Дело№2а-1028/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 декабря 2019 года пос.Ува Удмуртской Республики
Увинский районный суд Удмуртской Республики в составе судьи Ёлкиной В.А.,
при секретаре Ложкиной М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ***2 к Межрайонной ИФНС России *** по ***1 о признании незаконным отказа в перерасчете сумм страховых взносов за 2017-2018 годы с учетом произведенных расходов, выраженного в письме от *** ***, и возложении на административного ответчика обязанности устранить нарушения прав и законных интересов административного истца,
у с т а н о в и л:
Истец ***2 обратился в суд с вышеназванным иском к административному ответчику, мотивируя свои требования тем, что в период с *** по *** он был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и в период за 2014-2018 годы применял упрощенную систему налогообложения, которая предусматривает в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при этом размер дохода предпринимателя в целях исчисления страховых взносов определяется в соответствии со статьей 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее- НК РФ). В указанный период он имел доход (без учета расходов) свыше 300000 руб. в год и уплачивал страховые взносы исключительно из расчета величины дохода.
*** он обратился в Межрайонную ИФНС России *** по ***1 с заявлением о перерасчете суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее-ОПС) в размере 1% подлежащих оплате с доходов, превышающих 300 000 рублей, за 2017-2018 гг. с учетом суммы расходов за данный налоговый период.
Письмом от *** Межрайонная ИФНС России *** по ***1 оставила его заявление без удовлетворения в связи с отсутствием оснований для перерасчета.
Данное решение обжаловано им в УФНС по ***1 Республики, однако решением от 30.07.2019г. жалоба оставлена без удовлетворения.
Действия административного ответчика по отказу в перерасчете страховых взносов являются незаконными на основании следующего.
В соответствии с пп.1 п.1 ст.430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, уплачивают страховые взносы на ОПС в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
Согласно положениям статьи 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных пунктом 3 данной статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
Статья 346.15 НК РФ устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения.
Положения статьи 346.16 НК РФ содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.11.2016 № 27-П разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.
Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», изложенная в Постановлении № 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.
Таким образом, в целях определения размера подлежащих уплате заявителем страховых взносов за 2017-2018гг., подлежит учету информация о доходах предпринимателя за этот период, уменьшенных на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц, в связи с чем суммы страховых взносов на ОПС в размере 1% подлежащих оплате с доходов, превышающих 300000 руб., за 2017-2018 гг. с учетом суммы расходов за данные налоговые периоды составляет:
за 2017 год сумма дохода составляет 5684129 руб., сумма расходов 5598662 руб., сумма вмененного дохода составила 267972 руб., размер страховых взносов- (5684129 руб. - 5598662 руб. +267972 -300000) х 1%= 534,39 руб.;
за 2018 год сумма дохода составляет 1249431 руб., сумма расходов 1268651 руб., сумма вмененного дохода составила 139206 руб., размер страховых взносов- (1249431 руб. - 1268651 руб. +139206-300000) х 1%= - 1800,14 руб.
Согласно представленным декларациям по УСН за 2017-2018 гг налоговый орган рассчитал сумму страховых взносов самостоятельно исходя из суммы дохода и предъявил к уплате за 2017 год - 56521,01 руб. и за 2018 - 10886,37 руб.
Таким образом, с учетом расходов к уплате подлежит 534,39 рублей страховых взносов, а к уменьшению за 2017 год - 55986,62 руб., за 2018 год- 10886,37 руб.
Административный истец ***2 просит признать незаконным отказ Межрайонной ИФНС России *** по ***1 в перерасчете сумм страховых взносов за 2017-2018 гг. с учетом произведенных расходов, выраженный в письме от *** ***, обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ***2 путем уменьшения сумм страховых взносов к уплате в бюджет за 2017 год на сумму 55986,62 руб. и за 2018 год - на сумму 10886,37 рублей.
В судебное заседание истец ***2 не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Представитель истца ***4 исковые требования поддержала в полном объеме, привела те же доводы, что и в исковом заявлении.
Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России *** по ***1 А.Т., действующая на основании доверенности, исковые требования истца не признала, поддержала письменные возражения, согласно которых в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ для индивидуальных предпринимателей, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, страховые взносы на ОПС в случае, если величина дохода за расчетный период превышает 300000 рублей, определяются в фиксированном размере 23400 рублей за 2017 год, 26545 рублей за 2018 год, плюс 1% суммы дохода индивидуального предпринимателя, превышающего 300000 рублей за расчетный период. При этом, размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым подп. 1 п. 1 ст. 430 Кодекса. Учитывая изложенное, если доход индивидуального предпринимателя в расчетном периоде превышает 300000 рублей, то такой индивидуальный предприниматель, помимо фиксированного размера страховых взносов, доплачивает на свое пенсионное страхование 1% с суммы дохода, превышающего 300000 рублей, но до определенной предельной величины.
Согласно подп. 3 п. 9 ст. 430 Кодекса в целях применения положений пункта 1 данной статьи для плательщиков, применяющих УСН, доход учитывается в соответствии со статьей 346.15 Кодекса, согласно которой индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, при определении доходов учитывают доходы, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 248 Кодекса. Таким образом, в целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей на УСН, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период.
Расходы, предусмотренные статьей 346.16 Кодекса, в этом случае не учитываются, т.к. Налоговым кодексом РФ вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период предусмотрен только в отношении тех индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают НДФЛ. Норм, распространяющих данный подход на иных плательщиков на других налоговых режимах, Налоговый кодекс РФ не содержит.
Подп. 6 п. 9 ст. 430 Кодекса предусмотрено, что для плательщиков, применяющих более одного режима налогообложения, облагаемые доходы от деятельности суммируются.
Согласно положениям п. 2 ст. 432 Кодекса, в случае неуплаты или неполной уплаты индивидуальными предпринимателями, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, страховых взносов в сроки, установленные Кодексом, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В соответствии с декларациями по УСН и ЕНВД, представленными ИП ***2 за 2017, 2018 годы, сумма полученного дохода по УСН за 2017 год составила 5684129 рублей, за 2018 год - 1249431 рублей, сумма вмененного дохода по ЕНВД за 1-4 кварталы 2017 года - 267972 рублей, за 1,2 кварталы 2018 года - 139206 рублей.
Таким образом, доход индивидуального предпринимателя в расчетном периоде превышает 300000 рублей, следовательно, помимо фиксированного размера страховых взносов предприниматель должен заплатить 1% взносов с суммы фактически полученного дохода, которая превышает 300000 рублей.
Размер страховых взносов на ОПС, подлежащих уплате в размере 1% с суммы дохода, превышающего 300000 рублей за 2017год составит 56521,01 руб. (5684129 +267972 - 300000) х1%; за 2018год- 10886,37руб. (1249431 +139206 - 300000) х 1%.
Ссылка ***2 на правовую позицию, изложенную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П об аналогичном определении налоговой базы по страховым взносам налогоплательщиками НДФЛ и налогоплательщиками УСН, применяющими объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», являются не состоятельной, поскольку данное постановление касается только плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДФЛ и предметом конституционного нормоконтроля в данном постановлении являлись другие законоположения, регулирующие Федеральным законом от *** № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», а не главой 34 НК РФ. Исходя из вышеизложенного, налоговый орган полагает, что основания для перерасчета отсутствуют. Данные разъяснения были даны ***2 письмом от *** исх. *** на его запрос б/н от 08.10.2018г.
Согласно решения Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 №АКПИ 18-273 федеральный законодатель, устанавливая принципы обложения страховыми взносами, которые детализированы в главе 34 «Страховые взносы» Налогового кодекса Российской Федерации (его статьях 419 - 432), применительно к обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование указанных в статье 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, не ввел предписания об исчислении в целях применения положений пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации доходов указанной категории плательщиков с учетом расходов, предусмотренных статьей 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, порядки определения доходов в целях уплаты страховых взносов индивидуальным предпринимателем, применяющим УСН, и индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ, не тождественны, так как Налоговый кодекс прямо указывает индивидуальному предпринимателю, применяющему УСН, на необходимость определения доходов только в соответствии со статьей 346.15 Кодекса.
С учетом вышеизложенного, налоговый орган считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению и просит отказать в удовлетворении иска ***2
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ (глава 22) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 8, 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности указанных решений, действий (бездействия) суд выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
До 01.01.2017 отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ), с 01.01.2017 регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2018 года) индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 НК РФ; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 НК РФ плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 НК РФ.
Согласно подп.1 п.1 ст.430 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.11.2017 года №335-ФЗ, действующей с 01.01.2018 года) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта.
Следовательно, индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы за себя, исходя из своего дохода от предпринимательской деятельности, полученного за расчетный период.
В соответствии с п. 9 ст. 430 НК РФ в целях исчисления размера страхового взноса определен порядок определения размера дохода в зависимости от налогового режима, на котором находится плательщик страховых взносов.
В частности, для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, доход учитывается в соответствии со ст. 346.15 НК РФ.
Из материалов дела следует, что ***2 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с *** по ***. *** ***2 прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
В 2017-2018 гг. предприниматель применял упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
В соответствии с нормами ст. 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных п. 3 настоящей статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
Статья 346.15 НК РФ устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения.
Положения статьи 346.16 НК РФ содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 НК РФ на предусмотренные статьей 346.16 НК РФ расходы.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации N 27-П от 30.11.2016, взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ предполагают, что для цели исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
При таких обстоятельствах, взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
В связи с изменением порядка исчисления страховых взносов и принятием постановления Конституционного суда Российской Федерации от №27-П ***2 обращался в УПФР в *** ***1 Республики (межрайонное) с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов за 2014-2015 годы, отказ Управления в перерасчете сумм страховых взносов обжаловал в суд. Решением Увинского районного суда от 20.05.2019 года, вступившим в законную силу 25.06.2019 года, признан незаконным выраженный в письме от *** *** отказ УПФР в *** ***1 Республики (межрайонное) в перерасчете ***2 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014-2015 годы с учетом произведенных расходов, на ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных истца путем принятия решения о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014 год в сумме 116127,01 руб., за 2015 год в сумме 123477,66 руб. и передаче его на исполнение в Межрайонную ИФНС России *** по ***1.
Указанное решение суда было исполнено, кроме того, УПФР в *** ***1 Республики (межрайонным) было принято решение от ***, которым ***2 произведен перерасчет страховых взносов на ОПС за 2016 год и возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов, что подтверждается уведомлением от *** ***.
*** ***2 обратился в Межрайонную ИФНС России *** по ***1 с заявлением о перерасчете суммы страховых взносов на ОПС в размере 1% подлежащих оплате с доходов, превышающих 300000 рублей, за 2017-2018 гг. с учетом суммы расходов за данный налоговый период. Письмом от *** *** Межрайонная ИФНС России *** по ***1 оставила его заявление без удовлетворения в связи с отсутствием оснований для перерасчета.
Данное решение ***2 оспорил в УФНС по ***1 Республики, однако решением от 30.07.2019г. ***@ его жалоба оставлена без удовлетворения.
Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками налога на доходы физических лиц аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, суд приходит к выводу, что изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении N 27-П от 30.11.2016 правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации. Следовательно, в целях определения размера подлежащих уплате заявителем страховых взносов за 2017-2018 г.г. подлежала учету информация о доходах предпринимателя за этот период, уменьшенных на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Из представленной заявителем налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2017 год, следует, что сумма полученных доходов за налоговый период (код строки 213) составила 5684129 руб., кроме того, ***2, помимо дохода по упрощенной системе налогообложения, в 2017 году получил доход от деятельности, облагаемой ЕНВД, в размере 267972 рублей. Соответственно, совокупный доход ***2 за 2017 год от видов деятельности, облагаемых по УСН и ЕНВД, составил 5952101 руб. При этом сумма произведенных расходов за данный период составила 5598662 руб. (код строки - 223).
Сумма доходов с учетом расходов за 2017 год составит 353439 руб. (5684129 + 267972 - 5598662 = 353439).
Таким образом, размер страховых взносов, подлежащих уплате за 2017 год, составляет 534,39 руб.((353439 - 300 000) х 1%).
По расчетам налогового органа размер страховых взносов (без учета произведенных расходов) за 2017 года составляет 56521,01 руб.
По налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2018 год, сумма полученных доходов за налоговый период (код строки - 213) составила 1249431 руб., кроме того, ***2, помимо дохода по упрощенной системе налогообложения, за 1-2 квартал 2018 года получил доход от деятельности, облагаемой ЕНВД, в размере 139206 рублей. Соответственно, совокупный доход ***2 за 2018 год от видов деятельности, облагаемых по УСН и ЕНВД, составил 1388637 руб. При этом сумма произведенных расходов за данный период составила - 1268651 руб. (код строки - 223).
Сумма доходов с учетом расходов за 2018 год составит 119986 руб. (1249431 + 139206 - 1268651 = 119986).
Таким образом, размер страховых взносов, подлежащих уплате за 2018 год, составляет -1800,14 руб.((119986 - 300 000) х 1%).
По расчетам налогового органа размер страховых взносов (без учета произведенных расходов) за 2018 год составляет 10886,37 руб.
Межрайонной ИФНС России *** по УР вынесены решения от *** *** о взыскании с ***2 страховых взносов и пени в размере 42989,15 руб., от *** *** о взыскании страховых взносов и пени в размере 13757,91 руб., от *** *** о взыскании страховых взносов и пени в размере 11648,87 руб.
Полученный годовой доход индивидуального предпринимателя, уменьшенный на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога ИФНС России *** по УР не оспорены; представленная страхователем налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, содержащая сведения о годовом доходе и произведенных расходах, под сомнение не поставлена, доказательств иного размера дохода и расходов не представлено, в связи с чем, суд приходит к выводу о подтверждении предпринимателем сумм доходов и расходов.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие оснований для определения обязанности предпринимателя по уплате страховых взносов за 2017-2018 гг. исходя из суммы полученных доходов без учета расходов, связанных с получением этих доходов, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого отказа ИФНС России *** по ***1, выраженного в письме от *** *** в перерасчете сумм страховых взносов за 2017-2018 годы с учетом произведенных расходов, и соответственно, решения Управления Федеральной налоговой службы по ***1 от *** ***@ об оставлении жалобы ***2 на действия (бездействие) должностных лиц Межрайонной ИФНС России *** по ***1 без удовлетворения.
Поскольку сумма страховых взносов, определенных к уплате предпринимателем, исчислена с общей суммы дохода предпринимателя без учета произведенных расходов, что противоречит позиции, изложенной в Постановлении N 27-П, суд находит исковые требования административного истца обоснованными. При этом выводы Конституционного Суда Российской Федерации сформулированы не применительно к конкретной системе налогообложения, а к принципам определения базы для начисления страховых взносов в общем, что согласуется с позицией, изложенной в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017. В связи с чем суд отвергает доводы административного ответчика о неприменимости к данной ситуации Постановления КС РФ от 30.11.2016 года №27-П.
Также подлежат отклонению доводы административного ответчика о том, что следует применять правовую позицию, изложенную в письме Минфина России от 12.02.2018 N 03-15-07/8369, согласно которой налоговым законодательством вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период предусмотрен только в отношении индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают НДФЛ, и поддержанную в решении Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу N АКПИ18-273, по иску предпринимателя о признании вышеуказанного письма Министерства финансов РФ недействующим. В решении Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу N АКПИ18-273 указано на то, что поскольку оспариваемое письмо Министерства финансов РФ в силу требований статьи 15 Кодекса административного судопроизводства РФ, статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не относится к числу нормативных правовых актов, применяемых судами, арбитражными судами при рассмотрении и разрешении соответствующих дел, следовательно, содержащиеся в нем разъяснения не являются обязательными для судов.
Обжалуемый отказ налогового органа в перерасчете сумм страховых взносов нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку возлагает на ***2 обязанность уплатить страховые взносы на ОПС исходя из полученного дохода без учета произведенных расходов, то есть в большем размере, чем это предусмотрено установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога по УСН.
В соответствии с подп.1 п.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Суд учитывает при этом, что предметом административного дела рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ является проверка законности оспариваемого решения, действия. Способ восстановления нарушенного права является по данным административным делам производным требованием.
В связи с этим суд находит возможным способом восстановления нарушенного права определить возложение обязанности на административного ответчика в течение 10 дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу принять решение об уменьшении подлежащих уплате ***2 сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование: за 2017 год- на сумму 55986,62 руб., за 2018 год- на сумму 10886,37 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования ***2 к Межрайонной ИФНС России *** по ***1 о признании незаконным отказа в перерасчете сумм страховых взносов за 2017-2018 годы с учетом произведенных расходов, выраженного в письме от *** ***, и возложении на административного ответчика обязанности устранить нарушения прав и законных интересов административного истца-удовлетворить.
Признать незаконным отказ Межрайонной ИФНС России *** по ***1 в перерасчете сумм страховых взносов за 2017-2018 годы с учетом произведенных расходов, выраженный в письме от *** ***.
Обязать Межрайонную ИФНС России *** по ***1 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ***2 путем принятия решения об уменьшении подлежащих уплате сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование: за 2017 год- на сумму 55986,62 руб., за 2018 год- на сумму 10886,37 руб. в течение 10 дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд ***1 Республики в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме через Увинский районный суд.
В окончательной форме решение принято ***.
Судья- В.А.Ёлкина