Судья Федоренко Л.В. Дело 33а-2500/2020
УИД 24RS0041-01-2019-003103-93 А-3.031
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 февраля 2020 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в
составе:
председательствующего Мирончика И.С.,
судей Корниенко А.Н., Сударьковой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Копейкиной Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гагаркиной Любови Александровны к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска о признании решения незаконным, возложении обязанности
по апелляционной жалобе Гагаркиной Л.А.,
на решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 9 октября 2019 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Заслушав доклад судьи Корниенко А.Н.,
УСТАНОВИЛА:
Гагаркина Л.А. обратилась с указанным административным иском.
Требования мотивированы тем, что Гагаркина Л.А. обратилась в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска с заявлением о предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка, расположенного в <адрес>, с целью размещения индивидуального жилого дома, на основании пункта 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ. Она является инвалидом второй группы бессрочно. 14 октября 2016 года административный истец была признана Управлением социальной защиты населения администрации Октябрьского района в г. Красноярске решением № 32 малоимущей для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. В соответствии с распоряжением администрации Октябрьского района г. Красноярска от 17.08.2018 года № 773-р поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Решением Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 02.04.2019 года № Г-3398 Гагаркиной Л.А. отказано в предварительном согласовании земельного участка, в связи с тем, что на образуемом земельном участке размещен объект недвижимости, на который она не предоставила правоустанавливающие документы. Отказ Департамента незаконен, так как объект недвижимости на испрашиваемом земельном участке является самовольным строением согласно заключению от 15.11.2001 года ДФГУП «Крастехинвентаризация». Владельцем домовладения, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> являлся ФИО6, умерший <дата>. Гагаркина Л.А. непродолжительное время жила в этом доме. В настоящее время дом не пригоден к эксплуатации и Гагаркина Л.А. готова произвести работы по сносу дома после предоставления ей земельного участка.
Гагаркина Л.А. просила признать незаконным решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка от 02.04.2019 года № Г-3398 и возложить на административного ответчика обязанность принять решение о предварительном согласовании предоставления вновь образуемого земельного участка в течение четырнадцати дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Гагаркина Л.А. просила отменить решение суда первой инстанции, принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований, ссылаясь на обстоятельства и правовую позицию, изложенную в административном исковом заявлении, полагая, что суд первой инстанции не дал им должной оценки.
Заслушав Гагаркину Л.А. и ее представителя Акопяна А.С., признав возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных неявившихся сторон, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не просивших об отложении дела, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии со ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что решение суда не подлежит изменению по следующим основаниям.
В силу статьи 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из оснований возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является договор аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Из статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов определены положениями пункта 2 статьи 39.6 названного Кодекса.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 января 2015 года N 1 утвержден перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
К числу таких гарантий относится и положение статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющее право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В соответствии с пунктом 1 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901), инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Пунктом 8 ст. 39.15 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В силу п.4 ч.1 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.
Как следует из материалов дела, Гагаркина Л.А. является инвалидом второй группы, решением Управления социальной защиты населения администрации Октябрьского района в г. Красноярске № 32 от 14 октября 2016 года признана малоимущей для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, распоряжением администрации Октябрьского района г. Красноярска № 773-р от 17.08.2018 года принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
4 марта 2019г. Гагаркина Л.А. обратилась в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска(далее - ДМиЗО администрации г.Красноярска) с заявлением о предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка, расположенного в <адрес>, с целью размещения индивидуального жилого дома, на основании пункта 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ.
Решением ДМиЗО администрации г.Красноярска от 2 апреля 2019 года № Г-3398 Гагаркиной Л.А. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку на земельном участке, который предстоит образовать, расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам. Согласно заключению отдела муниципального контроля департамента на испрашиваемом земельном участке расположен индивидуальный жилой дом. Правоустанавливающие документы на дом не представлены.
Согласно данным ЕГРН по адресу: <адрес> расположен жилой каркасно-засыпной дом, площадью 34,2 кв.м., 1972 года постройки, который поставлен на кадастровый учет 13 января 2011 года, как ранее учтенный.
По заключению ДФГУП «Крастехинвентаризация» от 15.11.2001г. жилой дом по адресу: Цимлянская, 148 Б/3 является самовольно выстроенным, числится за Максимовым В.М.
ФИО6 умер <дата>.
Разрешая заявленные Гагаркиной Л.А. требования, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что действия административного ответчика по отказу в предоставлении земельного участка законны, так как на земельном участке расположен жилой каркасно-засыпной дом.
Судебная коллегия считает эти выводы суда первой инстанции ошибочными в связи со следующим.
В силу части 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия).
Между тем, в материалы дела административным ответчиком в обоснование нахождения на земельном участке жилого дома предоставлено лишь никем не подписанное заключение в отношении земельного участка по <адрес> о наличии усадьбы жилого дома. Само заключение не имеет даже даты.(л.д.49, 76)
Иных доказательств наличия на земельном участке дома в материалы дела не предоставлено.
Копия технического паспорта ДФГУП «Крастехинвентаризация» от 15.11.2001г. подтверждает наличие дома на 2001год, но не дату обращения Гагаркиной Л.А. в марте 2019г.
Однако судом первой инстанции не дано никакой оценки этим обстоятельствам.
В соответствии с п.61 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами кодекса административного судопроизводства РФ» исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
Судебная коллегия учитывает, что в оспариваемом отказе не содержится нормативного обоснования его необходимости со ссылкой на применимые в данном случае положения п.4 ч.1 ст. 39.16 ЗК РФ.
Исходя из приведенных норм права, регулирующих возникшие правоотношения, судебная коллегия считает, что административный ответчик не доказал обоснованности своего отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
В таком положении судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в части оспаривания решения Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 02.04.2019 года с принятием в этой части нового решения о частичном удовлетворении иска. Следует признать незаконным данное решение Департамента от 02.04.2019 года об отказе Гагаркиной Л.А. в предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка, расположенного в г. Красноярске по ул. Цимлянская и обязать Департамент повторно рассмотреть заявление Гагаркиной Л.А. от 4 марта 2019г.
Вместе с тем, в удовлетворении административных исковых требований о возложении на ДМиЗО администрации г.Красноярска обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка судом первой инстанции отказано верно, поскольку такое решение возможно принять только после установления всех юридически значимых обстоятельств по делу, в том числе установления фактического наличия или отсутствия жилого дома на земельном участке.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 9 октября 2019 года изменить, отменить решение в части оспаривания решения Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 02.04.2019 года, принять в этой части по делу новое решение, которым административные исковые требования Гагаркиной Любови Александровны удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 02.04.2019 года об отказе Гагаркиной Любови Александровне в предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка, расположенного в <адрес>.
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска повторно рассмотреть заявление Гагаркиной Любови Александровны от 4 марта 2019г. о предварительном согласовании предоставления земельного участка и о результатах рассмотрения сообщить в Октябрьский районный районный суд г.Красноярска и Гагаркиной Л.А.
В остальной части решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 9 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
судьи: