Дело №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 мая 2021 года <адрес>
Судья Советского районного суда <адрес> ФИО5 И.М., при секретаре судебного заседания ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации ГОсВД «<адрес>» к ФИО1 и ФИО4 о признании отсутствующим право собственности,
УСТАНОВИЛ:
Администрация ГОсВД «<адрес>» обратилась в суд с иском к ФИО1 о признании отсутствующим право собственности.
Иск мотивирован тем, что в ходе мероприятий, проводимых в рамках муниципального земельного контроля выявлен факт незаконного оформления прав на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000045:9008, площадью 301 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, пр. И. Шамиля, 20/1, 20/11, 20/Ш, в районе переговорного пункта.
Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что земельный участок не огорожен, не освоен, представляет собой открытую для всеобщего доступа местность, всегда использовалась и используется по настоящее время под сквер для отдыха граждан.
Проверкой установлено, что на основании постановления Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отводе гр. ФИО4 земельного участка под строительство «Дома Мебели» в районе переговорного пункта по <адрес>» на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 05:40:000045:4505 и в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности ФИО4.
В последующем указанный земельный участок уже новым собственником, ФИО3, разделен на два участка с кадастровыми номерами 05:40:000045:9008 и 05:40:000045:10807.
Регистрация права собственности произведена незаконно, в связи с чем обратилась в суд.
В судебное заседание стороны, извещенные надлежащим образом, не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении слушания дела не ходатайствовали, в связи с чем суд рассматривает дело в порядке заочного производства.
Исследовав представленные доказательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
В силу п. 1 ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Основания возникновения права собственности приведены в ст. 25 Земельного кодекса РФ, согласно п. 1 которой права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, действовавшей в период регистрации права собственности) основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания. Указанные акты (действия) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица являются формой реализации правомочий собственника по распоряжению имуществом и только при условии соблюдения предусмотренного законом порядка их принятия они могут являться основанием в частности, для регистрации права собственности на земельный участок, которая подтверждает соответствующее гражданское право, основанное на данном акте.
Таким образом, во всех приведенных нормах содержится императивное требование о необходимости соблюдения всех нормативных положений и предусмотренного законом порядка возникновения права собственности. Никакие регистрационные записи не порождают право, если отсутствуют законные основания для этого, которые включают в себя комплекс юридических фактов, порождающих право собственности, в противном случае никакого права запись в реестре сама по себе не порождает, а тот, кто указан в реестре по содержательному и буквальному смыслу закона, собственником не является. Государственная регистрация призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N132-0).
Администрацией <адрес> ведется работа по выявлению и последующему возврату земельных участков в муниципальную собственность.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 26 Устава МО ГОсВД «<адрес>» осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского поселения.
В соответствии с ч. 3 ст. 72 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.
В ходе мероприятий, проводимых в рамках муниципального земельного контроля выявлен факт незаконного оформления прав на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000045:9008, площадью 301 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, пр. И. Шамиля, 20/1, 20/11, 20/Ш, в районе переговорного пункта.
Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что земельный участок не огорожен, не освоен, представляет собой открытую для всеобщего доступа местность, всегда использовалась и используется по настоящее время под сквер для отдыха граждан.
Проверкой установлено, что на основании постановления Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отводе гр. ФИО4 земельного участка под строительство «Дома Мебели» в районе переговорного пункта по <адрес>» на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 05:40:000045:4505 и в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности ФИО4.
В последующем указанный земельный участок уже новым собственником, ФИО3, разделен на два участка с кадастровыми номерами 05:40:000045:9008 и 05:40:000045:10807.
Основания возникновения права собственности приведены в ст. 25 Земельного кодекса РФ, согласно п. 1 которой права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»,
В силу ч. 1 ст. 17 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, действовавшей в период регистрации права собственности) основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания. Указанные акты (действия) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица являются формой реализации правомочий собственника по распоряжению имуществом и только при условии соблюдения предусмотренного законом порядка их принятия они могут являться основанием в частности, для регистрации права собственности на земельный участок, которая подтверждает соответствующее гражданское право, основанное на данном акте.
Таким образом, во всех приведенных нормах содержится императивное требование о необходимости соблюдения всех нормативных положений и предусмотренного законом порядка возникновения права собственности. Никакие регистрационные записи не порождают право, если отсутствуют законные основания для этого, которые включают в себя комплекс юридических фактов, порождающих право собственности, в противном случае никакого права запись в реестре сама по себе не порождает, а тот, кто указан в реестре по содержательному и буквальному смыслу закона, собственником не является. Государственная регистрация призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N132-0).
Порядок предоставления земельных участков и возникновения права на них в 1991 - 2001 гг. регулировался Законом ФИО6 «О земле» от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № «О форме государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей», Указанием Госкомзема ДАССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О форме и выдаче свидетельств на право владения, пожизненного наследуемого владения и бессрочного (постоянного) пользования землей».
Как указано в ст. ст. 6, 28, 29 Закона ДАССР «О Земле» в постоянное или временное пользование земля предоставляется гражданам ФИО6 для огородничества, сенокошения и выпаса скота, для посева сельскохозяйственных культур. Согласно ст. 27 указанного закона граждане ФИО6 имеют право на получение в пожизненное наследуемое владение земельных участков для ведения крестьянского хозяйства, для строительства и обслуживания жилого дома, для ведения личного подсобного хозяйства, для садоводства и животноводства, для дачного строительства, в случае получения по наследству, приобретения жилого дома, для занятия народными промыслами ФИО6, В приведенном перечне отсутствует возможность получения земельного участка гражданами для строительства магазина, следовательно, предоставление ФИО4 в пользование земельного участка для строительства магазина «Дом мебели» противоречит приведенным статьям закона, а значит является незаконным.
Согласно ст. ст. 14 и 15 Закона ДАССР «О земле» от ДД.ММ.ГГГГ, и приведенным выше нормативным актам, предоставление земель с 1991 года до ДД.ММ.ГГГГ производилось путем отвода земельного участка на местности и установления границ земельного участка на местности, то есть путем проведения специальных землеустроительных работ. При этом в силу статьи 14 Закона ФИО6 «О земле» приступать к пользованию земельным участком до установления соответствующими землеустроительными органами границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право на земельный участок, запрещается. Вопреки предусмотренному законодательному порядку выделения земельного участка в спорный период, спорный земельный участок в установленном порядке не отводился. В статьях 113 и 114 Земельного кодека РСФСР указывалось, что землеустроительный процесс состоял из подготовительных работ, разработки прогнозов, схем, проектов землеустройства, отвода земельных участков в натуру, подготовки документов, удостоверяющих право владения и пользования землей. Ничего подобного в отношении спорного участка не проводилось.
В силу п. 3 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками», действовавшего в период возникновения правоотношений, вновь предоставляемые гражданам земельные участки в месячный срок после принятия решения об их предоставлении выдаются документы, удостоверяющие право граждан на землю и устанавливаются границы участки на местности. С момента выдачи этих документов граждане приобретают право на землю. Согласно абз. 8 ст. 14 Закона ДАССР «О Земле» право пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется Государственным актом, который регистрируется и выдается соответствующим ФИО2 народных депутатов.
Начиная с 1998 года, сведения о правах на объекты недвижимости, в т. ч. и земельные участки, учитываются в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), за исключением ранее возникших прав.
До 1998 года регистрацию прав на земельные участки осуществляли местные земельные комитеты, которые выдавали гражданам документы, удостоверяющие права на землю.
Из ответа Управления имущественных и земельных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в архивном фонде Управления сведения о выданном на основании постановления администрации <адрес> правоудостоверяющем документе на спорный земельный участок отсутствуют.
Таким образом, в нарушение приведенных положений земельного законодательства правоудостоверяющий документ, а также установление границ на местности в отношении спорного земельного участка не выдавались и не проводились соответственно, что свидетельствует о том, что право собственности у ответчика не возникло и, следовательно, оснований для регистрации права собственности ответчика на спорный земельный участок у регистрационного органа не имелось.
Положения абз. 2 п. 9 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» о том, что в случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность, в нашем случае не применимы в силу следующего.
Согласно представленному Управлением архитектуры и градостроительства <адрес> ответу от ДД.ММ.ГГГГ № и фрагменту карты градостроительного зонирования, спорный земельный участок находится в Зоне городских, скверов, парков, бульваров (Р-1), следовательно, спорный участок в силу закона может принадлежать только публично-правовому образованию и не может находиться в частной собственности.
Кроме того, из представленного из Управления Росреестра по РД на запрос администрации <адрес> акта согласования границ земельного участка видно, что в графе подпись и дата от представителя земель общего пользования сведения об извещении администрации <адрес> и подпись уполномоченного лица отсутствуют. Между тем, согласно ч. 7 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.
В соответствии с п. 14.1 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства» (утв. Росземкадастром ДД.ММ.ГГГГ) определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование проводятся в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, или уполномоченных ими лиц (представителей) при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей.
В соответствии со ст. 40 Закона 221-ФЗ результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. Акт согласования границ является неотъемлемой частью межевого плана, подтверждающего вновь установленные границы земельного участка. В нарушение вышеприведенных нормативных требований никаких извещений и согласительных мероприятий при формировании спорного земельного участка с нами не проводились, о чем свидетельствует отсутствие соответствующей записи.
Ненормативный акт органа местного самоуправления, противоречащий законодательству, в силу абз. 13 статьи 12 Гражданского кодекса РФ не подлежит применению (Определение Четвертого кассационного судаОО общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ по делу N 88-353/2020, Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ N 88-801/2019), следовательно, регистрирующим органом государственная регистрация права собственности на спорный земельный участок за гр. ФИО8 произведена неправомерно и с нарушением требований законодательства.
Как указано в абз. 4 п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» согласно абзацу 13 статьи 12 ГК РФ при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.
Таким образом, при изложенных обстоятельствах, учитывая, что при формировании и регистрации права собственности на земельный участок предусмотренный для этого порядок не был соблюден, то по прямому указанию императивных положений ст. ст. 15, 25 Земельного кодекса РФ, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, действовавшей в период регистрации права собственности) оснований для возникновения права также не имелось, следовательно, право собственности у него не возникло, а запись о праве является незаконной и свидетельствует только о недостоверности реестра.
Согласно сведениям из ЕГРН, ФИО8 спорный участок продан ФИО1 Г асаналиевичу
В соответствии со ст. 209 ГК РФ только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Учитывая, что право собственности у ФИО8 не возникло, то и последующие сделки по реализации спорного земельного участка являются ничтожными, поскольку отчуждены не собственниками имущества, т.е. с нарушением требований закона, а именно ст. 209 ГК РФ.
В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки,
В силу ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Ничтожность по российскому законодательству абсолютна, действует против всех и каждого, является таковой независимо от решения суда (п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ). В силу п. 1 ст. 166 ГК РФ установление ничтожности в судебном порядке возможно и без рассмотрения специального иска об их признании, для этого достаточно сослаться на нее как один из элементов основания того или иного искового требования о присуждении или же в порядке возражения против иска. Всякие требования, основанные на ничтожной сделке, независимо от заявления заинтересованных лиц, являются необоснованными. При рассмотрении аналогичных дел Пятый кассационный суд общей юрисдикции, отменяя решения судов нижестоящих инстанций, указал на необходимость суду проверить и установить ничтожность актов органов местного самоуправления как оснований регистрации права ответчика {Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 19,05.2020 по делу N 88- 1126/2020, Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 19.05,2020 по делу N 88-2877/2020, Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ по делу N 88-1140/2020).
Таким образом, учитывая, что запись о праве собственности ФИО8 является незаконной, поскольку внесена на порочных основаниях, то и последующие договоры купли-продажи являются ничтожными, т.к. заключены в нарушение требований закона и при этом они посягают на права и охраняемые законом интересы третьего лица в лице администрации <адрес>, а именно, ничтожным является договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 05:40:000045:4505, заключенный между ФИО8 и ФИО1 на основании которого ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН внесена запись о переходе права 05-05-01/514/2014-655. После приобретения земельного участка ФИО5 Б.Г. размежевал его образовал два земельных участка с кадастровыми номерами 05:40:000045:9008 и 05:40:000045:10807.
О наличии вышеуказанного договора Администрация <адрес> не знала, поскольку не является участником указанных сделок и не могла знать, так как земельный участок никогда фактически никому не передавался, а всегда находился во владении города.
По смыслу ст. 167 ГК РФ указанные договоры, будучи ничтожными сделками, не порождают правовых последствий, а значит записи о правах, внесенные в ЕГРН на основании указанных договоров, являются незаконными, не имеют правового значения и подлежат аннулированию.
В соответствии с частью 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом.
Согласно ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков. При отсутствии оснований для кадастрового учета объекта надлежащим способом устранения ранее допущенной при постановке на кадастровый учет ошибки является требование о снятии с кадастрового учета спорного объекта (п. 20 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом, в том числе восстановления нарушенного права истца (заявителя).
При изложенных обстоятельствах исковые требования Администрации ГОсВД «<адрес>» подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 и 233 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
исковые требования Администрации ГОсВД «<адрес>» к ФИО1 и ФИО4 о признании отсутствующим право собственности, удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000045:9008, площадью 301 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, пр. И. Шамиля, 20/1, 20/11,20/Ш, в районе переговорного пункта;
Применить последствия недействительности ничтожного договора купли- продажи земельного участка с кадастровым номером 05:40:000045:4505, заключенный между ФИО8 и ФИО1 и аннулировать запись о праве собственности ФИО1 Гасаналивича.
Признать недействительным и аннулировать запись о праве собственности ФИО4 на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000045:4505.
Аннулировать сведения о земельном участке и снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 05:40:000045:9008, площадью 301 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, пр. И. Шамиля, 20/I,20/II, 20/III в районе переговорного пункта.
Ответчик вправе подать в Советский районный суд <адрес> заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке, в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья ФИО5 И.М.