ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 апреля 2023года г. Волжск
Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Глуховой Ю.Р., при секретаре Онучиной Т.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Актугановой Л. Н. к администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл о признании права собственности на жилой дом,
Установил:
Актуганова Л.Н. обратилась в суд с иском к администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл о признании права собственности на жилой дом, площадью 101,5 кв.м., по адресу: <адрес>
В обоснование требований указала, что в 2018 году истицей на предоставленном ей на праве аренды земельном участке с кадастровым номером №, построен жилой дом, площадью 101,5 кв.м., по адресу: <адрес>. Управление Росреестра по Республике Марий Эл отказывает истице в регистрации права собственности на данный жилой дом, со ссылкой на непредставление правоустанавливающих документов на земельный участок, фактически не принимая во внимание договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (сроком на десять). Поскольку в ином порядке признание права собственности истца не возможно, заявлены указанные требования.
В судебное заседание истец Актуганова Л.Н. не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель истца Трифонова Н.Р. (по доверенности), пояснила аналогичное изложенному в иске, требования поддержала.
В судебном заседании представитель ответчика - администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл Сабитова Е.А. (по доверенности) не возражала удовлетворению требований.
В судебное заседание представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Управления Росреестра по Республике Марий Эл, филиала ППК «Роскадастр» по Республики Марий Эл, Помарской сельской администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл, Отдела по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам Волжского муниципального района Республики Марий Эл не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходи к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
ДД.ММ.ГГГГ Актуганова Л.В. обратилась в Управление Росреестр по Республике Марий Эл для осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении здания (жилого дома), по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ действия по государственной регистрации и кадастровому учету приостановлены, поскольку в техническом плане от ДД.ММ.ГГГГ, составленном кадастровым инженером Ф.И.О., не указан кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен жилой дом. В техническом плане кадастровый инженер указал: «Договор аренды земельного участка, на котором расположено здание, не зарегистрировано в Россреестре. Кадастровый номер земельного участка аннулирован. Технический план подготовлен для обращения в суд». В дальнейшем заявителем заявление было отозвано (л.д.102-103).
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Волжского муниципального района Республики Марий Эл Актугановой Л.Н. на праве аренды предоставлен из земель населенных пунктов (<адрес>), земельный участок с кадастровым номером № площадью 2098 кв.м., по адресу: <адрес>, на срок 10 лет, для индивидуального жилищного строительства. Указанный земельный участок снят с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6-9, 49).
Из технического плана, составленного ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером Ф.И.О., декларации на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ и информационного письма кадастрового инженера Ф.И.О. № от ДД.ММ.ГГГГ (со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории) (л.д.52-68, 86) в пределах границ земельного участка с кадастровым номером №, расположен кирпичный одноэтажный, индивидуальный жилой дом, без подземных этажей, площадью 101,5 кв.м., год завершения строительства 2018. В техническом плане указано местоположение контура жилого дома.
Согласно пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Согласно пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно пункта 31 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" признание права собственности на самовольную постройку является основанием возникновения права собственности по решению суда. В этой связи при рассмотрении иска о признании права собственности на самовольную постройку применению подлежат положения пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации в той редакции, которая действовала на момент принятия решения суда.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Установление правового режима использования земель, ограничение прав собственников земельных участков, как и иных категорий землепользователей, продиктовано необходимостью соблюдения прав и законных интересов иных лиц, а также обеспечения публичных (государственных, общественных) интересов, выражающихся в защите основ конституционного строя, окружающей среды и т.д. (части 2, 3 статьи 36, части 3 стать 55 Конституции Российской Федерации, подпункты 8, 10, 11 пункта 1 стать 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 70 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) предусмотрены особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на объекты недвижимости в отдельных случаях.
В силу части 12 названной статьи до 1 марта 2031 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности, и соответствующий объектам индивидуального жилищного строительства, указным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона. При этом наличие уведомления о планируемых строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства садового дома не требуется. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилой или садовый дом в случае установленном настоящей часть, осуществляется вне зависимости от соблюдения требований, установленных частью1 статьи 23.1 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-Фз «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации».
В соответствии с частью 13 статьи 70 Закона N 218-ФЗ при проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в случае, предусмотренном частью 12 названной статьи, государственным регистратором прав осуществляется проверка представленных документов на предмет наличия или отсутствия предусмотренных пунктами 1 - 10, 12, 14, 18, 22, 35, 37, 41, 45 части 1 статьи 26 указанного федерального закона оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, наличия правоустанавливающих или правоустанавливающих документов на земельный участок и соответствия: 1) ограничениям установленным в зонах с особыми условиями использования территорий, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости и (или) сведения о которых содержатся в документе, устанавливающем или удостоверяющем право на земельный участок, в границах которого расположено соответствующее здание; 2) предельным параметрам соответствующих объектов недвижимости, установленных федеральным законом и правилами землепользования и застройки, за исключением соответствия минимальным отступам от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, сооружений, за пределами которых запрещено строительства зданий, сооружений
Параметры объекта индивидуального жилищного строительства закреплены в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 39 которой относит к ним: количество надземных этажей не более чем три; высота не более двадцати метров; состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании; не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
Перечисленные параметры объекта индивидуального жилищного строительства должны указываться в техническом плане объекта недвижимости.
Учитывая приведенное правовое регулирование, юридически значимыми обстоятельствами для разрешения вопроса о возможности признания права собственности на спорное строение, как жилой дом, в рамках настоящего дела является выяснение судом вопроса о наличии ограничений на земельный участок и о соответствии предельным параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, закрепленным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из выписки из Правил землепользования и застройки Помарского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> относится с землям населенных пунктов, находится в зоне Ж-3 – зона застройки индивидуальными жилыми домами (л.д.105-109).
Как установлено судом, технический план, составленный ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером Ф.И.О., содержит данные для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о площади, количестве этажей и местоположении контура здания.
С учетом приведенного правого регулирования, установленных обстоятельств имеются все основания для выводов о том, что истцом осуществлено строительство спорного дома на земельном участке, предоставленном в установленном порядке, разрешенное использование которого допускает строительства на нем данного объекта, соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, закрепленным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В свою очередь юридически право собственности на здание и другое вновь создаваемое имущество, подлежащее регистрации, возникает с момента такой регистрации в силу статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исходя из приведенного правого регулирования, установленных обстоятельств, требования истца, о признании права собственности подлежат удовлетворению.
Учитывая позицию ответчика, при обращении истца ДД.ММ.ГГГГ с целью оформления прав на земельный участок (л.д.42, 44-45), признание судом требований истца обоснованными, понесенные истом расходы по государственной пошлине в сумме 6008 рублей (л.д.5) подлежат взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации, суд
Решил:
Исковые требования Актугановой Л. Н. (СНИЛС №) к администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл (ИНН №) о признании права собственности на жилой дом удовлетворить.
Признать право собственности за Актугановой Л. Н. на жилой одноэтажный кирпичный дом, площадью 101,5 кв.м., по адресу: <адрес>.
Взыскать в пользу Актугановой Л. Н. с администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 6008 (шесть тысяч восемь) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ю.Р.Глухова
В окончательной форме решение принято 17 апреля 2023 года