Дело №2-494/2014г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Буздяк 02 июня 2014 года
Буздякский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сахаутдиновой Г.Т., с участием заместителя прокурора <адрес>ной прокуратуры РБ ФИО2, при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <адрес> Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа <адрес> <адрес> муниципального района <адрес> (далее - МОБУ СОШ <адрес> <адрес> МР <адрес> РБ) о возложении обязанности принять меры по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> РБ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МР <адрес> РБ, МОБУ СОШ <адрес> <адрес> МР <адрес> РБ о возложении обязанности принять меры по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, указав, что в ходе проведения проверки исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства установлено, что в нарушение п.27 изменений № в СанПиН 2.4.2.2821-10 МОБУ СОШ <адрес> <адрес>, <адрес> НОШ МОБУ СОШ <адрес> <адрес> МР <адрес> РБ имеет надворные туалеты; в нарушение п.4.14 СанПиН 2.4.2.2821-10 в МОБУ СОШ <адрес> <адрес> МР <адрес> РБ отсутствуют раздевальные для мальчиков и девочек при спортивных залах; в нарушение п.4.27 СанПиН 2.4.2.2821-10 в МОБУ СОШ <адрес> <адрес> МР <адрес> РБ отсутствуют умывальные раковины в помещениях начальных классов, кабинете домоводства; в нарушение п.5.8. СанПиН 2.4.2.2821-10 в МОБУ СОШ <адрес> <адрес> МР <адрес> РБ отсутствуют специальные демонстрационные столы в кабинете физики. Данные нарушения существенно нарушают права несовершеннолетних воспитанников образовательного учреждения на получение образования в условиях отвечающих требованиям действующего законодательства. В связи с чем, просит возложить на администрацию муниципального района <адрес> и МОБУ СОШ <адрес> <адрес> МР <адрес> РБ следующие обязанности:
-оборудовать туалетами МОБУ СОШ <адрес> <адрес>, <адрес> НОШ МОБУ СОШ <адрес> <адрес> в соответствии с требованиями изменений № СанПиН 2.4.2.2821-10;
- оборудовать раздевальными для мальчиков и девочек при спортивном зале МОБУ СОШ <адрес> <адрес> в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10;
-оборудовать кабинет физики МОБУ СОШ <адрес> <адрес> специальными демонстрационными столами в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10.
Участвующий в судебном заседании заместитель прокурора <адрес> ФИО2 иск поддержал, просил удовлетворить ее в полном объеме по основаниям изложенном в иске.
Представитель ответчика - директор МОБУ СОШ <адрес> <адрес> Р.ШФИО7 в судебном заседании исковые требования прокурора района признал, поясняя, что устранение вышеуказанных нарушений требует денежных затрат, финансирование школы осуществляется за счет муниципального бюджета, самостоятельно устранить выявленные нарушения не имеет возможности.
Представитель ответчика Администрации МР <адрес> РБ ФИО4 (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г), также представляющая интересы третьего лица, не заявляющих самостоятельные требования - МКУ Отдел образования МР <адрес> РБ, привлеченный определением суда от 14.05.2014г., суду пояснила, что указанные нарушения в МОБУ СОШ <адрес> <адрес> МР <адрес> РБ связаны из-за отсутствия финансирования в школе, которая производится за счет бюджета муниципального района.
Заслушав истца, представителей ответчика, изучив материалы дела, в том числе, предмет и основания заявленного иска, исследовав все представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст.43 Конституции РФ каждый имеет право на образование.
Статьей 5 Закона РФ "Об образовании" установлено, что государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
Статья 51 Федерального закона "Об образовании" устанавливает, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
В соответствии со ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении и не могут ущемляться права ребенка.
В силу ст.31 Закона РФ "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ст.2 ФЗ РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999г. органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Судом установлено, что прокуратурой района в ходе проведения проверки исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства в МОБУ СОШ <адрес> <адрес> МР <адрес> РБ требования санитарно-эпидемиологического законодательства не выполняются, что также подтверждается справкой о результатах проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства от ДД.ММ.ГГГГ года.
В соответствии со ст. 28 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Устройство и содержание образовательных и дошкольных учреждений независимо от организационно-правовых форм должно отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №189.
В нарушение указанных требований, для достижения положительного результата образовательного процесса и сохранения учащихся в МОБУ СОШ <адрес> <адрес>, <адрес> НОШ МОБУ СОШ <адрес> <адрес>, не оборудовано туалетами, в МОБУ СОШ <адрес> <адрес>, не оборудовано раздевальными для мальчиков и девочек при спортивном зале, специальными демонстрационными столами в кабинете физики в соответствии с требованиями изменений № СанПиН 2.4.2.2821-10.
