Дело № 2-227/2024
25RS0018-01-2024-000255-17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пгт. Кировский 26 июня 2024 года
Кировский районный суд Приморского края
в составе: председательствующего судьи Ханьяновой Е.Н.,
при секретаре Малюк К.Г.,
с участием помощника прокурора Кировского района Борздо А.А.,
представителя ответчика – КГБУЗ «Кировская ЦРБ» Кырова В.С., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района Приморского края Прихожденко В.Н. в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранений «Кировская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Приморского края о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кировского района Приморского края в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц обратился в Кировский районный суд с иском к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранений «Кировская центральная районная больница» (далее по тексту КГБУЗ «Кировская ЦРБ»), Министерству здравоохранения Приморского края (далее по тексту Минздрав ПК) о возложении обязанности.
Прокуратурой Кировского района проведены надзорные мероприятия по соблюдению требований к антитеррористической защищенности и пожарной безопасности объектов здравоохранения Кировского муниципального района. В ходе проверки установлено, что согласно паспорту безопасности от 2022 года КГБУЗ «Кировская ЦРБ», присвоена третья категория объекта. В нарушение пп. «г», п. 16(1) постановления Правительства РФ от 13.01.2017 № 8, отсутствует обеспечение охраны объекта путем привлечения сотрудников охранных организаций. В нарушение пп. «б», п. 16, раздела 3, постановления Правительства РФ от 13.01.2017 № 8, в здании КГБУЗ «Кировская ЦРБ» отсутствует система видеонаблюдения, позволяющая с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца.
Ссылаясь на то, что выявленные нарушения законодательства приводит к нарушению прав граждан на защиту от опасностей, возникающих при террористических актах, прокурор Кировского района просит возложить на Министерство здравоохранения Приморского края обязанность профинансировать мероприятия по оборудованию и обеспечению КГБУЗ «Кировская ЦРБ» системами видеонаблюдения, позволяющего с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца, обеспечения охраны объекта путем привлечения сотрудников охранных организаций в течении 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Возложить на КГБУЗ «Кировская ЦРБ» обязанность в течении 7 месяцев со дня осуществления финансирования, в соответствии с требованиями действующего законодательства оборудовать здание КГБУЗ «Кировская ЦРБ» системами видеонаблюдения, позволяющего с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца, обеспечения охраны КГБУЗ «Кировская ЦРБ» путем привлечения сотрудников охранных организаций.
Помощник прокурора Борздо А.А. в судебном заседании исковые требования прокурора Кировского района полностью поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, поскольку они являются законными и обоснованными.
Представитель ответчика – КГБУЗ «Кировская ЦРБ» Кыров В.С. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, поскольку оно основано на законе.
Представитель ответчика – Министерства здравоохранения Приморского края в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела уведомлён надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 3, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на основных принципах, в том числе приоритете защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, а также приоритете мер предупреждения терроризма.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
В силу п. 4 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 N 8, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
В пункте 14 Требований указано, что в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом возможных последствий совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории). Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).
В целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются мероприятия, в том числе по оборудованию системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца (пп. «б» п. 16 указанных Требований); по обеспечению охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны (п.п. «г» п. 16.1 указанных Требований).
Из материалов дела следует, что КГБУЗ «Кировская ЦРБ», является государственным лечебно-профилактическим учреждением Приморского края, расположено по адресу: Приморский край, Кировский район. пгт.Кировский, ул. Колхозная, 29.
22.07.2022 по результатам проведенного комиссией обследования объекта здравоохранения - КГБУЗ «Кировская ЦРБ», утвержден паспорт его безопасности, в соответствии с которым данному объекту присвоена третья категория опасности.
При этом указанный выше паспорт безопасности содержит сведения о необходимости выполнения мероприятий в целях обеспечения, в том числе, в соответствии с п. 16-б Постановления Правительства РФ № 8 от 13.01.2017 оборудовать системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества в устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критический элемент объекта, архивирование и хранение данных не менее 1 месяца (пункт 1 главы VII) и в соответствии с п. 16.1-г Постановления Правительства РФ № 8 от 13.01.2017 обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны (пункт 3 главы VII)
Срок исполнения запланированных в главе VII мероприятий, включая пункты 1 и 3, с учетом объема планируемых работ установлен до 30.06.2023.
20.02.2024 прокуратурой Кировского района Приморского края проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности, в ходе которой установлено, что объект здравоохранения - КГБУЗ «Кировская ЦРБ» не оборудован системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца и не обеспечена охрана объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организации.
В связи с выявленными нарушениями 04.03.2024 прокурором в адрес главного врача КГБУЗ «Кировская ЦРБ» вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере противодействия терроризму.
Однако указанные нарушения исполнения законодательства об антитеррористической защищенности до настоящего времени не устранены.
В силу п. "д" ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В числе основных мер по предупреждению (профилактике) терроризма ст. 21 Концепции выделяет организационно-технические меры, которые включают в себя разработку и реализацию целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму.
Финансовое обеспечение противодействия терроризму согласно п. 40 Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов.
Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (п. 42 Концепции).
КГБУЗ «Кировская ЦРБ» является бюджетным учреждением, учредителем которого является Приморский край. Функции учредителя осуществляют Правительство Приморского края, Министерство здравоохранения Приморского края, Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края (выписка ЕГРЮЛ).
Источниками формирования имущества учреждения, в том числе финансовых средств, является имущество, закрепленное за ним собственником имущества учреждения в установленном законом порядке; имущество, приобретенное за счет финансирования средств учреждения, в том числе за счет доходов, получаемых от приносящей доход деятельности; субсидии из областного бюджета Приморского края на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание услуг (выполнение работ), субсидии на иные цели, иные источники в соответствии с законодательством.
Постановлением Администрации Приморского края от 12.11.2019 N 747-па утверждено Положения о министерстве здравоохранения Приморского края.
В силу абз. 11 п. 2.1.2 Положения, министерство в том числе осуществляет меры по противодействию терроризму в пределах своих полномочий, в том числе принимает меры по выявлению и устранению факторов, способствующих возникновению и распространению идеологии терроризма, участвует в организации выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в собственности Приморского края, в организации выполнения юридическими и физическими лицами требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в ведении министерства, и контролирует их выполнение в соответствии с законодательством о противодействии терроризму, и другие мероприятия по противодействию терроризму, участвует в противодействии экстремистской деятельности в пределах своих полномочий.
Согласно п. 2.1.9 Положения, министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, краевого бюджета, главного администратора доходов федерального бюджета, краевого бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;
Таким образом, объем ответственности Министерства здравоохранения Приморского края за выявленные в учреждении нарушения требований антитеррористической защищенности объектов определяется тем, что данный государственный орган по отношению к подведомственному медицинскому учреждению является главным распорядителем денежных средств.
В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям учреждениям и получателям бюджетных средств, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.
В силу ч.ч. 2, 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, уставом и государственным заданием, утверждаемым учредителем.
При разрешении спора суд учитывает, что бездействие указанного ответчика в не финансировании мероприятий в области противодействия терроризму может привести к необеспечению безопасности граждан и антитеррористической защищенности объекта медицинского учреждения, что недопустимо.
Учитывая изложенное, суд находит обоснованными требование прокурора к Министерству здравоохранения Приморского края - обязать профинансировать мероприятия по оборудованию и обеспечению КГБУЗ «Кировская ЦРБ» системами видеонаблюдения, и обеспечения охраны объекта путем привлечения сотрудников охранных организации и к КГБУЗ «Кировская ЦРБ» - оборудовать здание КГБУЗ «Кировская ЦРБ» системами видеонаблюдения, позволяющего с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца, обеспечения охраны КГБУЗ «Кировская ЦРБ» путем привлечения сотрудников охранных организаций.
Обсуждая вопрос о сроках исполнения вышеуказанной обязанности, возлагаемой на ответчиков, суд считает, что срок, указанный в исковом заявлении прокурора Кировского района Приморского края, является разумным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Кировского района Приморского края Прихожденко В.Н. в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранений «Кировская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Приморского края о возложении обязанности, – удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Приморского края (ИНН 2540018454, ОГРН 1072540000103) профинансировать мероприятия по оборудованию и обеспечению КГБУЗ «Кировская ЦРБ» (692091, Приморский край, Кировский район, пгт. Кировский, ул. Колхозная, д, 29) системами видеонаблюдения, позволяющего с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца, обеспечения охраны объекта путем привлечения сотрудников охранных организаций в течении 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Кировская центральная районная больница» (ИНН 2516002728, ОГРН 1022500675691) в течении 7 месяцев со дня осуществления финансирования, в соответствии с требованиями действующего законодательства оборудовать здание КГБУЗ «Кировская ЦРБ» системами видеонаблюдения, позволяющего с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца, обеспечения охраны КГБУЗ «Кировская ЦРБ» путем привлечения сотрудников охранных организаций.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в апелляционном порядке через Кировский районный суд Приморского края в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья: Е.Н. Ханьянова