Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Истра, МО
Истринский городской суд Московской области в составе:
председательствующего – судьи Климёновой Ю.В.,
при секретаре Тотоевой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сидоровой И.С. к Администрации г.о. Истра, третьи лица Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, АО Мосводоканал об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,
установил:
в Истринский городской суд обратилась Сидорова И.С., уточнив заявленные требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит признать незаконным отказ в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов» от ДД.ММ.ГГГГ №, обязать Администрацию г.о. Истра предоставить в собственность за плату земельный участок с КН №, площадью 2200 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, путем заключения договора купли-продажи, ссылаясь на то, что является арендатором земельного участка площадью 2200 кв. м, КН № по адресу: <адрес>, на земельном участке расположен жилой дом с КН №, находящийся в ее собственности.
Она обратилась в Администрацию г.о. Истра с заявлениями о предоставлении земельного участка в собственность за плату. В ответ было получено решение об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов» от ДД.ММ.ГГГГ №, ссылаясь на то, что испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка: нахождение земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством Российской Федерации, Московской области.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Меньщикова М.И. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представители Администрации г.о. Истра, Министерства имущественных отношений Московской области, Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, АО Мосводоканал в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Выслушав доводы истца, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации Истринского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане площадью 2200 кв. м, местоположением: <адрес> (л.д. 17-18).
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией муниципального образования «Истринский муниципальный район Московской области» и Яровым М.Н. заключен договор аренды земельного участка общей площадью 2200 кв. м с КН № по адресу: <адрес> для использования в целях: для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 10-14).
Согласно п. 2.1 договора срок аренды участка устанавливается на 20 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между Яровым М.Н. и Зариповым Д.А. заключено соглашение об уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20-23).
ДД.ММ.ГГГГ право аренды указанного земельного участка на основании соглашения об уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано за Сидоровой И.С. (л.д. 35-41).
ДД.ММ.ГГГГ за Сидоровой И.С. зарегистрировано право собственности на жилой дом площадью 45 кв. м с КН № по адресу: <адрес>. Жилой дом находится в границах земельного участка с КН № (л.д. 29-34).
Решением Администрации г.о. Истра от ДД.ММ.ГГГГ № Сидоровой И.С. отказано в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов», ссылаясь на то, что испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка: нахождение земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством Российской Федерации, Московской области.
Разъяснено, что согласно заключению Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области оборотоспособность земельного участка с КН № ограничена: зона с особыми условиями использования территории в соответствии с Решением Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 17.04.1980 №500-1143; СанПиН 2.1.4.1110-02; СП 2.1.4.2625-10, в связи с чем, предоставление его в собственность не представляется возможным (л.д. 42-43).
В соответствии с положениями ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу ч. 1 ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд устанавливаются Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (пункт 2 статьи 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности, земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд (пункт 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 70.1 ЗК РФ, резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 названного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрены статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.17 и статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Для отказа в предоставлении земельного участка в собственность по основанию, предусмотренному пунктом 17 статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
Согласно информации Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области и основанному на нем сводному заключению Министерства имущественных отношений Московской области по согласованию проектов отрицательных решений (л.д. 54-77) испрашиваемый земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории (сведения подлежат уточнению с учетом требований нормативных правовых актов по установлению зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения), находится в приаэродромной территории, земельный участок полностью расположен в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Вместе с тем, согласно информации Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, представленной в ходе рассмотрения дела, сведения о том, что земельный участок расположен в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд – отсутствуют (л.д. 167-169).
Таким образом, в настоящее время обременение испрашиваемого земельного участка в виде его резервирования для государственных или муниципальных нужд отсутствует.
Поскольку для уточнения факта нахождения земельного участка в зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения с учетом требований нормативных правовых актов требуются специальные познания в области землеустройства, судом по делу назначена и проведена землеустроительная экспертиза.
Согласно Заключению землеустроительной экспертизы (л.д. 92-138) испрашиваемый земельный участок, с КН № площадью 2200 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> не расположен в границах зон с особыми условиями территории, в том числе находится за пределами 2-го пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы в соответствии со следующими документами:
а) Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.1.4.2625-10 «зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы»;
б) Совместное постановление ЦИК СССР и СНК СССР от 17.05.1937 года №96/834 «О санитарной охране водопроводов и источников водоснабжения»;
в) Постановление СНК РСФСР от 23.05.1941 года №355 «О санитарной охране Московского водопровода и источников его водоснабжения»;
г) Постановление Совета Министров РСФСР от 30.11.1971 года №640 «Зона санитарной охраны западной водопроводной станции Московского водопровода и питающих ее источников»;
д) Постановление Совета Министров РСФСР от 10.02.1983 года №71 «Об установлении границ водоохранных зон москворецкого и волжского источников питьевого водоснабжения г. Москвы»,
е) Решение исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного Советов народных депутатов от 17.04.1980 № 500-1143 «Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП».
Земельный участок, с КН №, площадью 2200 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> полностью расположен за пределами 100 метровой полосы ограничения хозяйственной деятельности источника питьевого водоснабжения – Рублевской станции водоподготовки, а также береговой полосы р. Романовка, на которые распространяются меры ограничительного характера.
Постановление ЦИК СССР и СНК СССР от 17.05.1937 №834 не устанавливает границ поясов ЗСО, оно носит декларативный характер.
Согласно Постановлению Совмина РСФСР от 30.11.1971 №640 «Об утверждении зоны санитарной охраны Западной водопроводной станции Московского водопровода и питающих ее источников», испрашиваемый земельный участок, как и вся восточная часть села Онуфриево входит в пределы 2-го пояса ЗСО, но декларативно относится к бассейну р. Озерна, а не к бассейну р. Истра.
Постановление СМ РСФСР от 10 февраля 1983 года №71 «Об установлении границ водоохранных зон Москворецкого и Волжского источников водоснабжения г. Москвы» не устанавливает границ поясов ЗСО, а лишь отдает приказ об их установлении МинВодХозу и МинЗраву РСФСР.
В границы 2 пояса ЗСО по решению МосГор и МосОблисполкомов от 17 апреля 1980 г. №500-1143 «Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г.Москвы в границах ЛПЗП» земельный участок испрашиваемый истцом Сидоровой И.С., не входит.
Согласно п.2.3.4 СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2010 №45) второй пояс зон санитарной охраны гидроузла (пояс ограничений) включает акваторию источника водоснабжения и территорию первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, которая простирается по берегам водохранилищ, основных водотоков, а также по берегам притоков первого порядка, входящих в гидротехническую систему. Основными водотоками в зон санитарной охраны гидроузлов являются: р. Москва, р. Озерна, р. Вазуза, р. Гжать, р. Руза (от створа Рузского гидроузла до устья), р. Истра, р. Малая Истра, р. Касня.
Особое использование приаэродромной территории требует согласования размещения объекта капитального строительства, что в данном случае не является препятствием в части предоставления земельного участка, более того, расположенный на нем объект капитального строительства на момент рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка уже находился в собственности Сидоровой И.С., доказательств того, что на момент предоставления земельного участка прежнему владельцу в ДД.ММ.ГГГГ были установлены границы красных линий, суду представлено.
В настоящий момент спорный земельный участок не занят площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами, то есть территорией, которой пользуется неопределенный круг лиц. Земельный участок не зарезервирован, а также согласно сведениям ЕГРН он относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, что соответствует основному виду разрешенного использования, установленного Правилами землепользования и застройки территории для зоны Ж-2 – зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым признать незаконным оспариваемый отказ органа местного самоуправления в предоставлении государственной услуги и обязать предоставить Сидоровой И.С. земельный участок в собственность за плату путем заключения договора купли-продажи.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Сидоровой И.С. – удовлетворить.
Признать незаконным решение Администрации г.о. Истра об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать Администрацию г.о. Истра предоставить Сидоровой И.С. в собственность за плату земельный участок с №, площадью 2200 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, путем заключения договора купли-продажи.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Истринский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
мотивированное решение
составлено ДД.ММ.ГГГГ