ДД.ММ.ГГГГ МОБУ СОШ <адрес> <адрес> МР <адрес> РБ поставлен на учет в МРИ ФНС России № по РБ, присвоен № №, о чем свидетельствует свидетельство серии №; ДД.ММ.ГГГГ МОБУ СОШ <адрес> <адрес> МР <адрес> РБ присвоен основной государственный регистрационный № за государственным регистрационным №№, что подтверждается свидетельством серии №
В судебном заседании директор МОБУ СОШ <адрес> <адрес> МР <адрес> РБ ФИО5 суду пояснил, что школа является некоммерческой бюджетной организацией, финансовое обеспечение деятельности полностью осуществляется за счет средств бюджета муниципального района.
Согласно п.1.5 Устава МОБУ СОШ <адрес> <адрес> МР <адрес> РБ, утвержденного постановлением главы Администрации МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что учредителем МОБУ СОШ <адрес> <адрес> МР <адрес> РБ является Администрация муниципального района <адрес> РБ. Функции и полномочия собственника имущества учреждения от имени МР <адрес> РБ осуществляет Администрация муниципального района <адрес> РБ.
Судом установлено, что источником формирования финансовых ресурсов МОБУ СОШ <адрес> <адрес> МР <адрес> РБ являются бюджетные средства, внебюджетные средства и иные источники в соответствии с законодательством РФ.
Из чего следует, что ответчики обязаны обеспечивать финансирование, развитие материально-технической базы образовательных учреждений и соответствие их состояния требованиям санитарных норм и правил.
Исполнение обязанности по соблюдению действующего законодательства не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия у обязанного лица денежных средств.
Данные нарушения существенно нарушают права несовершеннолетних воспитанников образовательного учреждения на получение образования в условиях, отвечающих требованиям действующего законодательства.
В судебном заседании установлено, что на день рассмотрения дела директором МОБУ СОШ <адрес> <адрес> МР <адрес> РБ ФИО5 допущенные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства не устранены, в МОБУ СОШ им.<адрес> <адрес>, <адрес> НОШ МОБУ СОШ <адрес> <адрес> МР <адрес> РБ не оборудовано туалетами, в МОБУ СОШ <адрес> <адрес> не оборудовано раздевальными для мальчиков и девочек при спортивном зале, специальным демонстрационным столом в кабинете физики, что не в полной мере обеспечивает охрану здоровья учащихся.
Суд приходит к выводу, что из-за нарушения ответчиком требований санитарно-эпидемиологического законодательства, существенно нарушаются права несовершеннолетних воспитанников, обучающихся в МОБУ СОШ <адрес> <адрес> МР <адрес> РБ на санитарно-эпидемиологическое благополучие.
На основании изложенного заявление в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МР <адрес> РБ, МОБУ СОШ <адрес> <адрес> МР <адрес> РБ о возложении обязанности принять меры по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства подлежит удовлетворению, поскольку указанные нарушения прав неопределенного круга лиц затрагивают права граждан на санитарно-эпидемиологическое благополучие установленные ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлениями Главного государственного санитарного врача от ДД.ММ.ГГГГ №189, от ДД.ММ.ГГГГ №172.
В силу ч.4 ст.198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Ответчиками иск признан, суд принимает признание иска ответчиками, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В судебном заседании представитель ответчика - директор МОБУ СОШ <адрес> <адрес> МР <адрес> РБ ФИО5 просил уменьшить размер взыскиваемой государственной пошлины, указывая, что школа является бюджетным учреждением, имеет целевое финансирование для обучения школьников.
Исходя из имущественного положения ответчика, учитывая, что деятельность связана непосредственно с обучением детей, финансирование проводится за счет бюджета, других денежных источников школа не имеет, суд считает возможным снизить размер взыскиваемой государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Возложить на Администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан и МОБУ СОШ <адрес> <адрес> МР <адрес> Республики Башкортостан следующие обязанности:
-оборудовать туалетами МОБУ СОШ <адрес> <адрес>, <адрес> НОШ МОБУ СОШ <адрес> <адрес> в соответствии с требованиями изменений № СанПиН 2.4.2.2821-10;
- оборудовать раздевальными для мальчиков и девочек при спортивном зале МОБУ СОШ <адрес> <адрес> в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10;
-оборудовать кабинет физики МОБУ СОШ <адрес> <адрес> демонстрационным столом в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10.
Взыскать с МОБУ СОШ <адрес> <адрес> МР <адрес> Республики Башкортостан в доход местного бюджета госпошлину в размере 200 (двести) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня провозглашения через Буздякский районный суд Республики Башкортостан.
Судья
Буздякского районного суда РБ: подпись Г.Т.Сахаутдинова
Решение не вступило в законную силу