Судья: Кирсанов А.Ю.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Гражданское дело № 33-15403
25 декабря 2018 года город Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Евдокименко А.А.,
судей - Желтышевой А.И. и Осиповой С.К.,
при секретаре – Астафьевой Д.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе – Фадеевой Т.Ф. на решение Автозаводского районного суда города Тольятти Самарской области от 3 сентября 2018 года, которым постановлено:
«Исковые требования Фадеевой Т.Ф. к ГУ - УПФ РФ в Автозаводском районе городе Тольятти о включении в стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии в связи с лечебной деятельностью – удовлетворить частично. Засчитать Фадеевой Т.Ф. в специальный (медицинский) стаж работ, дающий право на досрочную пенсию период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера здравпункта СКП-9 Цент медицины труда ОАО «АвтоВАЗ». В удовлетворении остальных исковых требований Фадеевой Т.Ф. к ГУ - УПФ РФ в Автозаводском районе города Тольятти – отказать.»
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда – Евдокименко А.А., объяснения в поддержание апелляционной жалобы истца – Фадеевой Т.Ф. и ее представителя – Писарева И.А., возражения на доводы апелляционной инстанции представителя ответчика - ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе города Тольятти Самарской области – Сиваковой Е.Е., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Истец – Фадеева Т.Ф. обратилась в суд с иском о включении периодов трудовой деятельности в специальный трудовой стаж и возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии к ответчику – ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе города Тольятти Самарской области в обоснование своих требований указав, что истец - Фадеева Т.Ф. ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Решением ответчика №№ от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии, из-за отсутствия 30 лет специального стажа. Данный отказ истец считает незаконным. По подсчетам ответчика, медицинский стаж истца составляет: 16 лет 7 месяцев 3 дня. По мнению истца в медицинский стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, должны быть засчитаны периоды работы истца, не включенные ответчиком, а именно: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера здравпункта СКП-9 Центра медицины труда ОАО «<данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера здравпункта ОАО «<данные изъяты>», исключая периоды: отпуска без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 11 дней, итого: 13 лет 8 месяцев 18 дней. В спорные периоды истец работала в учреждении по охране здоровья населения и осуществляла лечебную деятельность. Таким образом, отказ в назначении досрочной пенсии по мнению истца, обусловлен формальными, не имеющими принципиального значения обстоятельствами.
На основании изложенного истец просила суд: 1) засчитать Фадеевой Т.Ф. в специальный (медицинский) стаж работ, дающий право на досрочную трудовую пенсию следующие периоды работы истца: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера здравпункта СКП-9 Цент медицины труда ОАО «<данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера здравпункта ОАО «<данные изъяты> исключая периоды: отпуска без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; 2) обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации Автозаводском районе города Тольятти назначить Фадеевой Т.Ф. досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения со дня обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое истец – Фадеева Т.Ф. считает неправильным, просит его отменить и принять новое решение, которым удовлетворить ее иск в полном объеме.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы – Фадеевой Т.Ф. судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации» трудовая пенсия назначается досрочно лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, назначается, в том числе, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Согласно действовавшему до 1 января 2009 года пункту 3 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и значения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В действующей на настоящий момент редакции закона аналогичное правовое регулирование предусмотрено пунктом 2 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации».
Правительство Российской Федерации во исполнение предоставленного ему полномочия Постановлением от 29 октября 2002 года №781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном в Федеральном законе понятия «лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения» и «учреждение здравоохранения».
В силу требований ст. ст. 81 и 83 Закона РФ от 20 октября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в стаж дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, работы в организациях здравоохранения, не относящихся к лечебно-профилактическим учреждениям.
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений лечебная и иная работа, в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464, а список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066.
При разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу п.п. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет, (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»).
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 7 октября 2005 года №627 «Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» к учреждениям здравоохранения относятся: 1) лечебно-профилактические учреждения; 2) учреждения здравоохранения особого типа: 3) учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; 4) аптечные учреждения. Непосредственно медицинскую помощь оказывают только лечебно-профилактические учреждения, которые, в свою очередь, подразделяются на больничные учреждения, диспансеры, амбулаторно-поликлинические учреждения, центры, в том числе научно-практические, учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания крови, учреждения охраны материнства и детства, санаторно-курортные учреждения.
Устанавливая в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, при том учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно - профилактических учреждений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2006 года №84-0 и от 29 января 2009 года №67-0-0).
Таким образом, из содержания указанных норм права и правовых позиций Верховного суда РФ и Конституционного суда РФ следует, что в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий назначения трудовой пенсии направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное пенсионное обеспечение связывается не с любой работой в определенной профессиональной сфере, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными исполняемыми функциональными обязанностями по занимаемой должности, спецификой и характером труда. Исходя из этого законодатель выделил в особую категорию работников, то есть лиц, состоящих в трудовых отношениях, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения протекала на протяжении длительного периода в учреждениях здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки. Этой категории работников предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение. Осуществляемая коммерческими организациями, в том числе, обществами с ограниченной ответственностью, деятельность в медицинской сфере, организуется ими по своему усмотрению и не охватывается требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к продолжительности и интенсивности работы в тех или иных должностях. В связи с этим, выполняемая ими профессиональная деятельность существенно отличается от жестко регламентируемой деятельности работников учреждений здравоохранения, а потому установленные законодателем различия в условиях досрочного пенсионного обеспечения по старости, основанные на таких объективных критериях, как условия, режим и интенсивность работы, не могут быть компенсированы наличием лицензии на осуществление медицинской деятельности у названных коммерческих организаций.
Из материалов дела видно, что истец - Фадеева Т.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет лечебную деятельность по охране здоровья населения в медицинском учреждении, что подтверждается записями в трудовой книжке.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец - Фадеева Т.Ф. обратилась к ответчику - ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Автозаводском районе городе Тольятти с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, то есть по основанию предусмотренному п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ». По результатам рассмотрения указанного заявления ответчик в назначении досрочной страховой пенсии истцу отказал, в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Из решения ответчика №№ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в специальный стаж истцу не засчитаны следующие периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера здравпункта СКП-9 Центра медицины труда ОАО «<данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера здравпункта ОАО «<данные изъяты>».
Судом также установлено, что в спорные правоотношения действовал список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, который и следует применять. Поименованным Списком должностей, действительно поименована должность фельдшер, однако, перечнем учреждений не поименованы те учреждения, в которых работала истец (центр медицины труда, отдел медицинского обеспечения ОАО).
В пункте 6 названных Правил, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 года №449, предусмотрено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном данными правилами, работа в должностях, указанных в списке: в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно- эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Между тем, истец работала в здравпункте, который не относится к категории фельдшерского здравпункта воинской части, а ОАО «<данные изъяты>» не является структурным подразделением государственных или муниципальных организаций (воинских частей). Положения пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» к спорным отношениям не применимы.
Кроме того, пунктами 1 и 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Статьей 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что застрахованное лицо, то есть гражданин, имеет право получать бесплатно в органах Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства или работы по своему обращению сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете; получить бесплатно у страхователя копию сведений о себе, представленных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации и налоговые органы для индивидуального (персонифицированного) учета; в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией, либо в суд. Следовательно, законодательно закреплено право гражданина не только беспрепятственно получать информацию о состоянии своего индивидуального лицевого счета, но и влиять на его содержание.
Из материалов дела видно, что в системе государственного пенсионного страхования истец была зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ, однако доказательств направления обращений о своем несогласии с содержанием индивидуальных сведений от истца, а также недостоверности поданных работодателями в отношении истца индивидуальных сведений истцом не представлено.
С учетом указанного судебная коллегия находит, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости частичного удовлетворения иска, а именно включении в специальный трудовой стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера здравпункта СКП-9 Цент медицины труда ОАО «<данные изъяты>», а также отказа в удовлетворении иска в остальной части, поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что в период трудовой деятельности истца, который суд первой инстанции не включил ей в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, истец работала в коммерческой организации, работа в которой в силу вышеприведенных норм действующего законодательства и законодательства действовавшего в указанный период не подлежит включению в указанный стаж.
Не может судебная коллегия признать убедительными доводы апелляционной жалобы о тождественности функций исполняемых истцом как в периоды засчитанные ей в специальный стаж, так и в период, не засчитанный в этот стаж, поскольку они не имеют правового значения для разрешения настоящего гражданского дела по существу, так как для разрешения данного дела правовое значение имеет правовой статус организации в которой истец осуществляла трудовую деятельность, а в силу вышеприведенных норм закона работа в коммерческих организациях, преследующих извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (ст. 50 ГК РФ) не включается в стаж дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
В части включения в специальный трудовой стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера здравпункта СКП-9 Цент медицины труда ОАО «<данные изъяты>», решение ответчиком не обжалуется, поэтому в силу требований ст. 3271 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для проверки законности и обоснованности решения суда первой инстанции в данной части.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
о п р е д е л и л а :
Решение Автозаводского районного суда города Тольятти Самарской области от 3 сентября 2018 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - Фадеевой Т.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи -