Дело № 2а-382/2019
Р Е Ш Е H И Е
именем Российской Федерации
г. Юрьев-Польский 19 сентября 2019 года
Юрьев-Польский районный суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Гаврилина А.С.,
при секретаре Куприяновой Т.В.,
с участием представителя административных истцов Коноплева А.В.,
представителя административного ответчика Коробченко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Панкратова В. Ф., Панкратовой О. Ф., Панкратовой М. Ю., Волковой О. Ф. к администрации муниципального образования Юрьев-Польский район о признании незаконным постановления об отказе в предоставлении в собственность земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Панкратов В.Ф., Панкратова О.Ф., Панкратова М.Ю., Волкова О.Ф. обратились в суд с административным иском к администрации муниципального образования Юрьев-Польский район (далее - администрация) о признании незаконным постановления об отказе в предоставлении земельного участка в собственность.
В обоснование указали, что на договора приватизации являются сособственниками квартиры № в жилом доме по адресу: <адрес>. Указанный дом является двухквартирным.При квартире истцов сформирован земельный участок с кадастровым №, площадью 3226 кв.м., находящийся в государственной собственности. Собственником квартиры № и приквартирного земельного участка с кадастровым № является К.Н.А.
30.05.2019 истцы обратились в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно. Однако постановлением администрации от 25.06.2019 № 865 в предоставлении участка отказано. Отказ мотивирован тем, что на данном земельном участке находится квартира, являющаяся частью многоквартирного жилого дома, в связи с чем, участок может быть предоставлен только в общую долевую собственность собственникам помещений в многоквартирном доме.
Кроме того, отказ мотивирован тем, что истцы являются собственниками квартиры, а не жилого дома, что, исходя из буквального толкования п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», не предоставляет им право на бесплатное предоставление земельного участка.
С данным решением истцы не согласились. Полагали, что отказ противоречит положениям Земельного кодекса Российской Федерации и препятствует реализации права на приобретение в собственность земельного участка.
Просили признать постановление от 17.06.2019 № 836 незаконным и возложить на администрацию обязанность предоставить земельный участок в собственность бесплатно.
В судебное заседание административные истцы не явились, их представитель Коноплев А.В. иск поддержал.
Представитель административного ответчика Коробченко Е.В. иск не признал, указал, что принятое постановление основано на положениях действующего законодательства.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Панкратов В.Ф., Панкратова О.Ф., Панкратова М.Ю., Волкова О.Ф. на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ являются собственниками квартиры (по 1/5 доле каждый) в двухквартирном жилом доме по адресу: <адрес>. Кроме того, Панкратов В.Ф. является собственником 1/5 доли квартиры на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 14.08.2014 после смерти <данные изъяты> П.Ф.В.
Собственником квартиры № в вышеуказанном доме является К.Н.А.
Квартира № расположена на земельном участке с кадастровым №, площадью 3226 кв.м., с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства, находящимся в государственной собственности.
Земельный участок был предоставлен в 1992 г. П.Ф.В. в постоянное бессрочное пользование, что подтверждается свидетельством о праве на землю от 22.09.1992.
Квартира № расположена на земельном участке площадью 3200 кв.м. с кадастровым №, разрешенное использование - личное подсобное хозяйство, находящемся в собственности К.Н.А.
Таким образом, при каждой квартире сформированы самостоятельные земельные участки.
30.05.2019 истцы обратились в администрацию с заявлением о предоставлении им земельного участка № в собственность бесплатно на основании п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Постановлением администрации от 25.06.2019 № 865 в предоставлении участка отказано. В обоснование отказа администрация сослалась на положения Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющие режим общего имущества собственников жилых помещений в многоквартирном доме, указав, что испрашиваемый истцами земельный участок может быть оформлен только в общую долевую собственность собственников квартир.
Кроме того, администрация указала, что исходя из буквального толкования п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» право на бесплатное предоставление земельного участка имеют собственники жилых домов, приобретенных в порядке наследования. Собственникам квартир такое право не предоставлено.
В соответствии с п.1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами (п.13 ст.39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу положений ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 6 утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Положения о порядке признания помещения жилым помещением, жилого помещении непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.
Таким образом, основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок, либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.
Из объяснений лиц, участвующих в деле, и материалов дела следует, что Панкратовы и К.Н.А. проживают в разных частях жилого дома, каждая из которых ограничена строительными конструкциями (стенами), расположена на отдельном земельном участке с определенным кадастровым номером, и имеет на него отдельный выход, автономную систему отопления и индивидуальные инженерные коммуникации. Помещений общего пользования в доме не имеется.
Жилой дом изначально фактически возводился как двухквартирный жилой дом блокированной застройки, жилые помещения в котором были предоставлены двум разным семьям.
Земельный участок под жилым домом <адрес> на кадастровый учет не поставлен.
Земельный участок № принадлежит на праве собственности собственнику квартиры № К.Н.А., испрашиваемый истцами земельный участок № находится под частью дома, где расположена принадлежащая им квартира и не предназначен для обслуживания всего дома, следовательно, предоставление спорного участка в общую долевую собственность собственникам квартирна основании положений жилищного законодательства невозможно.
Таким образом, отказ в предоставлении земельного участка в связи с тем, что участок может быть предоставлен только в общую долевую собственность собственникам помещений в многоквартирном доме, не основан на законе.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Право собственности истцов на квартиру возникло на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Право собственности на 1/5 долю квартиры перешло к истцу Панкратову В.Ф. в порядке наследования.
Земельный участок находится в фактическом пользовании истцов.
В собственности истцов находится часть жилого дома блокированной застройки.
Жилищный кодекс Российской Федерации относит к жилым помещениям жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната (п.п.1-3 ч. 1 ст.16)
В соответствии с ч.2 ст.16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (ч.3 ст.16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Понятие индивидуального жилого дома содержится в ч.3 ст.48 и ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым под индивидуальным домом понимается отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи.
В соответствии с ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации в Российской Федерации различаются многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, и жилые дома блокированной застройки - жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Таким образом, исходя из системного толкования приведенных норм закона, приобрести бесплатно в собственность земельный участок вправе не только собственники жилого дома, но и части жилого дома блокированной застройки, если земельный участок сформирован под данной частью жилого дома.
Иное толкование ставило бы в неравное положение собственников индивидуальных жилых домов и жилых домов блокированной застройки, что приводило бы к нарушению принципа равенства всех перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ).
Учитывая, что истцы являются собственниками части жилого дома, расположенного на испрашиваемом земельном участке, земельный участок сформирован, находится в фактическом пользовании истцов, право собственности на часть дома возникло у наследодателя до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации и перешло к истцам в порядке наследования, положения п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не препятствую истцам приобрести этот участок в собственность бесплатно.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что отказ в предоставлении земельного участка по указанным в постановлении основаниям не соответствует закону.
Вместе с тем, суд не может возложить на администрацию обязанность предоставить земельный участок в собственность истцов, поскольку разрешение указанного вопроса отнесено к полномочиям органа местного самоуправления и суд не вправе подменять установленную законом процедуру предоставления земельного участка и предрешать вопросы, которые относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Руководствуясь ст.ст.180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Панкратова В. Ф., Панкратовой О. Ф., Панкратовой М. Ю., Волковой О. Ф. удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации муниципального образования Юрьев-Польский район от 25.06.2019 № 865 об отказе в предоставлении земельного участка.
Обязать администрацию муниципального образования Юрьев-Польский район в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление Панкратова В. Ф., Панкратовой О. Ф., Панкратовой М. Ю., Волковой О. Ф. по существу.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Юрьев-Польский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 23 сентября 2019 года
Судья подпись Гаврилин А.С.