполнения ими полномочий по обеспечению надежного теплоснабжения потребителей, в том числе снабжения населения топливом, пришел к выводу о том, что ответчиками не в полной мере соблюдаются требования федерального и регионального законодательства об организации теплоснабжения в с.Ярцы Прибайкальского района, не создан нормативный запас угля, что создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории сельского поселения на безопасность жизни и здоровья, удовлетворил иск.
С выводами суда о возложении на каждого из ответчиков установленных законом обязанностей об организации теплоснабжения в сельском поселении судебная коллегия соглашается.
Доводы жалобы о том, что администрация района не является надлежащим ответчиком по делу, не основаны на законе.
В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования относятся к вопросам местного значения и не могут быть делегированы хозяйствующим субъектам. При этом суд пришел к правильному выводу, что приоритетное применение к вопросу о размерах нормативных запасов топлива, необходимых и достаточных для бесперебойного обеспечения теплом объектов ЖКХ и социальной сферы, имеют Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, определяющие правила по эксплуатации объектов ЖКХ, которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов РФ, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
В соответствии с подпунктом 6.10 пункта 6 Распоряжения Правительства РБ №550-р от 06.09.2019 «О подготовке объектов теплоэнергетики, жилищно-коммунального комплекса и бюджетной сферы к отопительному сезону 2019/2020 года» на глав муниципальных образований возложена персональная ответственность за недопущение чрезвычайных ситуаций в период прохождения отопительного сезона 2019/2020 года, осуществление контроля подготовки объектов жизнеобеспечения и жилищного фонда военных городков, расположенных на территории муниципальных образований, и формирование запаса топлива.
Вместе с тем, согласно п. 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115, энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
В соответствии с п. 21 Порядка определения нормативного запаса топлива на источниках тепловой энергии, утв.Минэнерго РФ от 10.08.2012 г. № 377 для расчета размера нормативного эксплуатационного запаса топлива (НЭЗТ) принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток. Для твердого топлива НЭЗТ рассчитывается на 45 суток.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций на органе местного самоуправления муниципального района лежит обязанность обеспечить организацию надежного теплоснабжения на территории района, включая сельское поселение Ярцы и выполнение обязанности по формированию нормативного запаса топлива возложено как на МО «Прибайкальский район»,так и на МУП «Ярцы», как организацию, имеющую источники теплоты и непосредственно обслуживающую котельную.
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Законодателем установлено, что в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, органы местного самоуправления поселений обязаны принимать меры по организации обеспечения теплоснабжения потребителей администрация сельского поселения. В рассматриваемом деле к участию в деле администрации сельского поселения «Ярцы» не привлекалась.
В связи с изложенным, довод жалобы о том, что администрация района не обязана создавать нормативный запас топлива, на результат рассмотрения дела не влияет, поскольку муниципальное образование обязано принять меры и организовать создание нормативного запаса топлива в соответствии с требованиями закона.
Доводы жалобы о том, что администрацией района принимаются меры по теплоснабжению сельского поселения, обоснованно расценены судом в качестве ненадлежащего исполнения указанной выше обязанности, поскольку данные меры к обеспечению котельной нормативным запасом топлива не привели.
В соответствии с ч.1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что в нарушение закона в настоящее время нормативный эксплуатационный запас топлива на котельной с. Ярцы не создан, что ставит под угрозу срыв отопительного сезона 2019-2020гг.,создает угрозу безопасности жизни и здоровью населения, проживающего в сельском поселении на получение жизненно важных коммунальных услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению. Более того, со слов представителя истца в суде апелляционной инстанции установлено, что нормативный запас угля составляет в настоящее время 8 суток.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, угрозу обеспечения бесперебойного функционирования объектов жизнеобеспечения, создания чрезвычайной ситуации, учитывая погодные и климатические условия, зимнее время года, что запас топлива на котельной МУП «Ярцы» в несколько раз меньше необходимого запаса, оснований для отмены решения в части обращения решения к немедленному исполнению коллегия не усматривает.
Иных доводов и обстоятельств, способных повлиять на существо принятого по делу решения, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст.ст. 328,329,330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 17 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: