Решение по делу № 11-52/2024 от 26.03.2024

Дело

Мировой судья: ФИО2

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    02 мая 2024 года                      г. Солнечногорск

Солнечногорский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Алехиной О.Г.,

при помощнике судьи ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Экопромсервис» на решение мирового судьи судебного участка Солнечногорского судебного района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ООО «Экопромсервис» к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги,

УСТАНОВИЛ:

ООО «ЭКОПРОМСЕРВИС» обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее-ТКО) за комнату площадью 12,1 кв.м, отпущенную по адресу: Московская область, г. Солнечногорск, <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 234,60 руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 394,43 руб., расходов по уплате госпошлины 400 руб.

В обоснование заявленных требований истец указал, что ООО «ЭКОПРОМСЕРВИС» в соответствии конкурсными процедурами, проведенными Министерством экологии и природопользования Московской области, во исполнение положений п. 20 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», осуществляет функции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории своей деятельности, включая территории Клинского и Солнечногорского районов Московской области с ДД.ММ.ГГГГ Ответчику ФИО1 на праве собственности принадлежит комната площадью 12,1 кв.м, расположенная в квартире по вышеуказанному адресу, и ответчик обязан оплачивать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Ответчик оплату за оказанную услугу не производит, в связи с чем образовалась задолженность за заявленный ко взысканию период.

В судебное заседание представитель истца не явился, просил дело рассматривать в свое отсутствие.

Ответчик в судебном заседании против удовлетворения иска возражал.

Решением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ иск ООО «ЭКОПРОМСЕРВИС» оставлен без удовлетворения.

Об отмене постановленного по делу решения как незаконного и необоснованного просит истец ООО «ЭКОПРОМСЕРВИС» по доводам апелляционной жалобы.

Представитель истца ООО «Экопромсервис» по доверенности ФИО4 в судебное заседание суда апелляционной инстанции явился, доводы апелляционной жалобы поддержал.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание суда апелляционной инстанции явился, против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение мирового судьи оставить без изменения, пояснив, что в принадлежащей ему на праве собственности комнате он не проживает более 20 лет, в заявленный период также не проживал, никаких отходов по данному адресу никогда не производил и не выбрасывал, услугой истца по спорному адресу не пользуется. Кроме того, ссылался также на то, что договор с ООО «Экопромсервис» он не заключал, производить оплату в отсутствие подписанного им лично договора не намерен.

Проверив материалы дела, выслушав представителя истца, ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд приходит к следующим выводам.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, мировой судья исходил из того, что решением Солнечногорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт чинения ФИО1 препятствий в пользовании принадлежащей ему на праве собственности комнатой по спорному адресу, данный факт является основанием для освобождения ответчика как собственника жилого помещения от обязанности оплачивать коммунальные платежи за услуги, которыми он не пользовался.

Однако с такими выводами суда первой инстанции согласиться нельзя.

Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.

    Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).

Как указано в ч. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

    В соответствии с п. 20 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

    Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ " (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами"), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

    Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

    Из пункта 148 (1) Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) - 148 (6) настоящих Правил.

    Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

    Из содержания п. 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными    отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.

    В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

    Как усматривается из материалов дела, на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Алексинской зоне Регионального оператора от ДД.ММ.ГГГГ и Приложения к данному соглашению «Зона деятельности регионального оператора», по итогам конкурсного отбора, проведенного Правительством Московской области ДД.ММ.ГГГГ, ООО "ЭКОПРОМСЕРВИС" в установленном порядке наделено статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Алексинской зоны Регионального оператора, в которую входит г.о. Солнечногорск Московской области, на территории которого находится имущество, принадлежащее на праве собственности ответчику.

    Ответчику на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит комната площадью 12,1 кв.м в <адрес> по адресу: Московская область, г. Солнечногорск, <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 16-17).

    Таким образом, судом установлено, что услугу по обращению с ТКО по адресу, по которому находится принадлежащее ответчику на праве собственности жилое помещение, оказывает истец.

    Текст Договора на оказание услуг по обращению с ТКО в г.о. Клин и Солнечногорском муниципальном районе Московской области с предложением о заключении договора на оказание услуг был опубликован в газете «Подмосковье сегодня» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30).

    Ответчиком ФИО1 заявка и приложенные к ней документы региональному оператору ООО "ЭКОПРОМСЕРВИС" в установленном законом порядке не направлялись, в связи с чем договор на оказание услуг по обращению с ТКО следует считать заключенным и вступившим в законную силу.

    Деятельность по обращению с ТКО на территории г.о. Солнечногорск Московской области ООО "ЭКОПРОМСЕРВИС" осуществляет с ДД.ММ.ГГГГ, потому с указанной даты истец несет расходы по обращению с ТКО, и с указанной даты ответчику фактически предоставлялась реальная возможность пользоваться услугой по обращению с ТКО.

    Судом установлено, что ответчику на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит комната площадью 12,1 кв.м в <адрес> по адресу: Московская область, г. Солнечногорск, <адрес>, право собственности зарегистрировано, в связи с чем на нем лежит обязанность по оплате по указанному адресу услуги по обращению с ТКО.

    Доказательств отсутствия у ФИО1 задолженности по оплате услуги по обращению с ТКО за заявленный период суду не представлено и в материалах дела не имеется.

Доводы ответчика об отсутствии правовых оснований для оплаты услуг по обращению с ТКО независимо от факта проживания в квартире, несостоятельны по следующим основаниям.

Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 52-П, Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду (статья 42). Данное право - в контексте провозглашенных в преамбуле Конституции Российской Федерации цели обеспечения благополучия и процветания России и ответственности за страну перед нынешним и будущими поколениями - неразрывно связано с конституционной обязанностью сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58). Эта обязанность имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется на всех субъектов общественных отношений, что, помимо прочего, с необходимостью предполагает и ответственность каждого из них за состояние экологии.

Повседневная жизнедеятельность человека неизбежно сопряжена с производством отходов потребления, которые способны оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

Необходимость предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления (включая твердые коммунальные отходы) на здоровье человека, а также забота о сохранении благоприятной окружающей среды, являющейся одним из важнейших условий обеспечения достойной жизни, свободного развития человека и устойчивого экономического роста страны (статья 7, часть 1; статья 41, часть 1; статьи 42 и 75.1 Конституции Российской Федерации), обусловливают потребность в создании необходимой инфраструктуры обращения с такого рода отходами, соответствующей мировым стандартам экологической безопасности, увеличении доли перерабатываемых отходов и уменьшении объема захораниваемых фракций, расширении масштабов вовлечения переработанных отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья или энергии и т.<адрес> решения указанных задач федеральным законодателем и Правительством Российской Федерации установлено специальное нормативное регулирование, определяющее правовые основы обращения с отходами производства и потребления, включая деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами (Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 641", от ДД.ММ.ГГГГ N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" и др.).

С учетом того, что значительную долю в общем объеме твердых коммунальных отходов составляют отходы, образующиеся в жилом секторе, в том числе в многоквартирных домах в процессе повседневного потребления проживающими в них гражданами и содержания общего имущества этих домов, одним из важнейших направлений деятельности в области обращения с такого рода отходами является оказание уполномоченными организациями услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Данная услуга, относящаяся к категории коммунальных услуг (абзац девятый пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов), направлена не только на удовлетворение частных интересов собственников и пользователей жилых помещений в таких домах в обеспечении сохранности принадлежащих им жилых помещений и создании комфортных условий для проживания в них, но и на достижение общественно значимых целей по предотвращению вредного воздействия твердых коммунальных отходов на здоровье человека и сохранению благоприятной окружающей среды. Исходя из этого возложение на собственников и пользователей жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами согласуется с конституционными предписаниями об обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду и сбалансированности прав и обязанностей гражданина (ст. ст. 58 и 75.1 Конституции Российской Федерации), а также с требованием об обеспечении в нормативном регулировании общественных отношений разумного баланса публичных и частных интересов.

Услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами фактически оказывается региональным оператором не каждому отдельно взятому собственнику конкретного жилого помещения в многоквартирном доме при возникновении у него индивидуальной потребности в вывозе мусора, а одновременно всем собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирном доме независимо от общего количества граждан, проживающих в этом доме в данный момент. Причем даже в случае, когда собственник конкретного жилого помещения в многоквартирном доме не проживает в нем, не предоставляет это жилое помещение в пользование иным лицам, не осуществляет в указанном помещении ремонт или прочие действия, связанные с образованием твердых коммунальных отходов, и потому не испытывает индивидуальной потребности в вывозе такого рода отходов, он тем не менее не должен утрачивать интерес к обеспечению сохранности как принадлежащего ему жилого помещения (комфортных условий для проживания в нем), так и дома в целом, и прилегающей к нему территории, поскольку данное жилое помещение является возможным местом жительства самого собственника и (или) членов его семьи. Это означает, что удовлетворение интереса собственника жилого помещения в его сохранности фактически возможно лишь при условии поддержания дома в целом и прилегающей к нему территории (включая места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов) в состоянии, соответствующем санитарно-эпидемиологическим требованиям, которое обеспечивается, помимо прочего, за счет оказания региональным оператором коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

    В связи с изложенным, решение мирового судьи подлежит отмене с вынесением по делу нового решения.

    Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу об их удовлетворении, поскольку ответчиком в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обязанность по оплате услуги по обращению с ТКО не исполнялась, в связи с чем образовалась заявленная ко взысканию задолженность в сумме 2 234,60 руб., а также начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 394,43 руб. При этом суд принимает во внимание, что на собственников домовладений, расположенных в зоне действия регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, возложена обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке и на условиях, установленных действующими положениями законодательства Российской Федерации. Отсутствие индивидуального письменного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не освобождает ответчика от исполнения обязанности по ее оплате в силу закона.

    Доказательств заключения договора на оказание услуги по обращению твердых коммунальных отходов с иной организацией, как и относимых и допустимых доказательств того, что ответчик обращался с заявлением к истцу о перерасчете заявленных сумм задолженностей, в деле не имеется.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327.1, 328 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи судебного участка Солнечногорского судебного района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ООО «Экопромсервис» к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги - отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования ООО «Экопромсервис» к ФИО1 – удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу ООО «Экопромсервис» задолженность за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 234,60 руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 394,43 руб., в возмещение расходов по уплате госпошлины 400 руб., а всего взыскать 3 029 рублей 03 копейки.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Судья:                                                        О.<адрес>

11-52/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО Экопромсервис
Ответчики
Овечкин Вадим Леонидович
Суд
Солнечногорский городской суд Московской области
Дело на странице суда
solnechnogorsk.mo.sudrf.ru
26.03.2024Регистрация поступившей жалобы (представления)
26.03.2024Передача материалов дела судье
27.03.2024Вынесено определение о назначении судебного заседания
02.05.2024Судебное заседание
03.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.05.2024Дело оформлено
06.05.2024Дело отправлено мировому судье
02.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее