судья ФИО2
дело №
УИД-05RS0№-25
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 мая 2023 года, №, г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего ФИО11,
судей ФИО3 и Пономаренко О.В.
при секретаре судебного заседания ФИО5
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к МВД по РД о признании решения Комиссии МВД по РД от <дата> (протокол №) о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья незаконным и восстановлении в списках сотрудников МВД по РД на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья с момента подачи документов для постановки на учет ЦЖБК МВД по РД, т.е. <дата>,
по апелляционной жалобе истца на решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата>,
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО11, доводы представителя истца, просившего удовлетворить апелляционную жалобу, пояснения представителя ответчика, полагавшего, что апелляционная жалоба подлежит отклонению, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к МВД по РД о признании решения Комиссии МВД по РД о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья незаконным и восстановлении в списках сотрудников МВД по РД на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья с момента подачи документов для постановки на учет ЦЖБК МВД по РД, т.е. <дата>, в обосновании которого указано, что истец, <дата> года рождения проработал в ОВД РД в календарном исчислении 33 года, был уволен из ОВД МВД по выслуге лет.
<дата> истец обратился в ЦЖБ комиссию МВД по РД с заявлением, к которому были приложены все необходимые документы о постановке на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилья.
В сентябре 2021 г. согласно базе данных на сайте МВД по РД истец узнал, что он был принят на учет <дата>.
Истец обратился с письмом на имя начальника УОТО МВД по РД ФИО6 с просьбой внести изменения в базу данных, изменить дату постановки на учет с момента подачи заявления.
Начальник УОТО МВД по РД ФИО6 своим письмом сообщил, что истец был принят на учет <дата> с присвоением уникального номера №000241 изменить дату постановки на учет он не может, предложил обратиться в суд, что истец и сделал.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы от <дата>, оставленное без изменения определением Верховного Суда РД, действия МВД по РД по принятию истца на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения с <дата> признаны незаконными, и указано - установить очередность на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения с <дата>.
Правовой отдел МВД РД направил в УОТО МВД по РД решение Советского районного суда г. Махачкалы и Определение ВС РД для исполнения.
После этого в ноябре и практически до конца декабря 2022 г. истец по указаниям сотрудников УОТО МВД по РД обновлял документы, подтверждающие его право на получение ЕСВ.
При очередном посещении УОТО МВД РД в конце декабря 2022 г. истцу вручили уведомление за подписью начальника Тыла МВД по РД ФИО7 о снятии его с учета для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилья.
На вопрос истца, что означают данные нормы закона и правил, истцу в устной форме пояснили, что основанием для снятия с учета на получение ЕСВ является утрата оснований получения единовременной социальной выплаты и при несогласии с принятым решением Комиссии МВД по РД о его снятии с учета на получение ЕСВ истец вправе обратиться в суд.
РешениемСоветского районного суда г. Махачкалы от <дата> постановлено:
«В удовлетворении исковых требований ФИО1 (<дата> г.р., паспорт серии 82 10 № от <дата>) к МВД по РД (ИНН: 0541018037, ОГРН: 1020502626858) о признании решения Комиссии МВД по РД от <дата> (протокол №) о снятии ФИО1 с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительство жилья незаконным и восстановлении ФИО1 в списках сотрудников МВД по РД на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, с момента подачи документов для постановки на учет в ЦЖБК МВД по РД, т.е. <дата> отказать».
На данное решение истцом подана апелляционная жалоба, в которой выражает несогласие с ним по следующим основаниям.
Основанием для отказа в решении суда указано, что сыну истца ФИО10 с <дата> по <дата> на праве собственности принадлежало жилое помещение общей площадь. 65,2 кв.м.
Сыну Магомедсаламу в тот момент было более 18 лет и он не входил в список лиц, на которого распространялась выплата ЕСВ.
С принятым решением ЦЖБК МВД по РД об исключении из списков лиц, которым положена выплата ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения, он не согласен. Ни он, ни члены его семью эти нормы закона и Правил не нарушали, и оснований для снятия с учета на получение ЕСВ не было.
Он со своей супругой зарегистрированы в <адрес>, а проживают в по адресу <адрес>а РД в домовладении, принадлежащем ФИО8 и по настоящее время своего жилья не имеют. Все эти сведения он представил в ЦЖБК МВД по РД лично, неоднократно их обновлял, никогда их не скрывал.
Считает, что неправомерные действия ЦЖБК МВД по РД о снятии с учета на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения нарушают его конституционные и гражданские права на получение жилого помещения.
Проверив материалы дела, выслушав мнение сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулирует Федеральный закон от <дата> N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от <дата> N 247-ФЗ).
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что стороной истца не представлено доказательств, опровергающих доводы ответчика о непредставлении в комиссию ЦЖБК МВД по РД сведений о принадлежавшем в период с <дата> по <дата> на праве собственности сыну истца ФИО10 жилом помещении общей площадью 65,2 кв.м., посчитал действия по снятию истца с учета обоснованными, и соответственно отсутствующим оснований для удовлетворения исковых требований.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 1, части 1, пунктам 1 и 2 части 2 и части 4 статьи 4 Федерального закона от <дата> N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения или является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. При этом членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие вышеуказанного федерального закона, считаются несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от <дата> N 247ФЗ установлено, что правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 4 Закона о социальных гарантиях сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Подпунктом "а" пункта 5 Правил установлено, что к заявлению о принятии на учет для получения единовременной выплаты сотрудник предоставляет, в том числе копию финансового лицевого счета, справку о проверке жилищных условий, выписку из домовой книги или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи.
В силу подпунктов "б" - "г", "е" пункта 5 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании его заявления, к которому прилагаются: копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи; копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника; копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы.
Решение о принятии (отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией по предоставлению сотрудникам единовременной социальной выплаты, образованной правовым актом федерального органа исполнительной власти, не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 Правил (пп. "в" п. 14, п. 10, п. 15 Правил).
Согласно п. 16 Правил, отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных ч. 2 ст. 4 Федерального закона от <дата> N 247-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий.
В соответствии с п. 9 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудник, который с намерением принятия на учет для получения единовременной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет для получения единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся: обмен жилыми помещениями; невыполнение условий договора о пользовании жилым помещением, повлекшее выселение в судебном порядке; вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей и временных жильцов; выделение доли собственниками жилых помещений; отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности сотрудника и совместно с ним проживающих членов его семьи.
Согласно подпункту «г» пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> №, сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если указанные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет), а также неправомерных действий должностных лиц комиссии при решении вопроса о принятии на учет для получения единовременной выплаты.
В соответствии с пунктом 29 Правил при определении общей площади жилого помещения учитываются: жилые помещения, принадлежащие на праве собственности сотруднику и (или) членам его семьи; жилые помещения, занимаемые по договору социального найма сотрудником и (или) членами его семьи; совершенные после принятия на учет для получения единовременной выплаты действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера общей площади или отчуждению жилых помещений, принадлежащих на праве собственности сотруднику и (или) членам его семьи и занимаемых по договору социального найма сотрудником и (или) членами его семьи.
Абзац 5. Постановления Правительства РФ от <дата> N 1223 (ред. от <дата>) "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты" (вместе с "Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты") гласит: Принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа по форме согласно приложению N 3. К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копия финансового лицевого счета, справка о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи.
б) копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи;
в) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
г) копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника;
д) справка о стаже службы сотрудника в календарном исчислении;
е) копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы;
ж) копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случае, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации).
Согласно абз. 19 вышеуказанного Постановления Правительства сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты:
а) по личному заявлению, подаваемому в письменной форме на имя руководителя органа;
б) в случае утраты оснований для получения единовременной выплаты;
в) в случае реализации сотрудником права на получение единовременной выплаты
г) в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если указанные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет),
д) в случае прекращения сотрудником службы
е) в случае если в отношении сотрудника имеется вступивший в законную силу приговор суда за совершение в период прохождения службы в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии умышленного преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления либо в случае наличия судимости за совершение указанных преступлений, в том числе снятой или погашенной.
Из абз. 24 вышеуказанного Постановления Правительства следует: если основания для получения сотрудником единовременной выплаты утрачены, комиссия принимает решение о снятии сотрудника с учета. Соответствующие изменения вносятся в книгу учета в день принятия правового акта.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец ФИО1, <дата> года рождения проработал в ОВД РД в календарном исчислении 33 года, был уволен из ОВД МВД по выслуге лет.
<дата> он обратился в ЦЖБ комиссию МВД по РД с заявлением, к которому были приложены все необходимые документы о постановке на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилья.
Начальник УОТО МВД по РД ФИО6 на письменное обращение ФИО1 письмом сообщил, что истец был принят на учет <дата> с присвоением уникального номера №000241 изменить дату постановки на учет он не может, предложил обратиться в суд, что истец и сделал.
В конце декабря 2022 г. истцу вручили уведомление за подписью начальника Тыла МВД по РД ФИО7 о снятии его с учета для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилья.
Решением комиссии МВД по РД, утвержденным распоряжением МВД по Республике Дагестан от <дата> №, ФИО1 снят с учета на получение ЕСВ по подпункту «б» и «г» пункта 19 и пунктом 24 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1223 (далее Правил).
При этом комиссия исходила из того, что сыну истца ФИО10 с <дата> по <дата> на праве собственности принадлежало жилое помещение общей площадь. 65,2 кв.м.
Кроме того, в выписке из протокола от <дата> указано, что сотрудником (членами его семьи) совершены действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, а также предоставлены недостоверные сведения, послужившие основанием для принятия его на соответствующий учет.
Для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (далее - комиссия) (пункт 10 Правил).
Право сотрудника на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от <дата> N 247-ФЗ.
При выявлении недостоверной информации, содержащейся в представленных документах, комиссия возвращает их сотруднику с указанием причин возврата (пункт 12 Правил).
Таким образом, правовое значение для определения момента возникновения у сотрудника органа внутренних дел права на получение единовременной социальной выплаты имеет дата приема его соответствующего заявления и приложенных к заявлению документов, отражаемая в регистрационном журнале комиссии по предоставлению данной выплаты сотрудникам, которая в двухмесячный срок с даты подачи заявления принимает решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет, и в случае принятия сотрудника на учет, он подлежит постановке на учет с даты подачи заявления, а не с даты утверждения решения комиссии решением руководителя органа исполнительной власти.
По смыслу приведенных выше нормативных положений, решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты комиссия принимает при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных ч. 2 ст. 4 Федерального закона от <дата> N 247-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий.
Как следует из материалов дела и личного дела истца, представленные истцом документы не были возвращены комиссией, напротив, решением жилищно - бытовой комиссии МВД по РД ФИО1 на основании заявления/рапорта от <дата> был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании представленного им пакета документов, явившийся достаточным для принятия решения жилищной комиссией в установленный законом срок.
Дата приема соответствующего заявления сотрудника и приложенных к нему документов зафиксирована в регистрационном журнале комиссии по предоставлению данной выплаты сотрудникам №, согласно которому заявление истца зарегистрировано за порядковым номером 460.
Судебная коллегия полагает необходимым обратить внимание также на следующее обстоятельство.
Как установлено судом, истцом для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилья заявление было подано <дата> На момент подачи указанного заявления сыну истца - ФИО10 исполнился 21 год.
Из материалов дела следует, что истец поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилья <дата> с составом семьи из 3 человек (письмо от <дата> отраженное в решении суда от <дата>): истец, его супруга ФИО9 и сын ФИО10, <дата> года рождения.
Решением Советского районного суда от <дата> действия ответчика по принятию истца на учет с <дата> признаны незаконными, установлена очередность истца ФИО1 на получение ЕСВ с даты подачи заявления, то есть с <дата> В части установления права истца на получение ЕСВ судом отказано ввиду неоспаривания ответчиком данного права.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам ВС РД от <дата> данное решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Судебные акты вступили в законную силу.
Поскольку в 2012 году (на момент подачи истцом заявления для постановки на учет) ФИО10 (сыну истца) исполнился 21 год и он не являлся членом семьи истца, в силу требований ФЗ от <дата> N 247-ФЗ не мог быть принят ответчиком в качестве члена семьи при постановке истца на учет для получения ЕСВ.
При этом суду не представлено доказательств того, что сын истца ФИО10 являлся членом истца на момент подачи и постановки на учет (членами семьи сотрудника и гражданина РФ, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие вышеуказанного ФЗ, считаются несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения), то есть медицинские документы либо документы, подтверждающие обучение члена семьи.
Между тем, факт наличия и продажи (в период с <дата> по <дата>) ФИО10 (совершеннолетним сыном истца, не являвшимся членом семьи последнего на момент подачи заявления) принадлежащего ему на праве собственности недвижимого имущества не мог являться основанием для снятия истца с учета для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилья.
Вместе с тем, признание ответчиком за истцом права на получение социальной выплаты с учетом проживающего с истцом совершеннолетнего сына, не порождает для истца ФИО1 каких-либо правовых последствий, в данном случае не может служить основанием ограничения или условием реализации жилищных прав (получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения).
Более того, как следует из материалов дела, на момент принятия истца на учет, его супруга и сын, зарегистрированные по адресу: <адрес> и проживающие в с <адрес>, не имели в собственности жилые помещения. На дату снятия истца с членами семьи с учета (<дата>) истец как и его супруга с сыном также не обладали каким-либо жилым помещением.
С момента отчуждения (2012 г.) принадлежавшей совершеннолетнему ФИО10 (сыну истца) на праве собственности недвижимости прошло 9 лет, на протяжении которых никаких решений о снятии с учета ответчик не принимал, подтверждая таким образом законность и правильность своего решения о постановке на учет для получения единовременной выплаты и, создавая у истца обоснованные ожидания добросовестного поведения в виде предоставления единовременной выплаты.
Что касается регистрации истца с членами семьи в <адрес> и проживание их в <адрес> РД, то истец с момента подачи заявления, предоставляя соответствующие документы о месте регистрации (<адрес>) и фактическом месте проживания (<адрес>) (указанное следует из личного дела истца) выполнял требования, содержащиеся в Постановлении Конституционного Суда РФ от <дата> N 4-П, согласно которому уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью.
Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ. Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.
Судебная коллегия полагает необходимым обратить внимание также на юридически значимое обстоятельство по делу: имел ли истец ФИО1 право быть поставленным на учет на получение единовременной социальной выплаты в случае предоставления комиссии сведений о наличии в его собственности/собственности членов его семьи и несовершеннолетних/совершеннолетних детей в пределах 5-летнего срока до постановки на учет жилого помещения.
Статьей 53 Жилищного кодекса РФ предусмотрены последствия намеренного ухудшения своих жилищных условий, так граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Так, судебная коллегия пришла к выводу, что суждение в обоснование законности оспариваемого решения комиссии о совершении истцом намеренных действий, связанных с отчуждением принадлежащего его совершеннолетнему сыну жилого помещения, повлекших ухудшение жилищных условий в период, составляющий менее пяти лет до даты обращения с таким заявлением, не может быть признано обоснованным, поскольку комиссия сняла истца с учета не по основанию совершения указанных намеренных действий, а (как указано в выписке из протокола от <дата>) руководствуясь ч. 7 ст. 4 ФЗ от <дата> № 247-ФЗ, в соответствии с п.п. «б» и «г» пункта 19 и п. 24 Правил предоставления единовременной выплаты сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от <дата> № – по причине выявление сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет).
Между тем, на момент постановки истца на учет, Правила не предусматривали обязанность сотрудника представить комиссии сведения, подтверждающие наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений за последние 5 лет до подачи заявления о принятии на учет.
На момент подачи истцом заявления (<дата>) и соответствующих документов для получения ЕСВ (в том числе документы, подтверждающие наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы и проживают) истец ФИО1 не мог предоставить информацию о наличии у его сына на праве собственности недвижимого имущества, поскольку, во-первых на момент его обращения оно уже не находилось в собственности его сына, и во-вторых - сын истца ФИО10 на момент подачи заявления был совершеннолетним и не являлся членом семьи истца.
Доказательств, свидетельствующих умышленное искажение истцом каких-либо сведений при обращении с заявлением о постановке на учет, равно как и произведение намеренных действий по ухудшению жилищных условий материалы дела не содержат и суду не сторонами представлены.
Доводы представителя ответчика о том, что на момент принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты <дата> истец намеренно ухудшил свои жилищные условия и пятилетний срок с момента ухудшения не истек, судебной коллегией отклоняются, поскольку судебными актами суда первой и апелляционным инстанции соответственно от <дата> и <дата> право истца на получение данной социальной выплаты признано определенным и отсутствующим оснований для его установления в судебном порядке, поскольку ответчиком это право истца не оспаривается, истец принят на учет для получения выплат.
С учетом вышеуказанных обстоятельств судебная коллегия пришла к выводу, что суд первой инстанции при принятии судебного постановления допустил нарушения норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход гражданского дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя жалобы, а потому состоявшиеся по делу судебное постановление не может быть признано законным и подлежат отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований истца ФИО1
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать решение Комиссии МВД по РД от <дата> (протокол №) о снятии ФИО1 с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительство жилья незаконным.
Восстановить ФИО1 в списках сотрудников МВД по РД на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья с момента подачи документов для постановки на учет в ЦЖБК МВД по РД, т.е. <дата> с составом семьи из 2-х человек (истец и супруга).
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в <адрес> через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>.
Председательствующий
Судьи: