Решение по делу № 2а-61/2018 от 13.02.2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

12 марта 2018 года                                                                                с.Оса

Осинский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Суховеркиной Т.В., при секретаре Игнатьевой Л.М., с участием представителя истца помощника прокурора Осинского района Балдыхановой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-61/2018 по административному иску прокурора Осинского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Майск» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

установил:

прокурор Осинского района обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования (далее МО) «Майск» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности и возложении на администрацию МО «Майск» обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности на территории <адрес обезличен> путем приведения действующих источников наружного противопожарного водоснабжения в соответствие с требованиями п.п. 8.6, 9.4, 9.10 «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности, утвержденному приказом МЧС России от 25 марта 2009 года №178, а именно: обустроить естественный водоисточник в <адрес обезличен> подъездной площадкой с твердым покрытием размером не менее 12 метров в ширину и 12 метров в длину, подъездные пути для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, установить указатели в срок до <дата обезличена>. В обоснование административного иска указано, что прокуратурой Осинского района проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования «Майск» требований законодательства о пожарной безопасности в <адрес обезличен>. Установлено, что территория данного населенного пункта не обеспечена источниками наружного пожаротушения.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами. Нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Пунктом 9 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со ст. ст. 19, 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, руководители органов местного самоуправления.

В силу п. 4 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 этого Закона. В силу ст.62 указанного закона здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом.

Статьями 63, 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

На территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары. В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.

Согласно п.п.4.1 9.10, 9.11 «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденному приказом МЧС России от 25 марта 2009 года №178 наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций. Допускается применять наружное противопожарное водоснабжение из искусственных и естественных водоисточников (резервуары, водоемы) населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек. Количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение. Расстояние между пожарными резервуарами или искусственными водоемами следует принимать согласно п. 9.11, при этом подача воды на тушение пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов. Пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 метров, при наличии мотопомп - 100 - 150 метров в зависимости от технических возможностей мотопомп. В соответствии с п.п.9.4, 9.9 указанных правил водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей в любое время года. При определении пожарного объема воды в резервуарах допускается учитывать пополнение его во время тушения пожара, если подача воды в них осуществляется системами водоснабжения I и II категорий. Объем пожарных резервуаров и искусственных водоемов надлежит определять исходя из расчетных расходов воды и продолжительности тушения пожаров согласно п. п. 5.2 - 5.8 и 6.3. Объем открытых искусственных пожарных водоемов необходимо рассчитывать с учетом возможного испарения воды и образования льда. Превышение кромки открытого водоема над наивысшим уровнем воды в нем должно быть не менее 0, 5 метра. К пожарным резервуарам, водоемам и приемным колодцам должен быть обеспечен свободный подъезд пожарных машин. У мест расположения пожарных резервуаров и водоемов должны быть предусмотрены указатели по ГОСТ Р 12.4.026.

В ходе проверки установлено, что на территории МО «Майск» протекает река «Оса». Забор воды из данного водоема невозможен, так как отсутствуют подъездные площадки (пирс) для автомашин с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров, подъездные пути для установки и закачки водой пожарного автомобиля, указатели, что подтверждается информацией главного государственного инспектора Усть-Ордынского Бурятского округа по пожарному надзору.

Таким образом, несоблюдение органом местного самоуправления требований пожарной безопасности может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций и создает угрозу жизни и здоровью жителей <адрес обезличен>, их имуществу.

В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Осинского района Балдыханова К.А. исковые требования прокурора поддержала в полном объеме, суду дала пояснения, аналогичные изложенному в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Майск» был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о наличии уважительных причин неявки суду не сообщил.

В соответствии со ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное исковое заявление прокурора Осинского района в отсутствие представителя административного ответчика.

Заслушав объяснения представителей сторон, учитывая отсутствие возражений со стороны административного ответчика, установив обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения данного административного дела, огласив письменные материалы дела, и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. На основании п.9 ч.1 ст. 14, ч. 3 указанного Федерального закона к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Таким образом, администрация МО «Майск» в соответствии с указанными требованиями на территории сельских населенных пунктов в границах муниципального образования «Майск» должна обеспечить решение вопросов местного значения.

Решение вопросов местного значения предусмотрено также Уставом муниципального образования «Майск».

Из совокупного содержания приведенных положений законодательства Российской Федерации следует, что лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности на территории сельского поселения, является орган местного самоуправления. Согласно ст.10 Федерального закона №69-ФЗ «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

В соответствии с положениями ст.3 Федерального закона №69 ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года №390 органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности». Согласно данной ст.19 к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.

В соответствии с требованиями ст.68 Федерального закона №123-ФЗ, п.п.4.1, 9.10, 9.11 «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденному приказом МЧС России от 25 марта 2009 года №178 наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций. Допускается применять наружное противопожарное водоснабжение из искусственных и естественных водоисточников (резервуары, водоемы) населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек. В соответствии с п.п.9.4, 9.9 указанных правил водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей в любое время года. У мест расположения пожарных резервуаров и водоемов должны быть предусмотрены указатели по ГОСТ Р 12.4.026.

Согласно представленной администрацией МО «Майск» численность населения МО «Майск» по состоянию на <дата обезличена> составляет 1302 человека.

Согласно информации, представленной главным государственным инспектором Усть-Ордынского Бурятского округа по пожарному надзору от 29 января 2018 года №2-5-78 на территории МО «Майск» протекает река Оса, из которой возможен забор воды пожарными автомобилями.

Таким образом, в результате исследования представленных доказательств судом достоверно установлено, что с учетом численности населения МО «Майск» вместо пожарного резервуара возможно использование естественного водоема – реки Оса, протекающей по территории данного МО. Вместе с тем, забор воды из данного водоема пожарными автомобилями в настоящее время невозможен, так как отсутствуют подъездные площадки (пирс) для автомашин с твердым покрытием размерами не менее 12 метров х 12 метров, подъездные пути для установки и закачки водой пожарного автомобиля, соответствующие указатели.

Несоблюдение административным ответчиком требований пожарной безопасности может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, что создает угрозу жизни и здоровью жителей <адрес обезличен>, а также сохранности их имущества.

Суду представлено достаточно доказательств, свидетельствующих о нарушении ответчиком требований законодательства по обеспечению мер пожарной безопасности, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с положениями ч.3 ст.227 КАС РФ при принятии решения суда, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Осинского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Майск», выразившееся в непринятии мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.

Возложить на администрацию муниципального образования «Майск» обязанность в срок до <дата обезличена> привести действующий источник наружного противопожарного водоснабжения в соответствие с требованиями наружного противопожарного водоснабжения, требованиями п.п. 8.6, 9.4, 9.10 «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденному приказом МЧС России от 25 марта 2009 года №178, а именно: обустроить естественный водоисточник в с.Майск Осинского района подъездной площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12 метров в ширину и 12 метров в длину, подъездные пути для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, установить указатели.

Об исполнении решения суда по истечении установленного срока сообщить прокурору и в суд, принявший решение.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Осинский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда первой инстанции, принятое по данному делу, также может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу при условии, что были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу.

Судья Осинского районного суда              Т.В. Суховеркина

2а-61/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Осинского района
Ответчики
Администрация муниципального образования "Майск"
Суд
Осинский районный суд Иркутской области
Судья
Суховеркина Татьяна Владимировна
Дело на странице суда
osinsky.uso.sudrf.ru
13.02.2018Регистрация административного искового заявления
13.02.2018Передача материалов судье
14.02.2018Решение вопроса о принятии к производству
14.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.03.2018Судебное заседание
12.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее