№ 33-7503/2023
Дело № 2-3437/2023
УИД 36RS0006-01-2023-003422-76
Строка № 2.068
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
17 октября 2023 г. г. Воронеж
судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда
в составе:
председательствующего Храпина Ю.В.,
судей Безрядиной Я.А., Кузнецовой Л.В.,
при секретаре Тринеевой Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Воронежского областного суда по докладу судьи Безрядиной Я.А.
гражданское дело № 2-3437/2023 по исковому заявлению Куликова Ивана Юрьевича к ГУ МВД России по Воронежской области, УМВД России по г. Воронежу о перерасчете стажа службы и о возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет
по апелляционным жалобам ГУ МВД России по Воронежской области и УМВД России по г. Воронежу
на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 19 июля 2023 г., с учетом определения этого же суда об исправлении описки от 28 августа 2023 г.,
(судья районного суда Багрянская В.Ю.),
У С Т А Н О В И Л А :
Куликов И.Ю. обратился в суд с иском к УМВД России по г. Воронежу, ГУ МВД России по Воронежской области о возложении обязанности произвести перерасчет стажа службы за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инспектора дорожно-патрульной службы (для выезда на ДТП) дежурной части полка дорожно-патрульной службы ГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области и за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инспектора дорожно-патрульной службы (для выезда на дорожно-транспортные происшествия) дежурной части отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД управления МВД России по
г. Воронежу в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца, о возложении обязанности назначить пенсию по выслуге лет с ДД.ММ.ГГГГ.
Требования мотивированы тем, что спорные периоды необоснованно, в нарушение требований действующего законодательства, засчитаны в выслугу в календарном исчислении. С учетом включения спорных периодов в стаж службы в льготном исчислении, право на пенсию у истца возникнет с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 19.07.2023 постановлено: обязать УМВД России по г. Воронежу засчитать Куликову И.Ю. в выслугу лет в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца периоды службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инспектора дорожно-патрульной службы (для выезда на ДТП) дежурной части полка дорожно-патрульной службы ГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инспектора дорожно-патрульной службы (для выезда на дорожно-транспортные происшествия) дежурной части отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД управления МВД России по г. Воронежу, произвести соответствующий перерасчет выслуги за указанные периоды. Обязать ГУ МВД России по Воронежской области назначить Куликову И.Ю. пенсию по выслуге лет с учетом перерасчета стажа службы в льготном исчислении с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 116-119).
В апелляционной жалобе ответчик ГУ МВД России по Воронежской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, нарушения норм материального и процессуального права, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме (л.д. 120-121).
Ответчик УМВД России по г. Воронежу просит постановленное судом решение отменить, в удовлетворении требований Куликова И.Ю. отказать.
В жалобе указано, что должности, которые занимал Куликов И.Ю., отсутствуют в Перечне подразделений и должностей начальствующего состава ГИБДД МВД России, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения на льготных условиях. Кроме того указано, что истец не выполнял на постоянной основе функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения (л.д. 138-141).
В письменных возражениях истец Куликов И.Ю. просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобы ответчиков – без удовлетворения (л.д. 131-133).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Куликов И.Ю. и его представитель по доверенности Волков Е.В. против удовлетворения жалоб возражали.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, заявлений и ходатайств об отложении слушания дела не заявлено, что с учётом части 1 статьи 327 и части 3 статьи167Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, позволяет рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, письменных возражений, выслушав пояснения истца и его представителя, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 19.12.2003 № 23
«О судебном решении» разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановленное Центральным районным судом г. Воронежа решение по настоящему делу указанным требованиям не отвечает.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Куликов И.Ю. проходил службу в должности инспектора дорожно-патрульной службы (для выезда на ДТП) дежурной части полка дорожно-патрульной службы ГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности инспектора дорожно-патрульной службы (для выезда на дорожно-транспортные происшествия) дежурной части отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД управления МВД России по г. Воронежу.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ истец уволен со службы в органах внутренних дел. На момент увольнения выслуга в календарном исчислении составила 18 лет
07 месяцев 00 дней, в льготном исчислении 19 лет 00 месяцев 24 дня.
Согласно расчету выслуги лет для назначения пенсии спорные периоды службы зачтены в выслугу лет в календарном исчислении один месяц за один месяц (1,00).
В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитывать на льготных условиях: один месяц службы за полтора месяца в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - с 1 января 2009 г. по перечню подразделений, должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Приказом МВД РФ от 22.06.2009 № 472 «Об утверждении Перечня подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях» утвержден соответствующий перечень. Данный перечень предусматривает, в том числе, должность инспектор дорожно-патрульной службы в составе строевых подразделений ГИБДД (полк (батальон, рота, взвод, в том числе отдельные, отделение, группа) дорожно-патрульной службы ГИБДД.
В силу пункта 2 Примечания к указанному перечню лицам, проходившим службу в подразделениях и должностях начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, предусмотренных настоящим Перечнем, исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях осуществляется при условии исполнения ими функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Как следует из должностного регламента инспектора ДПС (для выезда на ДТП) дежурной части ОБДПС ГИБДД УМВД России по городу Воронежу старшего лейтенанта полиции Куликова И.Ю., утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, инспектор ДПС осуществляет выезд на место ДТП для совместного с инспектором (для оформления ДТП) дежурной части ОБДПС оформления и проведения неотложный действий, а также принятие мер к ликвидации их последствий.
В соответствии с пунктом 12 Регламента инспектор ДПС имеет право составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.
В обязанности инспектора ДПС входит в том числе: организация совместно с инспектором (для выезда на ДТП) дежурной части безопасный и бесперебойный процесс дорожного движения в местах совершения ДТП. Предупреждает водителей о возникшей на их пути опасности, которую они не в состоянии своевременно обнаружить. Инспектор ДПС осуществляет совместно с инспектором (для выезда на ДТП) оформление процессуальных документов, предусмотренных нормативно-правовыми актами РФ, по факту ДТП. Контролирует совместно с инспектором (для выезда на ДТП дежурной части) соблюдение участниками дорожного движения установленных правил, нормативов и стандартов, действующих в области дорожного движения, наличие у водителей документов, предусмотренных Правилами дорожного движения РФ. Предотвращает и пресекает совместно с инспектором (для выезда на ДТП) дежурной части преступления и административные правонарушения, в пределах своих прав принимать к нарушителям меры административного воздействия.
Должностной регламент инспектора ДПС (для выезда на ДТП) дежурной части ОБДПС ГИБДД УМВД России по г. Воронежу, утвержденный ДД.ММ.ГГГГ, содержит аналогичные положения, что и должностной регламент инспектора ДПС Куликова И.Ю.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1
«О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», Приказа МВД России от 22.06.2009 № 472
«Об утверждении Перечня подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях», что в спорные периоды истец выполнял обязанности, связанные с непосредственным осуществлением функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, пришел к выводу о том, что истец имеет право на льготное исчисление выслуги лет из расчета один месяц службы за полтора месяца.
Изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда полагает, что имеются основания для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения районного суда по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом «а» части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в редакции от 10.12.2010, право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
В силу статьи 18 указанного Закона порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
В силу подпункта «г» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» в редакции от 15.02.2011 в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - с 1 января 2009 года по перечню подразделений, должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Перечнем подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, служба в которых предоставляет право на начисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, утвержденным Приказом МВД России от 22.06.2009 № 472 предусмотрены подразделения: полк (батальон, рота, взвод, отделение, группа) дорожно-патрульной службы ГИБДД, специализированный батальон (рота, взвод) дорожно-патрульной службы ГИБДД оперативного реагирования; должности: старший государственный инспектор дорожного надзора, старший инспектор дорожно-патрульной службы, государственный инспектор дорожного надзора, инспектор дорожно-патрульной службы.
Согласно примечанию к Перечню подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, утвержденному приказом МВД России от 22.06.2009 № 472 лицам, проходившим службу в подразделениях и должностях начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, предусмотренных настоящим Перечнем, исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях осуществляется при условии исполнения ими функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Перечнем подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, служба в которых предоставляет право на начисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, утвержденным Приказом МВД России от 22.06.2009 № 472, в действующей редакции предусмотрены подразделения: полк (батальон, рота, взвод, в том числе отдельные, отделение, группа) дорожно-патрульной службы ГИБДД, специализированный полк (батальон, рота, взвод, в том числе отдельные, отделение, группа) дорожно-патрульной службы ГИБДД, специализированный батальон (рота, взвод) дорожно-патрульной службы ГИБДД оперативного реагирования; должности: старшего государственного инспектора дорожного надзора, старшего инспектора дорожно-патрульной службы, государственного инспектора дорожного надзора, инспектора дорожно-патрульной службы.
В соответствии с примечанием 2 к Перечню подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, утвержденному приказом МВД России от 22.06.2009 № 472 (далее - Перечень), лицам, проходившим службу в подразделениях и должностях начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, предусмотренных настоящим Перечнем, исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях осуществляется при условии исполнения ими функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Пунктом 4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 02.03.2009 № 185 (далее - Административный регламент № 185), утратившим силу в связи с изданием Приказа МВД России от 23.08.2017 № 664, вступившим в силу 19.10.2017 и утвердившим новый Административный регламент, определено, что исполнение государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляется сотрудниками Госавтоинспекции, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в области дорожного движения.
Согласно пункту 31 названного Административного регламента № 185, исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры: контроль за дорожным движением; контроль за дорожным движением с использованием работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи; регулирование дорожного движения; остановка транспортного средства; остановка пешехода; проверка идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя транспортного средства, документов, государственных регистрационных знаков, технического состояния транспортного средства; опрос лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего и свидетеля; составление протокола об административном правонарушении; вынесение постановления по делу об административном правонарушении; отстранение от управления транспортным средством; освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения; изъятие водительского удостоверения; запрещение эксплуатации транспортного средства; задержание транспортного средства; осмотр транспортного средства и груза; досмотр транспортного средства; личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице; изъятие вещей и документов; арест вещей; доставление; административное задержание, задержание; вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; вынесение определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении; выезд на место дорожно-транспортного происшествия; составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения. Общие требования к исполнению административных процедур (действий).
На основании пункта 35 указанного Административного регламента № 185 в редакции от 22.03.2009 исполнение сотрудниками административных процедур (административных действий) осуществляется на постах, маршрутах патрулирования, административных участках, а также в ходе передвижения сотрудника на патрульном транспортном средстве в зоне ответственности подразделения к месту несения службы и обратно и в иных случаях передвижения по указанию (разрешению) руководителя подразделения или дежурного.
Пунктом 35 указанного Административного регламента № 185 в последней редакции от 22.12.2014 исполнение сотрудниками административных процедур (административных действий) осуществляется на постах, в том числе стационарных, маршрутах патрулирования, административных участках, а также в ходе передвижения сотрудника на патрульном транспортном средстве в зоне ответственности подразделения к месту несения службы и обратно и в иных случаях передвижения по указанию (разрешению) руководителя подразделения или дежурного. За пределами указанной территории исполнение сотрудниками административных процедур (административных действий) осуществляется в установленном МВД России порядке.
Основанием для осуществления контроля за дорожным движением является принятое руководителем органа внутренних дел, подразделения решение о заступлении сотрудника на службу (пункт 38 Административного регламента № 185).
Контроль за дорожным движением включает: визуальное или с использованием технических средств наблюдение за движением транспортных средств и пешеходов; наблюдение за состоянием технических средств организации дорожного движения, проезжей части дорог и дорожных сооружений, элементами их обустройства (пункт 39 Административного регламента № 185).
Контроль за дорожным движением может осуществляться: в пешем порядке; на патрульном автомобиле в движении или стационарном положении. Контроль за дорожным движением участковыми уполномоченными полиции может осуществляться на закрепленных служебных транспортных средствах. На стационарном посту ДПС. При контроле за дорожным движением могут использоваться средства авиации (вертолеты, аэростаты, дирижабли, мотодельтапланы и другие). Порядок взаимодействия экипажей средств авиации с нарядами сотрудников регламентируется отдельными инструктивно-методическими документами (пункт 40 Административного регламента № 185).
При осуществлении контроля за дорожным движением принимаются меры к: предупреждению нарушений правил дорожного движения участниками дорожного движения; предупреждению водителей о возникшей на их пути опасности, которую они не в состоянии своевременно обнаружить; выявлению затруднений в движении, предзаторовых, заторовых ситуаций, иных помех движению транспортных средств и пешеходов, осуществлению необходимых мер реагирования; оказанию, при необходимости и соответствующих обращениях, содействия участникам дорожного движения в передвижении по маршруту следования; выявлению и пресечению нарушений правил дорожного движения участниками дорожного движения; выявлению и задержанию транспортных средств, находящихся в розыске; пресечению преступлений и нарушений общественного порядка и безопасности; оказанию содействия в беспрепятственном проезде транспортных средств аварийно-спасательных служб в районы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения; фиксации и передаче в дежурную часть установленных фактов нарушений правил, нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения, недостатков в содержании дорог, инженерных сооружений, технических средств организации дорожного движения и в местах проведения работ на дорогах, угрожающих безопасности дорожного движения; выполнению указаний, полученных от руководителя подразделения или дежурного. В случае одновременного возникновения обстоятельств, требующих реагирования сотрудника, в приоритетном порядке осуществляются действия, направленные на сохранение жизни и здоровья граждан, объектов государственной охраны, предупреждение дорожно-транспортных происшествий (пункт 45 Административного регламента № 185).
При выявлении нарушения правил дорожного движения, совершенного участником дорожного движения, могут быть осуществлены: остановка транспортного средства, пешехода (пункты 63 - 81 настоящего Административного регламента) с целью пресечения этого нарушения и осуществления производства по делу об административном правонарушении; передача информации о нарушении другому наряду сотрудников или в дежурную часть (в случае необходимости пресечения нарушения и невозможности принятия самостоятельных мер к остановке транспортного средства). При одновременном выявлении нарушений правил дорожного движения, совершенных несколькими участниками дорожного движения, принимаются меры к пресечению нарушений, представляющих наибольшую опасность для жизни и здоровья граждан (пункт 47 Административного регламента № 185).
Согласно пункту 3 Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23.08.2017 № 664 (далее - Административный регламент
№ 664), государственная функция исполняется Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами.
На основании пункта 6 данного Административного регламента № 664 должностные лица при осуществлении федерального государственного надзора имеют право в том числе проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан и должностных лиц разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, являющихся предметом федерального государственного надзора (подпункт 6.2); патрулировать населенные пункты и общественные места, оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты, в том числе стационарные, и заслоны, использовать другие формы охраны общественного порядка (подпункт 6.5); составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях и другие (подпункт 6.7).
Результатом исполнения государственной функции является обеспечение соблюдения участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, предупреждение и пресечение правонарушений в данной области, сокращение количества ДТП, числа погибших и раненых в них людей, максимально возможное обеспечение бесперебойного движения транспортных средств (пункт 13 Административного регламента № 664).
Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры: надзор за дорожным движением, в том числе с использованием технических средств и специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме; остановка транспортного средства; остановка пешехода; проверка документов, идентификационного номера, номера кузова, номера шасси транспортного средства, государственных регистрационных знаков транспортного средства, а также технического состояния находящегося в эксплуатации транспортного средства; применение мер административного воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях; выезд на место дорожно-транспортного происшествия (пункт 31 Административного регламента № 664).
По смыслу приведенных норм материального права следует, что с 01.01.2009 льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам Госавтоинспекции возможно в случае наличия у сотрудников Госавтоинспекции, замещающих должности, поименованные в Перечне, соответствующих полномочий по исполнению функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
С учетом установленных по делу обстоятельств и исходя из системного толкования вышеуказанных норм, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правовых оснований для возложения на ответчика УМВД России по г. Воронежу обязанности по включению в выслугу лет в льготном исчислении периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета один месяц службы за полтора месяца, а также для возложения на ответчика ГУ МВД России по Воронежской области обязанности назначить Куликову И.Ю. пенсию по выслуге лет с учетом перерасчета стажа службы в льготном исчислении с ДД.ММ.ГГГГ, не имеется, поскольку должность и подразделение, в которых проходил службу истец, не соответствуют Перечню подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, служба в которых предоставляет право на начисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, а периодическое привлечение сотрудника к осуществлению функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, не является основанием для включения спорных периодов службы в льготном исчислении в выслугу лет, и не свидетельствует о постоянной службе в условиях, предусмотренных вышеуказанным Перечнем.
Исполнение функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения является обязательным условием для исчисления выслуги лет на льготных условиях. При этом исполнение таких функций должно быть постоянным. Разовое, непостоянное исполнение сотрудником отдельных функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии с Приказом МВД России от 22.06.2009 № 472, которым утвержден Перечень подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, служба в которых предоставляет право на начисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, не влечет право на льготное исчисление периода выслуги, что следует из буквального содержания нормативного акта.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что Куликов И.Ю. обратился за защитой своих пенсионных прав, нарушение которых на настоящий момент отсутствует, так как предоставление пенсии носит заявительный характер, за назначением пенсии по выслуге лет истец не обращался, ему в этом не отказывалось, а потому нарушение пенсионных прав Куликова И.Ю. является предположительным.
На основании изложенного, руководствуясь требованиями статей 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Центрального районного суда г. Воронежа от 19 июля 2023 г. (с учетом определения суда об исправлении описки от 28 августа 2023 г.) - отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Куликова Ивана Юрьевича к ГУ МВД России по Воронежской области, УМВД России по г. Воронежу о перерасчете стажа службы и о возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет - отказать.
Мотивированное апелляционное определение составлено 18 октября 2023 г.
Председательствующий:
Судьи коллегии: