Судья Щелканов М.В. Дело № 33-2859/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Нагорновой О.Н.,
судей Перминовой Н.А. и Слободянюк Т.А.,
при секретаре Глобу Н.В.
рассмотрела в судебном заседании 15 мая 2017 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО «Сыктывкар» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена>, по которому
иск А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего М., к администрации МО ГО «Сыктывкар» об обязании предоставить жилое помещение, предоставить социальную выплату удовлетворен частично;
администрация муниципального образования городского округа «Сыктывкар» обязана предоставить М. благоустроенное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры, на состав семьи один человек, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах территории МО ГО «Сыктывкар» с учетом права М. на дополнительную площадь;
в оставшейся части иска отказано.
Заслушав доклад судьи Нагорновой О.Н., объяснения А. судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
А. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении жилья, предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, указав, что истец с членами своей семьи, один из которых – несовершеннолетний М. страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. № 378, проживает в непригодном для проживания жилом помещении, принадлежащим лицу, не относящемуся к членам их семьи, признана малоимущей и состоит на жилищном учете.
Суд постановил приведенное решение, оспоренное администрацией МО ГО «Сыктывкар», как не соответствующее требованиям ст.ст.51 и 57 ЖК РФ.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 ГПК РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установил суд, и подтверждается материалами дела, А. и ее несовершеннолетние дети: М., М1, М1 проживают и зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: <Адрес обезличен>, принадлежащем на праве собственности Б., членом семьи истца и ее детей не являющимся.
Данным жилым помещением А. и её дети пользуются по устному договору безвозмездного пользования с его собственником.
Заключением МВК от <Дата обезличена> <Номер обезличен> всех жилые помещения в <Адрес обезличен> были признаны не соответствующими требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и непригодными для постоянного проживания.
По заключению врачебной комиссии <Номер обезличен> от <Дата обезличена> М., ... г.р., страдает заболеванием (диагноз ...), входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378, по категории ....
Недвижимого имущества на праве собственности М. не имеет, что подтверждено выпиской из ЕГРП.
Семья А., включая несовершеннолетнего М., признана малоимущей для предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с <Дата обезличена>, а также - в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 N 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» с датой постановки на учет <Дата обезличена> под номером ... по категории «семьи, имеющие трех и более детей» - под номером ..., по категории «инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства, семьи, имеющие детей-инвалидов» - под номером ....
Установив приведенные обстоятельства, суд при разрешении спора пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований А., поданной в интересах М. о предоставлении ему жилья по основаниям, установленным п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, и отказе в оставшейся части иска.
Постановленное по делу решение А. не оспорено.
Доводы апелляционной жалобы АМО ГО «Сыктывкар» о незаконности решения суда в части удовлетворения исковых требований А. судебной коллегией отклоняются.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
Согласно части первой статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередной порядке.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством РФ органом.
Таким образом, эта норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан.
К такой категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, как обоснованно было установлено судом первой инстанции, относится несовершеннолетний М.
Доводы жалобы о том, что судом не установлен факт проживания по месту жительства истца и ее детей нескольких семей, основанием к отмене решения суда в оспариваемой части быть не могут, поскольку они основаны на ошибочном толковании апеллянтом норм материального права.
Разъясняя конституционный смысл гарантии, предусмотренной пп. 3 п. 2 ст. 57 ЖК РФ, Конституционный Суд РФ указал, что согласно указанной норме правом на внеочередное предоставление жилых помещений обладают граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 данного Кодекса перечне (Определение Конституционного Суда РФ N 560-О от 29.03.2016). При этом никаких оговорок о том, что данное право возникает или может быть реализовано только в случае, если страдающий тяжелой формой хронического заболевания гражданин проживает в помещении, занятом несколькими семьями, ни в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, ни в актах Конституционного Суда РФ или Верховного Суда РФ, не имеется. Напротив, из Постановления Правительства РФ от 16.06.2006 № 378 следует, что критерием включения заболеваний в утвержденный им Перечень является именно их характер, обуславливающий невозможность совместного проживания граждан в одной квартире, безотносительно от наличия или отсутствия между ними родственных или семейных связей.
Таким образом, законодатель, предусматривая право лица, страдающего тяжелой формой включенного в Перечень заболевания, на внеочередное предоставление жилого помещения, исходит из необходимости оградить его и проживающих совместно с ним лиц (независимо от того, являются ли они членами разных семей либо одной семьей) от неблагоприятных проявлений, которые сопутствуют заболеванию.
В силу изложенного решение суда по настоящему делу в оспариваемой части является правильным и отменено по доводам апелляционной жалобы быть не может.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ и оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО «Сыктывкар»– без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи