2-281/16
2 февраля 2016 года г. Сыктывкар
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Смирнова А.Г., при секретаре Манаенковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску КРОО "Комиссия по защите прав человека "Мемориал" к Министерству юстиции России о признании незаконными решения о включении в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, действий по иллюстрированию информации о включении в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента,
установил:
КРОО "Комиссия по защите прав человека "Мемориал", Сажин И.В., Андреев П.В., Зубков В.В., Мезак Э.А. обратились в суд с административным иском к УФСБ России по Республике Коми, Прокуратуре Республики Коми, Министерству юстиции РФ о признании незаконными, нарушающими статьи 10 и 11 Европейской конвенции по правам человека действия сотрудников УФСБ России по Республике Коми по составлению акта сбора образцов для сравнительного исследования от ** ** ** года, составлению и направлению запроса от ** ** **, направление Прокуратурой Республики Коми в Управление Минюста России материалов, полученных УФСБ России по Республике Коми, письмом от ** ** **, решения Минюста России от ** ** ** года о включении истца в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, действий Минюста России по иллюстрированию информации о включении в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента фотографией.
Определением суда от ** ** ** года производство по иску Сажина И.В., Андреева П.В., Зубкова В.В., Мезака Э.А. к УФСБ России по Республике Коми, Прокуратуре Республики Коми, Министерству юстиции РФ об оспаривании действий и решения, производство по требованию КРОО "Комиссия по защите прав человека "Мемориал" к УФСБ России по Республике Коми, Прокуратуре Республики Коми об оспаривании действий сотрудников УФСБ России по Республике Коми по составлению акта сбора образцов для сравнительного исследования от ** ** ** года, составлению и направлению запроса от ** ** ** года, направление Прокуратурой Республики Коми в Управление Минюста России материалов, полученных УФСБ России по Республике Коми, письмом от ** ** ** года, прекращено.
В судебном заседании представитель КРОО "Комиссия по защите прав человека "Мемориал" Зубков В.В., Мезак Э.А. иск поддержали.
Представители Министерства юстиции Российской Федерации, УФСБ России по Республике Коми, Прокуратуры Республики Коми с иском не согласны.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 2, 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.
Некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2014 года № 10-П положения пункта 6 статьи 2, абзаца второго пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" признаны непротиворечащими Конституции Российской Федерации, поскольку, выделяя некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, и устанавливая их обязанность до начала осуществления политической деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, данные законоположения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования:
направлены на обеспечение прозрачности (открытости) деятельности некоммерческих организаций, получающих денежные средства и иное имущество от иностранных источников и участвующих в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, в целях оказания воздействия - прямого или опосредованного (путем формирования общественного мнения) - на принимаемые государственными органами решения и проводимую ими государственную политику, не предполагают государственного вмешательства в определение предпочтительного содержания и приоритетов такой деятельности и не означают негативную законодательную оценку некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента;
устанавливают уведомительный порядок включения некоммерческих организаций в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, и не препятствуют некоммерческим организациям свободно изыскивать и получать денежные средства и иное имущество как от иностранных, так и от российских источников и использовать их для организации и проведения политической деятельности, в том числе в интересах иностранных источников;
исходят из презумпции законности и добросовестности деятельности некоммерческих организаций и не лишают их права на судебную защиту от необоснованных требований органов юстиции или прокуратуры о подаче заявления о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, возлагая бремя доказывания необходимости подачи такого заявления на соответствующие государственные органы.
По делу установлено, что решением Минюста России от ** ** ** года КРОО "Комиссия по защите прав человека "Мемориал" включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Основанием для включения в реестр послужили данные, свидетельствующие о получении истцом финансирования из иностранных источников – ... и участии в политической деятельности на территории Российской Федерации посредством реализации проектов по формированию общественного мнения через созданный им блогерский сайт ... в целях оказания воздействия на принимаемые государственными органами решения и проводимую ими государственную политику.
Изложенное подтверждается материалами дела, включая актом сбора образцов для сравнительного исследования веб-страниц сайта ... (статьи "..."), заключением специалиста Института языка, литературы и истории Коми научного Центра Уральского отделения РАН, актом проверки Управления Минюста России по Республике Коми от ** ** **
Вступившим в законную силу постановлением мирового судьи ... участка г. Сыктывкара от ** ** ** КРОО "Комиссия по защите прав человека "Мемориал" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.34 КоАП РФ за осуществление деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
При таких данных оспариваемое решение как принятое компетентным органом в установленном законом порядке и при наличии на то оснований является законным и обоснованным, прав и интересов истца не нарушает.
Использование ответчиком при иллюстрировании решения на своем официальном сайте фотографии человека в офисной одежде, галстуке и шляпе с зонтом, вопреки утверждениям истца, не несет в себе оскорбляющего либо иного негативного характера, в связи с чем не может быть признано незаконным, нарушающим права и законные интересы истца.
В связи с изложенным в удовлетворении административного иска следует отказать.
Руководствуясь статьями 178-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,
решил:
В удовлетворении административного иска КРОО "Комиссия по защите прав человека "Мемориал" к Министерству юстиции России о признании незаконными решения о включении в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, действий по иллюстрированию информации о включении в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий